Устройство и содержание дорог Сольвычегодского уезда на рубеже 19-20 веков

Горынцев Д.Л.

Грунтовые дороги на территории Северного Трехречья издавна играли большую роль для местного населения. Они связывали деревни и погосты между собой, выводили к рекам и озерам, а так же на поля и сенокосные угодья. Кроме этого, по дорогам проходила административно-территориальная граница уездов, волостей и сельских обществ. На эксплуатацию дорог сильное влияние оказывала погода. Летом дороги, проложенные по суглинистой почве после дождей «раскисали». Зимой дороги заметало снегом, что позволяло их использовать как санные пути. Кроме этого в зимний период появлялась возможность выпрямления маршрута, так как дороги проходили по льду рек и озер. Недостатком этого времени года была опасность сильных заносов дорог снегом. Весной возникала не менее сложная проблема: паводковые воды размывали дороги, особенно проложенные в затопляемой зоне рек. В этом случае связь с отдаленными деревнями прерывалась.

Главными магистралями Сольвычегодского уезда и северной части Великоустюгского уезда в XIX веке считались: почтовый тракт, протянувшийся от г. Сольвычегодска до Яренска по правобережью Вычегды и коммерческий (торговый) тракт от Великого Устюга до границы Архангельской губернии, проходящий по левому берегу Северной Двины. Связующим звеном этих дорог служил перевоз через Северную Двину около деревни Ускорье, а дальше путь от устья Вычегды до Сольвычегодска. Помимо магистральных дорог местное население активно использовало проселочные тракты. В отличие от первых двух они полностью находились под контролем Уездного Земства. В конце XIX века в Сольвычегодском уезде это были: Березонаволоцкий, Ильинский, Семеновский и Пинегский. В начале XX века к ним присоединились тракты: Воробинский, Княжица-Ильинск, Уткино-Красноборск и Котласский. [1]. Последний имел протяженность 23 версты и с активной эксплуатацией Пермь-Котласской железной дороги получил статус почтового тракта. [2].

Для качественной организации перевозки почты, местного населения и различных должностных лиц на трактах устраивались земско-обывательские и почтовые станции, на которых была возможность не только поменять лошадей, а так же отдохнуть, потрапезничать и переночевать в случае надобности. Все необходимое для этого на станциях имелось.

Станционные пункты в XIX веке содержались в основном за счет уездных и волостных властей. В соответствии с земской реформой 1864 года земству поручалось руководство хозяйственными делами, в том числе строительство и содержание дорог, а так же расположенных на них станций. Все необходимые распоряжения по этому поводу давали Уездные Земские Собрания, а их выполнение возлагалось на Уездные Земские Управы. Для обеспечения решения различных хозяйственных задач местное население облагалось особыми сборами. Размер содержания станций устанавливался в строгом соответствии со ст. 51 и ст. 177-186 Общего положения о крестьянах 1876 года и зависел от решений сельских и волостных сходов, которые направлялись в Уездное Земское Собрание и Земскую Управу.[3]. Кроме этого в соответствии с вышеуказанными документами и Распоряжением Министерства Внутренних Дел от 28 мая 1869 года Уездные Земские Собрания устанавливали для каждого сельского общества подводные повинности, которые могли заменяться денежным сбором, направляемым на оплату найма лошадей и станционного смотрителя. [4].

Содержание каждой станции для земства оказывалось делом довольно накладным. Среднегодовой расход одной станции составлял около 1000 рублей. Кроме этого на разъезды должностных лиц и полицейских стражников необходимо было выделять по 600 рублей в год. [5].

В целях сокращения расходов на земско-обывательских станциях (исключая почтовые как государственные) Уездное Земское Собрание с разрешения губернатора и местного полицейского управления на основании последнего документа получило право проводить аукционные торги среди крестьян по сдаче станций в аренду на три года. [6]. Поскольку одному человеку собрать необходимый для торгов капитал было почти невозможно, крестьяне объединялись в группы по 4-5 человек. После аукциона победители торгов заключали с властями соответствующий договор. Аукцион проводился в каждом сельском обществе с января по май в зависимости от срока окончания предыдущего договора.

В случае выплаты за аренду значительной денежной суммы для сокращения потерь и избежания банкротства арендаторы имели право заключать договор не на три, а на один год. Препятствий для этого власти не чинили. К таковым в Сольвычегодском уезде на рубеже XIX – XX  веков относились: Насадкинская, Полутовская, Парфеновская, Черевковская, Слободчиковская, Митинская и Цивозерская станции. [7].

В целом по Сольвычегодскому уезду из 52 сельских обществ 42 выразили желание содержать находящиеся на их территории станции без изменения условий договора. 10 из последних (8 сельских обществ Метлинской волости, Степановское сельское общество Березонаволоцкой волости и Фоминское Черевковской волости) для сокращения расходов отказались содержать наряду с земскими станциями «станции для разъездов должностных лиц волостного и сельского начальства». А во избежание конфликта «пожелали иметь для сего отдельные станции». [8].

Все находящиеся в Сольвычегодском уезде станции в последней трети XIX века подразделялись на два участка по географическому признаку.

 

Таблица 1. [9].

 

Участок Волость Название станции Название деревни, при которой находится станция Количество лошадей на станции
 

 

 

 

I

Метлинская

 

Метлинская Козловка

10

Княжицкая Княжица

6

Кузнецовская Уткино

9

Козьминская Козьмино

3

Рябовская Гришановская Гришановская

6

Рябовская Рябово

6

Бердышевская Мосеевская

5

Слободчиковская Губинская

5

Никольская Хаминовская Хаминово

6

Никольское Село Никольское

6

Докукинская Беляевская

3

  Ильинско-Подомская Ильинскаая Село Ильинское

6

Астафьевская Астафьева Гора

3

Насадкинская Насадкинская

4

Селянская Тырнасовская

2

Павловская Петрушинская

1

Воробинкая Чесноковская Чесновковская

4

Воробинская Воробино

4

Березо-

наволоцкая

Вешкурская Большая Степановская

7

Цивозерская Семушинская

3

Березонаволоцкая Терехино

5

Подольская Малый Подол

4

Митинская Митино

6

 

 

 

 

 

 

 

 

II

Алексеев-ская Полутовская Полутовская

8

Велико-сельская Парфеновская Парфеновская

7

Черевков-ская Черевковская Дер.Черевковская

8

Сидорово-Едомская Фоминское

3

Федьковская Федьковская Федьковская

6

Тимошин- ская Тимошинская Тимоховская

4

Семеновская Чалье

3

Ракульская Фоминская

3

Верхне-

тоемская

Сойгинская Игумновская

6

Верхнетоемская Погост Верхне-тоемский

6

Сефртренская Ермолинская

3

Вершинская Вершинская Вершина

5

Горковская Талецкая Ручей Талец

5

Горковская Горковская

5

Гаврилов-ская Гавриловская Гавриловская

4

Никитинская Никитинская

2

Афанасьев-ская Афанасьевская Село Вознесенское

6

Ларионовская Ларионовская

6

Кержинская Бурцевская

3

Юмижская Прилуцкая

3

Пучугская Нестеровская

3

 

С принятием в 1899 году Устава о земских повинностях в числе многих прочих на основании пп. 1-3 ст. 33 прописывалось обязательное содержание Уездными Земскими Управами не только станций, но и дорог, дорожных сооружений, перевозов и персонала технического надзора. Аналогичное подтверждало Постановление Губернского Земского Собрания от 29 сентября 1902 года. Покрытие всех расходов связанных с этим предполагалось с ведома Уездного Земского Собрания из дорожного капитала и счета специальных средств. В 1902 году по Сольвычегодскому уезду на эти цели Уездная Управа израсходовала 15605 руб. 07 коп. Через год расходы возросли почти в четыре раза, достигнув 57530 руб. 45 коп. (исключая расходы, покрываемые из счета специальных средств). [10]. В означенную сумму входило содержание почтового тракта от границы Яренского уезда через Сольвычегодск на Котлас (138 верст), торгового тракта, проходящего по двинским волостям от границы Великоустюгского уезда до границы Архангельской губернии (177 верст), проселочных трактов, эксплуатация мостов и речных перевозов на трактах, а так же содержание технического надзора. Отдельной статьей расхода предполагались денежные вознаграждения дорожным смотрителям (по 25 руб.) за усердный труд.

Условия работы дорожной службы в конце XIX – начале XX века были действительно трудными. Для поддержания дорожного полотна необходимо было ежегодно отсыпать дорогу речным песком или крупным горным хрящом. Так как на ремонт почтового тракта каждый год требовалось до 263 кв. саженей песка или горного хряща, при установленном тарифе 5 руб. за 1кв. сажень, Земской Управе это выходило в сумму 1315 руб. [11].

В труднопроходимых местах (на гатях, угорах и спусках к переправам) устраивались жердяные настилы. Для них использовалась сосновая или ивовая фашина длиной 2 сажени и толщиной в комле 1 вершок с обрубом нижних сучьев. [12]. Расходы на заготовку и установку фашины год от года не совпадали. Если в 1915 году на установку жердяных настилов по уезду было потрачено всего 194 руб. 62 коп., [13] то в 1918 году только на почтовом тракте – 1594 руб. 32 коп., [14] а на торговом – 2673 руб. 43 коп. [15].

Учитывая плохое состояние отдельных участков дороги на почтовом тракте (не смотря на значительные старания по содержанию их в порядке дорожными смотрителями) Уездное Земство планировало строительство объездных дорог на Чаинском и Пицком лугах и на перегоне Ляхово – Черевковская. [16]. А на Пинегском проселочном тракте и вовсе планировали изменить маршрут по варианту: «Красноборск – Цивозеро — погост Вершинской Ильинской церкви – дер. Керга – дер. Талица Горковской волости». [17].

Поздней осенью техник и дорожные смотрители проводили подготовку всех трактов к зиме, осуществляя вешение, т.е. обозначая края дороги вешками на всем ее протяжении. Зимой обязательными были т.н. промятие – неоднократный проезд саней по прогону между станциями и ликвидация снежных заносов участков дорог. В летнее время дорожные смотрители с подрядчиками из числа местных крестьян прочищали боковые водоотводные канавы вдоль дорог, а в случае необходимости прокапывали новые по шаблону на глубину ¾ аршин с отвалом земли на проезжую часть дороги. [18].

С 1912 года для обозначения дороги по ширине стали употреблять предохранительные тумбы. Так как на коммерческом тракте в указанный год на участке от Красноборска до Пучужской станции была установлена 491 предохранительная тумба. [19]. Заготовка леса для тумб проводилась вдоль дороги.

В местах, где дороги пересекали лесные ручьи устраивались трубы. Через лесные речки обычно «перекидывали» мосты. Это были мосты ряжевые, сваевые и съемные. Помимо планового ремонта ряжевые мосты, точнее их сваи и ледорезы привлекали внимание дорожных смотрителей во время ледохода во избежание порчи, обрушения части или всей конструкции. [20]. Из значимых свайных мостов Сольвычегодского уезда стоит упомянуть мосты через р. Пулокшу и Копанец на перегоне Сольвычегодск – Заболотье, через р. Чакулка на перегоне Григорьевская – Бердышевская (почтовый тракт); мосты через р. Мальцев, р. Тойму и Томашу на Пинегском тракте,мост через р. Икса.

На реках, где паводковые воды поднимались очень высоко, устанавливали съемные мосты. К таковым относятся мосты через реки: Пулокшу и Копанец (за дер. Кузнецово), Юмишь, Авнюгу, Сойгу, Кодиму, Арзу, Нозу, Сужегу, Пучугу, Мышинскую (под Троицким угором), через озеро Ерилово, Пачеозерское озеро, Дурной полой; мосты за дер. Кузнецово Метлинской волости и пять съемных мостов на подъездном трате Черевковская – Луковец. Для удобства ведения дорожной документации каждый мост по трактам имел свой идентификационный номер.

На широких реках устраивали перевозы. На почтовом тракте работали перевозы через реки: Вычегду (под Котласом, под Сольвычегодском и под Княжицей), Старую Вычегду под Заболотьем, Северную Двину под Устькорьем, Тулубенку и Ергус. На проселочных трактах функционировали перевозы через Северную Двину и Полой: между Ракулкой и Черевковской, между Ягрышем и Кривокурьем, под Верхней Тоймой, под Дерябиным, под Красноборском, между дер. Красноборской и селом Вознесенским; через р. Тойму под дер. Георгиевской, через р. Выю под дер. Каласменской, через р. Куглую, Лахому, Уфтюгу, Ергу между Юрьиным и Чецким Починками. В среднем содержание перевозов и съемных мостов на трактах земству обходилось: на почтовом тракте 827 руб., на торговом – 686 руб., проселочных – 4426 руб. Только один перевоз через Вычегду напротив Сольвычегодска обходился уездной казне 600 руб. в год.[21].

Технический надзор за состоянием трактов в 1899 году осуществляли: один дорожный техник с чертежными принадлежностями и четыре дорожных смотрителя. Через пять лет Уездное Земское Собрание по причине отказа от проведения в1904 году дорожно-строительных работ «признала достаточным содержание только одного техника с окладом 720 рублей. Дорожных смотрителей содержание признать ненужным за оказавшимся на опыте сего года [1903] неудачным использование полотна дороги через этих лиц”. Строительство различных дорожных сооружений в означенном году «решено сдавать мелкими подрядами с торгов». Контроль за качеством работ, выполняемых подрядчиками по указанию техника, возлагался на членов Уездной Земской Управы. [22]. В 1905 году Управа восстановила должности трех дорожных смотрителей. Вместо четвертого была введена должность дорожно-строительного десятника [23] спустя четыре года должность десятника заменили на должность дорожного смотрителя. [24]. Принимая во внимание длительные командировки смотрителей за пределы своих участков, из счета специальных средств им выплачивались суточные. В 1911 году, учитывая возросший объем дорожно-ремонтных работ, Управа ввела должность второго дорожного техника с окладом 720 рублей. Через шесть лет, испытывая недостаток в техническом персонале Управа ввела должность еще одного смотрителя. Таким образом к 1918 году количество дорожных смотрителей увеличилось до пяти.

Спустя почти столетие на территории Северного Трехречья многое изменилось. От земско-обывательских станциях кроме скромных архивных данных ничего не осталось. Бывшие тракты активно используются до сих пор, более того, они модернизированы и почти на всех участках асфальтированы. Все имеют статус дорог местного значения, за исключением бывшего торгового тракта, получившего статус областной дороги. Деревянные мосты заменены сваевыми железобетонными. Некоторые из них заменили даже речные переправы. Именно такая честь выпала Котласскому автомобильному мосту, закрывшему переправу Ускорье – Котлас. Из сохранившихся переправ стоит упомянуть переправы через Вычегду напротив Сольвычегодска, через Северную Двину напротив Красноборска (Красноборский район) и напротив Верхней Тоймы (Верхнетоемский район). Все дороги в должном состоянии поддерживают уже не семь человек, а целая дорожная служба, снабженная современным инстументарием и мощной дорожной техникой.

 

 

 

 

Источники:

  1. СИХМ. Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодскому уезду на 1915 год. Вологда. Типография Губернского Правления. 1915 год. Стр. 108.
  2. СХИМ. Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодскому уезду на 1906 год. Сольвычегодск. Типография В.Ф.Шишикина. 1906. Стр. 76.
  3. СХИМ. Доклады Сольвычегодской уездной земской управы Сольвычегодскому уездному земскому собранию первого очередного созыва, шестого трехлетия 1885 года. // Журналы Сольвычегодского уездного земского собрания, первого очередного созыва, шестого трехлетия, 1885 года и экстренного уездного земского собрания 4 января 1886 года. Вологда. Типография Вологодского Губернского Правления. 1886. Стр. 17.
  4. СХИМ. Доклады Сольвычегодской уездной земской управы Сольвычегодскому уездному земскому собранию первого очередного созыва, шестого трехлетия 1885 года. // Журналы Сольвычегодского уездного земского собрания, первого очередного созыва, шестого трехлетия, 1885 года и экстренного уездного земского собрания 4 января 1886 года. Вологда. Типография Вологодского Губернского Правления. 1886. Стр. 18.
  5. СИХМ. Смета расходов Сольвычегодского уездного земства на 1912 год. // Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодскому уезду на 1912 год. Сольвычегодск. Скоропечатка В.Ф.Шишкина. 1912. Стр. 20-21.
  6. СХИМ. Доклады Сольвычегодской уездной земской управы Сольвычегодскому уездному земскому собранию первого очередного созыва, шестого трехлетия 1885 года. // Журналы Сольвычегодского уездного земского собрания, первого очередного созыва, шестого трехлетия, 1885 года и экстренного уездного земского собрания 4 января 1886 года. Вологда. Типография Вологодского Губернского Правления. 1886. Стр. 17.
  7. СХИМ. Доклады Сольвычегодской уездной земской управы Сольвычегодскому уездному земскому собранию первого очередного созыва, шестого трехлетия 1885 года. // Журналы Сольвычегодского уездного земского собрания, первого очередного созыва, шестого трехлетия, 1885 года и экстренного уездного земского собрания 4 января 1886 года. Вологда. Типография Вологодского Губернского Правления. 1886. Стр. 18.
  8. СХИМ. Доклады Сольвычегодской уездной земской управы Сольвычегодскому уездному земскому собранию первого очередного созыва, шестого трехлетия 1885 года. // Журналы Сольвычегодского уездного земского собрания, первого очередного созыва, шестого трехлетия, 1885 года и экстренного уездного земского собрания 4 января 1886 года. Вологда. Типография Вологодского Губернского Правления. 1886. Стр. 17.
  9. СХИМ. Ведомости о числе обывательских станций, отданных в содержание на трехлетие с 1885 года по Сольвычегодскому уезду. // Журналы Сольвычегодского уездного земского собрания, первого очередного созыва, шестого трехлетия, 1885 года и экстренного уездного земского собрания 4 января 1886 года. Вологда. Типография Вологодского Губернского Правления. 1886. Стр. 22-47.
  10. СХИМ. Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодскому уезду на 1904 год. Вологда. Типография Вологодского Губернского Правления. 1904 год. Стр. 38-41.
  11. СХИМ. Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодскому уезду на 1912 год. Сольвычегодск. Скоропечатка В.Ф.Шишкина. 1912 год. Стр. 59.
  12. СХИМ. Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодскому уезду на 1915 год. Вологда. Типография Губернского Правления. 1915 год. Стр. 101.
  13. Там же.
  14. CХИМ. Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодскому уезду на 1918 год. Сольвычегодск. Типография-скоропечатка В.Ф.Шишкина. 1918 год. Стр. 95.
  15. CХИМ. Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодскому уезду на 1918 год. Сольвычегодск. Типография-скоропечатка В.Ф.Шишкина. 1918 год. Стр. 97.
  16. Этот проект стал своеобразным долгостроем, так как готовился к осуществлению 18  лет (с 1903 года). Кстати, перенос дороги осуществляли не только по причине существеных расходов по поддержанию в должном виде отрезков дорожного полотна, но и в целях выпрямления больших объездов, как это случилось на участках проселочных трактов Княжица-Ильинск и Уткино-Красноборск. (СХИМ. Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодлскому уезду на 1919 год. Сольвычегодск. Скоропечатка В.Ф.Шишкина. 1919 год. Стр. 74.).
  17. СХИМ. Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодскому уезду на 1915 год. Вологда. Типография Губернского Правления. 1915 год. Стр. 109; Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодскому уезду на 1918 год. Сольвычегодск. Типография-скоропечатка В.Ф.Шишкина. 1918 год. Стр. 99.
  18. СХИМ. Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодскому уезду на 1915 год. Вологда. Типография Губернского Правления. 1915 год. Стр. 103.
  19. СХИМ. Смета расходов Сольвычегодского уездного земства на 1912 год. // Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодскому уезду на 1912 год. Сольвычегодск. Скоропечатка В.Ф.Шишкина. 1912. Стр. 65.
  20. CХИМ. Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодскому уезду на 1918 год. Сольвычегодск. Типография-скоропечатка В.Ф.Шишкина. 1918 год. Стр. 96.
  21. СХИМ. Смета расходов Сольвычегодского уездного земства на 1912 год. // Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодскому уезду на 1912 год. Сольвычегодск. Скоропечатка В.Ф.Шишкина. 1912. Стр. 66.
  22. СХИМ. Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодскому уезду на 1904 год. Вологда. Типография Вологодского Губернского Правления. 1904 год. Стр. 6.
  23. СХИМ. Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодскому уезду на 1906 год. Вологда. Типография Вологодского Губернского Правления. 1906 год. Стр. 77.
  24. СХИМ. Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодскому уезду на 1909 год. Вологда. Типография Вологодского Губернского Правления. 1909 год. Стр. 75.
  25. СХИМ. Смета расходов Сольвычегодского уездного земства на 1912 год. // Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодскому уезду на 1912 год. Сольвычегодск. Скоропечатка В.Ф.Шишкина. 1912. Стр. 67.
  26. CХИМ. Смета и раскладка земского сбора по Сольвычегодскому уезду на 1918 год. Сольвычегодск. Типография-скоропечатка В.Ф.Шишкина. 1918 год. Стр. 103.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>