Школа, кооперация и краеведение на Архангельском Севере

 

Дианова Е.В.

Жители Северного края с особой любовью относятся к своему земляку, первому русскому академику Михаилу Васильевичу Ломоносову. Народная память хранит историю, как он пешком шел от Холмогор до Москвы. Пример М.В. Ломоносова вдохновил очень многих выходцев из простого народа на тернистый путь ученичества, о них говорится в стихотворении Н.А. Некрасова «Школьник», где есть такие строки:  «Скоро сам узнаешь в школе, / Как архангельский мужик / По своей и божьей воле / Стал разумен и велик».[1] Представители демократической интеллигенции начала ХХ в. понимали необходимость просвещения крестьянства и рабочего люда.

И большую помощь в этом благородном деле сыграла кооперация. Кооперация представляет собой объединение потребителей и мелких производителей для совместной заготовки, переработки, сбыта и продажи своей продукции. В начале ХХ в. наиболее многочисленными кооперативными организациями были потребительские общества и кредитные товарищества, создавались кустарно-промысловые и сельскохозяйственные товарищества. Через кооперацию они стремились обеспечить себя дешевыми кредитами на улучшение своего хозяйства, а также найти удобный и выгодный способ сбыта продуктов. Передовые люди России пришли к выводу, что «благосостояние крестьян и подъём производительности крестьянского хозяйства зависит не от того, сколько у них на душу приходится земли, а от целого ряда других причин, из которых главная и основная заключается в формах крестьянского землепользования».[2] Иными словами, ставился вопрос о необходимости кооперирования крестьянства.

Очень часто инициаторами создания и руководителями потребительских обществ и сельскохозяйственных товариществ, призванных облегчить жизнь северного крестьянства, были сельские учителя. При этом, став организаторами кооперативных образований, они заботились не только об улучшении крестьянских хозяйств, но и о просвещении народа.

К. Суздальцев, автор книги «Кооперация и просвещение», писал: «Невежество – огромное зло в жизни русского народа. Ежегодный вред, приносимый невежеством, нужно исчислять не миллионами, а миллиардами рублей».[3] Действительно, темноту и неграмотность крестьянства наряду с примитивной агротехникой, низкой урожайностью можно назвать в числе характерных черт сельского хозяйства страны: из-за своего невежества крестьянство с большим недоверием относилось к каждому нововведению, техническому новшеству, облегчавшему труд земледельца.

Распространением передовых знаний в области агрономии и агротехники занималась кооперация, которая объединяла людей «на почве их повседневных нужд и забот, на почве стремления уменьшить эти заботы, помочь тем, кого заела нужда». А для того, «чтобы отдельный кооператив стал силой, ему надо обратить серьезное внимание на духовное развитие своих членов».[4]

В начале ХХ века была выдвинута задача распространения знаний среди населения путем создания культурно-просветительских обществ, кружков, библиотек, народных домов. На Архангельском Севере в это время были организованы многочисленные кооперативные культурно-просветительские кружки, стремившиеся «содействовать просвещению народа и разумному использованию его досуга».[5] В их работе активное участие приняли учителя сельских школ и кооперативные работники.

Придавая большое значение начальному образованию, кооператоры в то же время отмечали его ограниченные возможности: «Наша начальная школа самого света не дает; она только подводит к свету. Она подносит к губам чашу просвещения, но досыта жаждущих знания не поит; она дает только грамоту, а грамота – только дверь к образованию». Поэтому для просвещения народа необходимо было создать сеть вечерних и воскресных школ с привлечением местного учительства и кооперативных работников. «Школа через учителя связывает себя с кооперацией. Кооперация, благодаря участию в ней учительства, является энергичным толкачом к свету знания».[6]

С интересным предложением выступил А.А. Евдокимов, экономист, кооператор и краевед, который с начала 1920-х годов стал жить и работать на Русском Севере. Он предложил организовывать зимой специальные кооперативные школы для крестьянства, потому что летом они заняты на пашне и сенокосе. В 1922 г. в Вологде была издана книга А.А. Евдокимова «Зимние крестьянские школы как первая ступень кооперативного образования в сельской местности».

В этой книге А.А. Евдокимов обосновывает необходимость организации зимних школ, ссылаясь на примеры из зарубежного опыта и   рассказывая о школах для взрослых крестьян, появившихся  в 1918-1921 гг. на Украине и в некоторых русских губерниях. Так, в 1917 году идея Высшей Крестьянской Школы с большим подъёмом была воспринята вологодскими кооператорами. Для её создания был образован денежный фонд и собрана из пожертвований библиотека, существовавшая потом под названием «Библиотека Высшей Крестьянской Школы».

Кооперативные школы для взрослых работали в течение трёх зимних месяцев. Зимние школы были предназначены для взрослых крестьян, уже прошедших начальную школу, и являлись «ветвью дополнительного образования». Организаторами зимних школ для крестьян могли быть кооперативные союзы, местные сельские кооперативы, педагоги-зимники. Педагоги-зимники, в понимании А.А. Евдокимова, это – кооперативные инструктора и учителя, члены местных сельских кооперативов.

Отличие взрослых кооперативных школ от детских школ состояло в том, что предметы не преподавались в школьном порядке. Там не было «ни арифметики, ни геометрии, ни зоологии, ни ботаники», но зато всегда была «беседа о жизни, упражнение научного порядка, объединенный эстетический интерес». Основным методом преподавания была беседа со слушателями. Учитель зимней школы проводил беседы по наиболее интересным для крестьян темам, таким, как: «Астрономия. История земли»; «История России XIX века»; «История русской литературы»; «История духовной культуры»; «История кооперации»;  «История народного хозяйства».

В этих школах преподавание было насыщено кооперативной и производственной пропагандой. Оно должно было «формировать активную, творческую личность и наглядное единение этих личностей в научном, художественном, общественном интересах». А.А. Евдокимов предложил расширить учебный план зимних школ за счёт новых тем. По астрономии можно было изучать «Жизнь вселенной»,  по «Истории Земли» – геологию и палеонтологию. При изучении темы «Жизнь растений» разбирались вопросы: Растение и солнце. Растение и воздух. Растение и почва.

Поскольку занятия в зимних школах проводились местными кооператорами и агрономами, то в учебный план были включены темы по кооперации, экономике и агрономии – «История агрономической науки», «Сельскохозяйственная кооперация и ее местное значение». Историю России рекомендовалось изучать по разделам: «Хозяйство. Общественность. Социальная жизнь. Кооперация», дополнительно проводились беседы по истории и географии местного края.

Успех деятельности таких учебных заведений для крестьянства, созданных при поддержке губернских и уездных кооперативных союзов, полностью зависел от «связи школы с местным творчеством жизни», с изучением родного края. А.А. Евдокимов высказывал пожелание: «И мы хотели бы, чтобы наша школа слилась с жизнью воедино, была бы активной помощницей жизни, чтобы она оставила после себя самодеятельное, местное научное общение».

Для достижения этой цели необходимо было сделать так, чтобы все преподавание должно было быть проникнуто «трепетанием местной жизни, местных научных, общественных и технических интересов. Оно должно формировать активную, творческую личность и наглядное единение этих личностей в научном, художественном, общественном интересах».[7]

Развивая тему краеведения, необходимости изучения истории, географии, экономики родного края, А.А. Евдокимов часто выступал на страницах журнала «Северное хозяйство» Архангельского губернского экономического совещания. Так, в 1924 г. в разделе «Краеведение»  он опубликовал статью «Заметки краеведа», в которой рассказывал о пользе походов школьников в лес. А.А. Евдокимов советовал совмещать учёбу детей с практической деятельностью по изучению леса. Для этого он предлагал организовать школу крестьянской молодежи в Карпогорах для изучения родного края.

Такими опытными «учёно-учебными заведениями», по его мнению, могли стать обычные лесные избушки.  В Онежском уезде Архангельской губернии для изучения лесных богатств уже была устроена лесная избушка, где поселилось пятеро молодых людей, изучавших лес на берегу реки Ваймуги в 12 верстах от станции Обозерской. А.А. Евдокимов обращался со страниц журнала к 24-м кооперативам Онежского уезда, вступившим в члены Института промышленных изысканий,  с призывом оказать помощь лесной избушке.[8]

В создании школы крестьянской молодежи в Карпогорах А.А. Евдокимов видел первый шаг в реализации проекта по созданию зимних кооперативных школ, в  развитии северной кооперации и краеведения. Для всех кооператоров было ясно, что «знание своей родины есть сила, без которой и народный труд не может быть успешным».[9]  Поэтому неслучайно северная кооперация помогала в организации и проведении занятий по краеведению.

Так, в июле 1923 г. в Архангельске по инициативе Архангельского краеведческого общества были устроены курсы краеведения для сельских учителей. В организации краеведческих курсов денежную помощь оказали различные кооперативные организации, в том числе: Архангельский губернский союз потребительских обществ (Архгубсоюз), Союз сельскохозяйственных кооперативов (Сельсоюз), кустарно-промысловые союзы (Лесосмолсоюз, Северосмола, Севкорыба).

Курсанты прослушали лекции по экономике: о положении в сельском хозяйстве, сельскохозяйственной кооперации, маслоделии, рыболовных промыслах. В работе курсов приняли непосредственное участие известные архангельские краеведы и кооператоры, работники Архгубсоюза. Они выступили с докладами: «Введение в краеведение», «Связь краеведения со школой», «Колонизация Северного края» (А.А. Евдокимов); «История рыболовных промыслов» (И.П. Ануфриев); «Сельскохозяйственная кооперация», «Промышленное маслоделие Холмогорского района» (И.С.Сынков); «История изучения Архангельского края» (А.И. Попов) и др.

Слушатели курсов занимались на практических занятиях по изготовлению коллекций, препаратов и наглядных пособий для школ. Кроме того, они совершили 14 экскурсий, среди них экскурсии на гипсовый и мыловаренный заводы, лесозавод и молочную ферму. Курсанты также посетили мастерскую художника С.Г. Писахова, Архангельский краевой музей, в том числе отдел промыслов, отделы минералогии и геологии с предварительной лекцией «Материальные богатства Севера», отделы этнографии и археологии с предварительной лекцией «Доисторический человек».  Седьмого июля 1923 г. курсанты приняли участие в праздновании Международного дня кооперации.

При завершении курсов под руководством А.А. Евдокимова была проведена итоговая конференция на тему «Организация краеведческой работы в районе»,  на которой были заслушаны доклады курсантов по темам краеведческих исследований: «Лес и болото», «Море и морские промыслы», «Река и озеро», «Огородничество», «Хлебопашество», «Животноводство», «Современный быт и следы старинного быта в нем», «Старинная и современная словесность Севера», «Общественная и культурная жизнь района». В помощь курсантам была оборудована библиотека «По Северному краю»,  где они могли знакомиться с литературой о Русском Севере.[10]

Таким образом, взаимодействие школы, кооперации и краеведения имело плодотворный характер и оказывало благотворное влияние на кооперативное, культурно-просветительское и краеведческое движение на Русском Севере. Сотрудничество учителей, краеведов и кооператоров находило отражение в местной печати. В краеведческих изданиях печатались материалы о развитии кооперации, а в кооперативных журналах публиковались материалы и статьи, посвященные истории, литературе, этнографии данного края. Кроме того, кооперативные союзы оказывали финансовую поддержку краеведческим обществам, способствовали изданию в своих типографиях монографий и различных книг краеведческого характера. Многие известные учителя-краеведы были активными участниками кооперативного движения в Северном крае, организаторами и руководителями различных кооперативных союзов и товариществ.

 

 



[1] Некрасов Н.А. Школьник // Некрасов Н.А. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1979. Т.1. С.233.

[2] Цит. по: Латов Ю.В. Экономика вне закона (Очерки по теории и истории теневой экономики). М.: Московский общественный научный фонд, 2001. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ie.boom.ru/Latov/Monograph/Chapter3.htm — Заглавие с экрана. – На русском языке.

[3] Суздальцев К. Кооперация и просвещение. М., 1917. С. 14.

[4] Там же. С.15.

[5] См.: Дианова Е.В. «Товарищи просветители»: культурно-просветительские кружки на Севере в 1917-1919 гг. // Архангельская старина. 2010. № 2. С.42-43; № 3. С.38-42.

[6] Кооперация Севера. 1923. № 14. С.12.

 

[7] Евдокимов А.А. Зимние крестьянские школы как первая ступень кооперативного образования в сельской местности [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/zim/kre/sti/ans/kie/1.htm. – Заглавие с экрана. – На русском языке.

[8] Северное хозяйство. 1924. № 7. С.19-24.

[9] Кооперация Севера. 1921. № 1. С.8.

[10] Северное хозяйство. 1923. № 7. С.109-111.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>