Часовни Северного Малодвинья и нижней Вычегды: перекличка веков

Горынцев Д.Л.

В энциклопедических словарях «часовня» трактуется как малая церковь без алтаря. Изначально часовни ставились над входом в подземные кладбища, а также над подземными церквями, в которых покоились мощи мучеников. Кроме этого они устраиваются на местах, ознаменованных какой-либо милостью Божией, или в память важных событий церковно-государственной жизни. Часовни предназначаются для общественных молений христиан.

В России часовни появились с принятием христианства. Его проповедники нередко на местах языческих капищ водружали крест и сооружали часовни. Отшельники строили  в глухих местах часовни, которые служили началом церквей и монастырей.

Строгие правила о часовнях появились в России в период царствования Петра I. Причиной послужили тайные богослужения, совершаемые раскольниками в часовнях. Императорские Указы 1707 и 1722 годов требовали, чтобы были разобраны все часовни как раскольнические, так и православные и не дозволяли строительство новых. Однако эти указы не везде исполнялись вследствие крайней нужды в часовнях, особенно в отдаленных от церквей селениях. Поэтому вслед за получением указа о разборе часовен стали поступать прошения в Святейший Синод, чтобы дозволяли не разбирать существовавшие часовни и разрешить строить новые.

В 1727 году Сенат с уведомления императрицы Екатерины I дозволил восстановление прежних часовен и разрешал строить новые. Однако при Анне Иоанновне в 1734 году был подтвержден петровский указ 1707 года о нестроении новых часовен, дозволялось лишь не разбирать прежние. Между тем во многих местах миряне решались строить часовни без дозволения высшего церковного  начальства. При этом вся церковная документация касаемо часовен просто уничтожалась. В 1865 году Св. Синод предоставил епархиальным архиереям право самим разрешать постройку часовен как в селениях, так и в городах, кроме столиц, а также окончательно разрешить дела о самовольном возведении или перестройке часовен [1].

Часовня – это сооружение церковного характера, возводимое населением в честь какого-либо значимого события или на святом месте, где нет возможности построить храм и содержать постоянный клир.

Часовни в отличие от храмов возводили в любых местах: на краю деревни, в самом ее центре, нередко даже в ряду жилых домов, в лесу, у дороги, у озера, рядом с пашней, на поскотине или просто на возвышенности. В общем, там, где не было возможности построить церковь и содержать постоянный клир. По устройству часовня имеет некоторое сходство с храмами: ориентирована с запада на восток, имеет иконостас, алтарный выступ, но алтаря как такового нет. К тому же по архитектурному убранству часовни значительно уступали храмам. В качестве строительного материала использовалась древесина. Каменные часовни являлись редким исключением. Они возводились в больших городах и крупных монастырях.

Постоянных церковных служб в часовнях не устраивали, но ежегодно в храмовые праздники от приходских храмов к часовням до революции регулярно устраивались крестные ходы. Временных ограничений по посещению часовни мирянами в отличие от приходского храма не было: часовня открыта для посещения постоянно, на ночь она также не закрывалась. К тому же ментальное пространство часовни позволяло преступнику чувствовать себя спокойно. Считалось, что последний,  грешный человек,  вступив на путь покаяния, защищен покровительством высших сил [2]. Кроме этого стоит отметить, что часовни, в отличие от храмов, возводятся в более короткий срок.

На территории северного Малодвинья и нижней Вычегды часовни появились в период развитого средневековья в каждом населенном пункте. Достоверных архивных и археологических сведений об этом нет по объективным причинам: бумажные носители не сохранились, а широкомасштабных археологических раскопок не проводилось. Единственными источниками в этом случае остаются легенды, записанные в более позднее время. Если об основании храмов еще можно найти хоть какую-нибудь информацию, то о часовнях информация или отсутствует, или излагается скупой фразой: «когда и по какому случаю выстроена неизвестно».

Первую православную часовню на территории нижней Вычегды заложил в начале XIV века Св. Стефан Великопермский. Находилась она на месте языческой кумирницы рядом с Пыросским городком. Эта часовня просуществовала до конца XVI века, когда население оставило Пырос, переселившись в г. Чернигов, находившийся чуть выше по течению Вычегды. Все постройки Пыросского городища, включая первую в округе часовню, канули в Лету.

Наряду с Пыросским городищем в XIV веке существовало Вотложемское городище, которое имело, учитывая небольшие размеры поселения, часовню. Время также оказалось беспощадным к этому городку, укрыв от нынешней цивилизации его тайны.

В XVI веке аналогичная участь постигла все постройки поселения около деревни Пускино.

В том же XVI веке основатель Коряжемского Никольского монастыря Логгин с духовным братом Симоном в устье речки Коряжемки, закладывая обитель, выстроил сначала деревянную часовню, а затем приступил к возведению церкви во имя Святого чудотворца Николая [3]. Местоположение этой часовни в отличие от других предыдущих  определено точно.

В XVII веке так же основательно опираясь на документы можно говорить о Туровецкой часовне. По легенде на лесной горе у речки Туровихи на дереве был обретен образ Пречистой Божьей Матери Одигитрии, в часть которого поселяне Туровецкого городка поставили деревянную Богоявленскую церковь. Весной 1645 года церковь сгорела. Новую Богоявленскую церковь возвели на более высоком месте, а на пепелище  выстроили деревянную часовню. Эта часовня благодаря своевременным ремонтам кровли, стен и пола силами прихожан просуществовала до 1970 года [4].

Довольно много часовен, несмотря на запрет, поставили в XVIII веке. Как уже отмечалось, в церковной документации данные об этих часовнях весьма скудные. Типичный пример тому – информация о приписных часовнях Вотлажемской Троицкой церкви, расположенных в деревне Часовенке на Вотлажемском лугу и на Выставке. Не указано ни время строительства, ни в честь какого небесного покровителя они освящены [5].

Более широкую информацию содержит клировая ведомость Пачеозерской Михайло-Архангельской церкви о часовне около деревни Княгино, приписанной к означенному храму: «Часовня одна у дер. Княгино, она зданием деревянная, снаружи обита тесом и выкрашена белой краской. Начало появления часовни в далеком прошлом. В часовне два раза в год бывают молебствования: 6 августа (Преображение Господне) и 27 ноября (Знамение Божьей Матери). В часовне почитаются иконы Преображения Господня и Знаменья Божьей Матери» [6].

Точная датировка постройки в XVIII веке относится  только к трем приписным часовням.

Это деревянная Святониколаевская часовня, возведенная в 1725 году около деревни Новинки местными жителями и монахами Спасо-Прилуцкого Николаевского монастыря, приписанная к Приводинской Николаевской церкви [7].

16 марта 1770 года после освящения холодного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Михалево Приводинской волости в семи верстах от церкви миряне  поставили деревянную Богородицкую часовню. В эту часовню ежегодно во второе воскресение Петрова поста совершалось крестное хождение в честь перенесения иконы Божьей Матери в новую церковь из старой деревянной церкви  [8].

В 1773 году крестьяне деревни Копосово за неимением собственного храма (Бабаевская Богородицкая церковь находится в 10 верстах) поставили в центре деревни деревянную часовню, освятив ее в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В отличие от традиционных равносторонних  часовен эта часовня имеет алтарный выступ, характерный для церквей. По внешнему виду строители постарались максимально приблизить ее к церковному облику. Это было очень важно, поскольку Реважская Николаевская церковь, находящаяся в ¼ версты от часовни стала возводиться лишь в 1864 году и строилась 24 года [9].

Довольно богатым на возведение часовен оказался XIX век. Самая посещаемая находилась в деревне Устье Козьминского общества Метлинской волости и являлась приписной к Котласской Стефановской церкви. Эта часовня позволяла обратиться к  Богу  населению деревень, находящихся за речкой Котлашанкой (Устье, Бор, Антоново, Антоновский починок, Бобровская) особенно в период весеннего половодья и распутицы.

В 1871 году на сольвычегодской стороне при деревне Козловке прихожане поставили часовню в восьми верстах от Сольграда. Молебствования в ней совершались четыре раза  в год: 6 сентября, 26 октября, 23 апреля и 23 июня [10].

В 1881 году жители деревни Шипицыно обратились к священнику Вондокурской Троицкой церкви с просьбой разрешить поставить в деревне часовню. Причина обращения –  трудности во время разлива воды в полое и озерах.  В 1882 году по проекту инженера-архитектора Шилькнехта в деревне поставили часовню. Освятили ее в честь Святителя Николая [11].

В начале XX века в Спасо-Прилуцком Николаевском заштатном монастыре, что находился около деревни Минина Полянка, около алтарной части Святониколаевского храма над родником ключевой воды монахи поставили часовню. Особенность ее в том, что рядом произрастал огромный кедр. Когда-то при монастыре существовала кедровая роща [12].

В 1911 году в семи верстах от Приводинской Николаевской церкви прихожане поставили часовню также в честь Николая Чудотворца [13].

Установившаяся в результате Октябрьского переворота Советская власть по религии и мифологическому мировоззрению населения котласской округи нанесла сильный удар. Большинство часовен порушили на дрова, часть приспособили под нежилые производственные или жилые помещения. К числу первых можно отнести часовню у деревни Княгино, приписанной к Пачеозерской Михаило-Архангельской церкви. К числу вторых – часовню в деревне Устье. Ее реконструировали под жилой дом.

Часовни, находящиеся на значительном отдалении от администраций сельсоветов, просто закрывали. При этом никакой архитектурной перепланировки не делали. Объяснялось это подсознательным страхом прогневать Бога, чем получить проклятье не только в свой адрес, но и по всему своему роду. Благоразумные руководители сельсоветов считали, что пусть уж лучше часовня сама упадет, чем «помогать» ей падать – себе дороже.

С течением времени атеизм принес неблагочестивые плоды. В середине 1970-х гг. по распоряжению председателя Шипицынского  поссовета К.Н. Тереховой Туровецкую часовню ночью вандальным способом распилили и сбросили под туровецкую гору [14].

О часовнях Котласского района, в отличие от храмов, официальной информации не было никакой. Все, что помнили старожилы, передавалось только из уст в уста. Вынесенные своевременно иконки их часовен сохранялись по домам деревенских жителей.

Смутные девяностые годы минувшего XX столетия большинство россиян восприняло как наказание за атеистическое мировоззрение и обратилось к вере. Храмы стали реставрироваться и передаваться епархии. То же самое относится и к часовням. Там, где они исторически находились, но были разрушены, прихожане стали возводить новые. Именно поэтому 26 октября 1996 года о. Василий Яворский решил восстановить утраченную достопримечательность туровецкой округи, заложив основание новой часовни, которую строили всем миром. 1 августа 1997 года состоялось освящение новой часовни.

В январе 2006 года городской комитет ветеранов войны и военной службы совместно с клиром Котласской Стефановской церкви и отдельными горожанами выступили с предложением построить на городском кладбище Макарово часовню [15]. Котлашане инициативу поддержали. Благодаря народным деньгам и материальной помощи городских предприятий к февралю 2009 года часовню выстроили, а 20 февраля накануне Дня защитника Отечества состоялось ее освящение в честь Георгия Победоносца [16].

Строительство новых часовен, несомненно, дело благое. На очереди – реставрация уже существующих часовен. Речь идет о Николаевской часовне в деревне Копосово. Значительная отдаленность от центра Реважского сельсовета позволила сохранить ее внешний облик и частично внутреннее убранство.  Когда в 1923 году советская власть закрыла Реважскую Николаевскую церковь, прихожане вынесли из часовни иконы и спрятали по домам. С течением времени желание избавиться от хлама и жажда «золотого тельца» деревенских атеистов заставила продать иконы или просто передать третьим лицам. Особенно часто эти случаи отмечались в девяностые годы минувшего века. Теперь пришло время возвращать ценности на свои исторические места.

Нынешние часовни значительно отличаются от дореволюционных часовен по архитектурному облику, строительному материалу и вместимости. Они уже не защищают преступника от кары мирского закона. В той местности, где нет храма, часовня позволяет человеку уединенно обратиться к Всевышнему.

 

Источники и литература:

 

1. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т.: т.3: Т-Я./Ред. кол: С.С.Аверинцев (гл. ред.) и др.– М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.

2. Камкин А.В. Православная церковь на севере России. Стр. 22.

3. Попов В. Сольвычегодская старина. / Сольвычегодская старина.  Материалы и исследования к 500-летию г. Сольвычегодска. Отв. ред. Власов А.Н. Сыктывкар. 1994. Стр. 107.

4. Кудрин Н.М. Поклон земле моих предков. Стр. 61.

5. МУ «Великоустюгский центральный архив» Ф.364. Оп.1. Д.8770. Л.2.

6. МУ «Великоустюгский центральный архив» Ф.364. Оп.1. Д.8325. Л.207.

7. МУ «Великоустюгский центральный архив» Ф.364. Оп.1. Д.7948. Л.725.; Оп. 2. Д.7059. Л.591.

8. МУ «Великоустюгский центральный архив» Ф.364. Оп.1 Д.6762. Лл. 76-77.; Оп.2. Д.7059. Л. 587.

9. МУ «Великоустюгский центральный архив» Ф.364. Оп.1. Д.8578. Лл. 790-791 об.

10. МУ «Великоустюгский центральный архив» Ф.364. Оп.1 Д.8325. Лл. 98 об.

11. МУ «Великоустюгский центральный архив» Ф.364. Оп.2. Д.6762. Л.53.; Оп. 1. Д.7059.

12. Вологодские Епархиальные Ведомости. 1886. №10.; Кудрин Н.М. Поклон земле моих предков. Великоустюгская городская типография. 1998. Стр. 36.

13. МУ «Великоустюгский центральный архив» Ф.364. Оп.1. Д.7948. Л.725.; Оп. 2. Д.7059. Л.591.

14. Туровец. Святая Русь. Святое место…/ Автор-сост. Мелентьева В.В. – Котлас: ГУП «Котласская типография», 2007. Стр. 13; Кудрин Н.М. Поклон земле моих предков. Стр. 63.

15. Часовня будет! // Двинская правда. 2006. 9 марта. Стр. 5; В.Анохина. На часовню собрано 80 тысяч рублей. // Двинская правда. 2006. 14 мая. Стр. 1.

16. Киселева М. На строительство часовни собрали более 200 рублей // Вечерний Котлас. – 2009. – 27 февраля. Стр. 20.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>