УЛИЦЫ НАШЕГО ДЕТСТВА – УЛИЦА ВОЛОДАРСКОГО В КОТЛАСЕ

Михин В.П.

 

УЛИЦЫ НАШЕГО ДЕТСТВА – УЛИЦА ВОЛОДАРСКОГО В КОТЛАСЕ

 

Одна из протяженных улиц Котласа названа в честь революционера, советского политического деятеля, комиссара по делам печати, пропаганды и агитации, члена президиума ВЦИК В. Володарского. К сожалению, архивы города не располагают данными о начале застройки этой улицы, о том, когда ее так назвали. Однако можно предположить, что первые дома и, следовательно, ее название появились в середине 20-х годов прошлого столетия.

Сегодня улица протянулась на два километра с лишним. Свое начало берет от пешеходного моста через железнодорожные пути станции Котлас-Южный, заканчивается на стыке с улицей Ленина в районе «красных домов», перед Лимендским шоссе. Всего на улице 86 зданий, из которых 35 частных деревянных домов (в том числе пять нежилых), 19 кирпичных жилых зданий в 2-5 этажей, 13 деревянных 2-этажных, 13 зданий и сооружений производственного назначения из кирпича, шесть зданий из металлоконструкций. На улице проживает около двух с половиной тысяч человек. Она пересекает улицы Гагарина, Октябрьскую, Первомайскую, Гайдара, железнодорожные пути в районе Слободки, речку Котлашанку.

Я – коренной котлашанин и не променяю этот город ни на какой-то другой. Была возможность переехать в Архангельск, Тобольск. Но устоял, не соблазнился высокими должностями, прелестями жизни в больших городах. Потому что люблю свой маленький, не очень складный, порой не очень чистый, но все увереннее выползающий из своей традиционно-деревянной застройки, хорошеющий год от года Котлас.

Так сложилось, что довелось мне жить на разных улицах: Кирова, Октябрьская, Маяковского, Ленина, сейчас живу на улице имени Адмирала флота Н.Г. Кузнецова. Но всех больше памятна улица Володарского. Здесь прошли детство, отрочество, юность – самая радостная и незабываемая пора. Здесь я, не считая трех лет службы в армии, прожил без малого четверть века – до женитьбы.

Вот он, отчий дом под номером 37 – пятистенок, привезенный из деревни от деда в далеком 1937 году. Он все еще надежно стоит на фундаменте, посеревший до проседи, большой в пять окон, неухоженный, с покосившимся забором. Его нынешние хозяева – старые люди с проблемным здоровьем.

Здесь провел немало счастливых, прекрасных лет, но были и тяжелые горестные периоды. Мать моя Клавдия Дмитриевна, домохозяйка, ушла из жизни рано в 40 лет от желтухи, оставив троих детей. Я в 15 лет – старший. Отец Петр Осипович работал в Котласском речном порту начальником Городского района, потом – Новая Ветка. В последнее время, перед выходом на пенсию, был старшим капитаном рейда. В памяти сохранился энергичным, общительным и добрым, а по воспоминаниям людей – талантливым организатором, хотя образование имел всего четыре класса церковно-приходской школы. Один из первых в порту был награжден орденом Ленина – самым главным орденом Советского Союза. И внешне был привлекателен: стройный, высокий, с правильными чертами лица. Как поговаривали, пользовался благосклонностью женщин. Видно, не случайно еще в его молодости, в холостяцкую пору, по комарицкой округе девчата сочинили о нем частушку:

Шаликово, Лешаково,

Только Петенька по нам.

Он и белый, и красивый,

Никому его не дам.

Но отец, овдовев, после смерти нашей мамы остался верен ее памяти. И привез к нам из родной деревни свою сестру Марию Осиповну – постарше отца года на два, старую деву, инвалида по слуху, не умеющую ни писать, ни читать. Вначале брат и сестра приняли ее, что называется, в штыки. И было отчего. Определенная черствость с ее стороны (своих-то детей не было), глуховата – общаться сложно. К тому же, и готовить, по нашему мнению, не умела, куда ей до мамы. Но постепенно притерлись, страсти поулеглись. Стали помогать ей, не грубили, научили расписываться, и она помягчела, стала нас считать родными, по-своему полюбила.

Через три года после моего возвращения из армии в 58 лет не стало отца. Сердце не выдержало – жизнь-то тогда была трудной, изматывающей. Так мы остались без родителей, но удар судьбы выдержали, выучились, обзавелись семьями. Сестра Маргарита (в замужестве Пластинина) работала начальником ПЖДСП районного узла связи, потом плановиком цеха на ЭМЗ. Брат Николай окончил Московский институт железнодорожного транспорта. И попал на Украину – в Ивано-Франковск. Там женился, работал начальником планового отдела, заместителем директора по экономике завода по ремонту локомотивов.

Во второй половине нашего дома жили Николай Петрович и Анна Осиповна Кузнецовы. Очень хорошо их помню, и всегда ценил за всяческую поддержку, особенно после смерти мамы, заботу, добрые советы. Только из-за нас они стали держать корову. Правда, на паях с нами, но весь уход за нею соседи практически взяли на себя. Конечно, помогал и я, самый старший, как мог. Летом пас корову на Новой Ветке, даже косить траву литовкой научился. Николай Петрович – участник первой мировой войны, насколько помню, был капитаном, а потом из-за возраста плавал первым помощником капитана на колесных пароходах «Днепр» и «Советы». Известный был лоцман на весь бассейн. По характеру флегматик, удивительно спокойный, добрый, с лихими усами любил пошутить, подковырнуть без злорадства – для смеха. Любил застолья, гостей – не столько для выпивки (пил мало), сколько для общения, своего рода рассуждений о житье-бытье, добрых и полезных нравоучений.

С женой они вырастили троих детей – сына и двух дочек. И каких! Гордиться можно. Сын Иннокентий – офицер-пограничник. В первые дни Отечественной войны был тяжело ранен – его прошило пулеметной очередью. Бойцы вынесли командира с поля боя, доставили в полевой госпиталь, откуда его направили на лечение в Киров. Там он пролежал два года, проявляя огромную тягу к жизни. Сказали о нем так врачи матери и жене. Но спасти Иннокентия не удалось – не было современных лекарств, антибиотиков.  Старшая дочь Кузнецовых Нина тоже не избежала фронтовых тягот. После окончания Архангельского медицинского института воевала военврачом. Младшая Серафима окончила Архангельский лесотехнический институт, долгое время работала преподавателем химии в Лимендском речном училище.

Дружная трудовая семья Низовцевых жила от нас по соседству справа. Глава семейства Николай Павлович по профессии путеец, работал командиром земснаряда, потом заместителем начальника Котласского техучастка. Интересный факт связан с именем этого человека. Именно он возглавлял в свое время работы по укреплению правого берега Вычегды у Сольвычегодска, что позволило устранить угрозу его размыва течением. Семья Низовцевых, как и наша, была большой – две девочки и мальчик. Сын Анатолий познал все тяготы военного лихолетья на передовой. Домой вернулся раненым. Работал и учился, окончил Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного  транспорта. До выхода на пенсию возглавлял спецотдел и кадры станции Котлас-Южный.

Прекрасными соседями слева были Ильины. У них тоже было трое детей. Глава семьи Александр Александрович – железнодорожник, работал главным бухгалтером объединения детских учреждений поселка Вычегодский. Старшая их дочь Вера окончила институт связи имени Бонч-Бруевича, работала руководителем в телефонной сети города Кургана. С младшей дочерью Ильиных Надеждой мы одногодки, учились в параллельных классах школы № 2. После окончания медицинского училища она работала начальником СКП СЭС на станции Котлас-Южный. Их брат Юрий – ровесник нашему Николаю, окончил Архангельский медицинский институт, работал главным врачом больницы в поселке Вычегодский. Сейчас возглавляет фонд медицинского страхования города и района.

В памяти сохранились и имена других известных (и не только на нашей улице) людей. Василий Васильевич Булыгин, чья семья жила от нас через дом, директор кинопроката. Напротив нас жило семейство Николая Павловича Большакова, гремевшего по всему северному бассейну капитана-наставника. Его зять Николай Яковлевич Марков – тоже капитан-наставник и не менее именитый. Его именем назван один из буксирных теплоходов Лимендской базы обслуживания флота. Никогда не забуду сына Большаковых – Валентина. Он постарше меня лет на пять, опекал меня, чтобы не обижали хулиганистые ребята. Впоследствии он был мэром одного из городов Кузбасса, работал в Министерстве угольной промышленности СССР.

И вообще на нашей улице жило много семей речников и железнодорожников. Но, пожалуй, самым популярным стал Сергей Федорович Черных – садовод-любитель. Он проживал в собственном доме № 22. Сейчас дом заброшен и подлежит сносу. А знаменитым он стал после того, как послал посылку с яблоками, выращенными в своем саду, и письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву. В ответ глава государства прислал нашему земляку благодарственное письмо, которое было опубликовано в местной газете и центральной «Сельской жизни». Идею Черных о продвижении фруктовых деревьев на Север поддержали многие жители северных регионов страны. Сергей Федорович вел обширную переписку с садоводами-любителями, помогал начинающим советами, делился черенками. По его инициативе в Котласе был организован плодово-ягодный питомник. Сейчас, пожалуй, трудно себе представить местного дачника, который не выращивал бы яблони, вишню, сливу. Значит, подвижнический труд Черных не пропал даром.

             В сороковые годы улица Володарского состояла из одноэтажных деревянных домов частного сектора. Проезжая часть частенько была, извините за тавтологию, непроезжей, особенно ранней весной и осенью. Глубокие колеи, непролазная грязь. Улицу в эту пору приходилось переходить, прибегая к подручным материалам: камням, кирпичам, доскам. Но служили они недолго – первый же проехавший грузовик или трактор вминали их в грязь.

Любимым местом развлечений детворы и ребят постарше был тупиковый участок улицы Первомайской, упиравшийся в болотистую низину с небольшим водоемом. Сюда стекались сточные воды от локомотивного и вагонного депо, из ручьев. По сути это был искусственный допотопный отстойник, вода из которого потом через трубу в железнодорожной насыпи стекала в чистейшую тогда речку Котлашанку. Тупик был идеальной площадкой для игры в лапту, волейбол, городки и футбол. Площадка была покрыта мелкой травкой и не испорчена транспортом. А на водоеме, который мы называли озером, летом катались на плоту. Зимой нашей забавой было катание на коньках, пока водоем не засыпало толстым слоем снега, и футбол.

Приходили сюда ребята с разных улиц – Куйбышева, Октябрьской, Орджоникидзе, Первомайской и нашей: братья Редькины, Стрекаловские, Чирковы, Геннадий Кузнецов, Шура Орлов и мои друзья по второй школе Юра Балдаков, Вениамин Сухих и Геннадий Чирков. Помнится, поразил нас однажды паренек, как мы говорили, из-за озера. Коренастый, небольшого роста он обладал целым арсеналом финтов, техникой обводки и сильным ударом. Но не это главное. Он был в бутсах, а это мечта любого мальчишки, играющего в футбол. Потом мы узнали, что это Геннадий Лаврентьев, и что он занимается в футбольной секции на «Локомотиве». После армии он работал в вагонном депо, играл за команду «Локомотив», был лучшим нападающим, чемпионом области.

Примечателен был и мост через ручей, пересекающий по небольшой ложбинке улицу Володарского у дома, на месте которого сейчас заложен фундамент под коттедж. Мост был деревянный, широкий, с пешеходными переходами. И молодежь присмотрела его для плясок и танцев. Летом вечерами по выходным дням собирались отовсюду девушки и парни, все одетые по тогдашним временам скромно. У парней самый писк моды – хромовые сапоги гармошкой, начищенные до блеска. Приносили несколько тальянок, гармошек. Мы, пацанва, сбегались сюда к началу – часам к восьми вечера. Для нас гулянка на мосту была праздником – настоящий концерт. Мы с восторгом слушали, как поют песни и частушки, наблюдали, как отплясывают и танцуют. Мост был своего рода танцплощадкой, тут знакомились девушки и парни, с плясок многие уходили парами. Веселились допоздна – часов до 12 ночи, но нас, ребятню, загоняли домой гораздо раньше.

С мостом связана у меня и курьезная история. Жили неподалеку от нас браться Стрекаловские – Юрий и Анатолий. Шустрые, хулиганистые, на несколько лет старше меня. Учились плохо, курили во всю. И однажды уговорили меня покурить. Чтобы никто не увидел, забрались под мост. «Затянись, как следует», – посоветовали они, передавая мне самокрутку с самосадом. Ну, я и затянулся. Так, что из глаз слезы, из носа сопли, дыхание спёрло, кашель жуткий. Спасибо той затяжке, урок получил предметный и больше в жизни не курил.

Пешеходного перехода через железнодорожные пути, от которого берет свое начало улица, вообще не было до 1947 года. Ходили, кому, где вздумается. Участившиеся несчастные случаи и гибель людей на путях и подтолкнули к строительству перехода. Построили его с выходом на улицу 7-го съезда Советов. Настил и ступени были деревянными. В 1960 году их заменили железобетонными. Но в связи с тем, что открылось автомобильное движение по улице 7-го съезда Советов (до этого она была пешеходной), в 1973 году срочно провели реконструкцию – удлинили переход с выходом на улицу Володарского. По этому мосту я много лет ходил на работу в Городской район речного порта.

Наверное, в каждом городе есть своего рода чудаки – странные, ущербные люди. Они часто бывают мишенью для насмешек, нездорового интереса к ним. Был и у нас такой – Коля Курощуп. Неизвестно, за что ему дали такое прозвище, но все называли его так. Он частенько, а летом ежедневно сидел на ступеньках пешеходного моста с шашечной доской. А вокруг постоянно толпились зеваки. Играл он на деньги – с проигравшего брал трешку. Как правило, составлял сложные задачки и предлагал желающим сыграть, по желанию  играл и целую партию. Был он инвалидом, сутулый, худой, лохматый и неопрятно одетый. Он торчал на мосту с утра до вечера, своего угла у него не было, жил, где попало, чаще всего ночевал в кочегарках и подвалах. Его не раз определяли в дома инвалидов, но он отовсюду убегал, и его убогую фигуру снова видели на мосту. Как-то, проходя мимо, решил сыграть с ним. В ту пору я был чемпионом порта по русским шашкам. Коля прилюдно проиграл мне две партии подряд. Замусоленных трешников, конечно, я у него не взял, а пригласил его в столовую на обед за мой счет. Но он отказался, видимо, обиделся за то, что я поколебал его славу сильного игрока. Больше я не подходил к нему – не хотелось смущать его, вероятно, очень ранимого человека.

  Но, безусловно, адресатом номер один улицы, можно сказать, ее прародителем, является локомотивное депо. Это в полном смысле градообразующее предприятие и оно, по сути, определило застройку улицы, на которой поселялись железнодорожники, правда, к ним еще добавлялись и речники. Депо основано в позапрошлом веке, в 1887 году, и отметило 110-летний юбилей. В начале его становления было только веерное депо, на станцию прибывало два поезда за сутки. За год до получения Котласом статуса города было построено прямоугольное здание депо, его локомотивные бригады водили товарные, пассажирские и пригородные поезда. С 1956-го котласские локомотивщики стали водить только пассажирские составы, а в 1968-м депо перешло на тепловозную тягу. Первый тепловоз доверили вести лучшему машинисту депо и Северной дороги, кавалеру ордена Ленина Е.С. Тюкавину. Коллектив депо внес весомый вклад в развитие транспортных коммуникаций города. Воевали на фронтах Великой Отечественной войны – 139 работников. Одиннадцать человек награждены орденом Ленина, 14 – стали почетными железнодорожниками. В разные годы успешно руководили предприятием Николай Васильевич Корчагин, Александр Анатольевич Сучок, Сергей Николаевич Перминов, Анатолий Александрович Лысцев. Сейчас возглавляет коллектив Евгений Викторович Пшеничников. В штате депо 486 человек, из них 153 машиниста и 123 их помощника. Как следствие реформы РЖД в 1996 году после слияния с Сольвычегодским локомотивным депо, котласское утратило самостоятельность и является оборотным, с функциями подразделения головного предприятия из Вычегодского.

По тому же адресу, что и депо, в пристроенном здании находится управление СМП-353. Этот строительно-монтажный поезд был создан в 1943 году для обслуживания предприятий железнодорожного транспорта. До 1983 года оно располагалось в 2-этажном деревянном здании на месте существующего ныне 2-этажного жилого кирпичного дома по улице Володарского, 3. Длительное время СМП возглавлял Александр Васильевич Некрасов, после него был Николай Семенович Залозный, сейчас Анатолий Александрович Потапов.

Объемы работ поезда после кризиса 90-х годов резко сократились и сейчас строители в год выполняют работ где-то на 130 миллионов рублей в год: тут и строительство, и капремонт, и реконструкция объектов. Кстати, воздвигать здания в кирпичном исполнении на нашей улице начал именно СМП-353. В начале 50-х появились жилые двухэтажные дома кирпичной постройки под номерами 2,3 и 4. В 1956-м построена железнодорожная баня, а в 1959-м жилой дом рядом с нею. Единственное сохранившееся на улице 2-этажное деревянное здание производственного назначения было построено в 1968 году. В нем разместилось управление Котласского Райпотребсоюза (ныне ПО «Заготпромторг») и два магазина – «Хозтовары» и продовольственный. До этого Райпотребсоюз находился на улице Виноградова. Двадцать три года возглавлял потребкооперацию района Иван Иванович Ширяев. А было у КООПа 182 предприятия торговли и общественного питания. Сейчас потребительское общество «Заготпромторг» возглавляет Наталья Борисовна Зианбетова – руководитель нового поколения. С кризисом сельского хозяйства в целом по стране и у нас на Севере в особенности объемы заготовок сельхозпродукции, торговли снизились. Но постепенно жизнь в селе налаживается, а вместе с этим растут и возможности потребительского общества.

На четной стороне улицы расположено, пожалуй, самое популярное место в городе – рынок. Его территория растянулась от пешеходного моста до улицы Гагарина. Редкий горожанин не заглянет сюда хотя бы раз в месяц, да и жители близлежащих поселков и деревень, Коряжмы и даже соседних районов здесь частые гости. Котласский городской муниципальный рынок построен в 1975 году, перебазировался на нынешнее место в 1977-м с улицы Кирова. Тогда это стало большим событием. Торговля продуктами, овощами местного производства упорядочилась, а главное – значительно улучшились санитарно-гигиенические условия торговли. Первым руководителем рынка была Зинаида Алексеевна Резниченко, сейчас его возглавляет Константин Иванович Савелов.

В декабре 1995 года рядом с магазином «Весна» появился современный торговый комплекс «Пассаж». За зданием потребительского общества расположено здание бывшего Котласского филиала института «Архоблпроект». Оно появилось в 1972 году, а сам филиал прописался в городе в 1967-м. Первым руководителем его был Юрий Павлович Медведев. Много труда вложили в организацию проектно-изыскательских работ в городе и районе Юрий Николаевич Журавлев и Владимир Михайлович Штинников. С 1992 года муниципальное унитарное предприятие «Котласский агропромпроект» возглавляет Виктор Аркадьевич Федоров. Именно этот коллектив проектировал такие интересные и значимые объекты, как школу № 7, жилой 120-квартирный дом с магазинами на улице Толстого, здание налоговой инспекции, торговый комплекс «Фрегат» в Котласе, нефтеналивной терминал в Приводино и другое – всех и не перечислишь. Несмотря на то, что число специалистов в организации после известного экономического развала в стране сократилось со 164 до 36, коллектив не пал духом, выстоял и полон оптимизма, благодаря творческой натуре нынешнего своего руководителя. Здесь работают над новыми проектами – реконструкция средней школы в Сольвычегодске, спортивно-оздоровительный центр в городе Коряжме, ждут своей очереди и другие не менее интересные объекты.

Далее идет здание бывшего Военторга – сейчас это торговый дом «Сельхозтехник», принадлежащий ЗАО «Котласагропромснаб». Здание построено в 1977 году. На перекрестке улиц Володарского и Гагарина торцом стоит 100-квартирный дом, за ним детский сад «Незабудка» 1960 года постройки. Сейчас это единственное дошкольное учреждение для детей с ослабленными легкими. По адресу Володарского, 21 расположился торговый центр «Техно-М», появившийся на перекрестке улиц Володарского и Октябрьской в 2006 году. По диагонали от него через дорогу 87-квартирный жилой дом, сданный в эксплуатацию в 1992 году.

Участок от улицы Октябрьской до банно-прачечного комбината застроен одноэтажными деревянными домами частного сектора. На эту часть улицы приходится железнодорожный переезд и мост через Котлашанку. Долгое время тут существовал деревянный пеший переход. Мост из железобетона был построен РСУ в 1967 году. Одновременно со строительством моста бетонировали и автодорогу по обе стороны от Котлашанки. Эти работы выполняло СМУ-8. В течение 1967 года улица Володарского совершенно преобразилась, ее проезжая часть  на всем протяжении оделась в бетон. Социально-значимыми для города объектами стали банно-прачечный комбинат с котельной и фабрика химчистки. Последняя была построена в 1966 году со своей котельной. В последующем котельную БПК перевели на газ, что позволило развернуть в этом микрорайоне строительство жилых многоквартирных домов.

За БПК два здания особенно примечательны. Первое – бывшая школа № 8. Здание построено в 1957 году, а спустя 10 лет появилась пристройка к нему. После закрытия школы здесь временно располагался городской отдел милиции, а в 1987 году здание было реконструировано под межшкольный учебно-производственный комбинат. С 1999-го по 2009-й здесь располагался Котласский филиал АГТУ. С самого открытия его возглавлял Александр Николаевич Быстров, кандидат наук, готовится защищать докторскую степень. Благодаря его энергии и инициативе при весомой поддержке администрации города и головного вуза за короткий срок удалось скомплектовать преподавательские кадры, организовать учебный процесс и безболезненно пройти период становления. Молодой вуз в Котласе отметил 10-летие. За эти годы здесь прошли обучение 1 430 человек на дневном отделении и 1 245 – на заочном. К сожалению, из-за финансовых трудностей и проводимой в стране реформы образования руководство АГТУ решило приостановить деятельность своего котласского подразделения.

За филиалом, через пустырь, на котором, к слову, планировалось построить стадион, расположено здание бывшего детского комбината «Ручеек», построенного в 1969 году. С 1992-го здесь базируются школа милиции и ГИБДД города. Одно крыло отдано под библиотеку и подростковый клуб. Школа милиции создана для первоначальной подготовки кадров МВД, обучения вновь принятых на службу азам правоохранительной работы. Здесь готовят кадры для близлежащих районов области. У истоков создания школы стоял Анатолий Николаевич Семушин, его преемником стал Андрей Анатольевич Олейничук. Госавтоинспекция обосновалась здесь в феврале 1995 года. Долгое время ее возглавлял Александр Николаевич Хабаров, с 2007 года – Юрий Валентинович Халанский. Безопасность на дорогах Котласа и поселка Вычегодский обеспечивают 48 сотрудников. Основная тяжесть этой работы лежит на 32 инспекторах ДПС.

Улицу завершают 2-этажные дома в основном в деревянном исполнении. Все они построены в 60-е годы, 8-квартирные деревяшки поначалу красили самой дешевой и не дефицитной краской – суриком. Отсюда и появилось название этого микрорайона – «красные дома». Правда, сейчас многие из домов сменили расцветку, но название  остается.

Что ожидает улицу Володарского в ближайшей перспективе? Ответить на этот вопрос довольно проблематично, поскольку пока нет проекта детальной застройки улицы. Но в службе главного архитектора города кое-какие наметки все же есть. Предполагается выделить несколько зон, где строительство жилья будет запрещено. Первая – от пешеходного моста до улицы Октябрьской. Жилые дома по Володарского, 2 и 3 (бывшие общежития), 4 и 5-а пока будут стоять – до износа. Тут разместится общественно-деловая зона, что предполагает строительство магазинов, офисных объектов. Кстати, на пересечении улицы Володарского с улицами Гагарина и Октябрьская появятся 2-этажные здания под магазины. Здание одного уже построено, под другое заложен фундамент. Рынок будет застраиваться торговыми объектами. Участок улицы от Октябрьской до БПК останется без изменений.

Вторая зона от улицы Гайдара до речки Котлашанки – санитарная, жилья тут не должно быть. После Котлашанки до БПК жилье сохраняется. Между филиалом АГТУ и бывшим детским комбинатом – зеленая зона. Так называемые «красные дома» сохраняются. Если в будущем и будут строиться вместо них жилые дома, то от двух этажей и выше. И только каменные. Пустующий участок в конце улицы также должен быть использован под многоэтажное жилье.

УЛИЦЫ НАШЕГО ДЕТСТВА – УЛИЦА ВОЛОДАРСКОГО В КОТЛАСЕ: Один комментарий

  1. В начале ноября 1966 — го года меня из роддома привезли на улицу Володарского д. 129 — А . Это первый в моей жизни адрес , мои незабываемые » Красные дома » . Дедушка и бабушка мои по маме Корниловы , жили в 4-ой квартире . По отцу Коржины , родом из деревни Фатьяново Каргопольского района . Спасибо за урок истории моего родного города !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>