Сценарий классного часа «Великий Устюг. Троице-Гледенский монастырь: от древности до наших дней»

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Котласский электромеханический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всероссийская общественно-научная историко-краеведческая конференция «9-е Стефановские чтения»

 

«Великий Устюг. Троице-Гледенский монастырь:

от древности до наших дней»

(классный час)

Секция: Православная церковь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала: Попова Наталья Геннадьевна,

воспитатель

дом. адрес:

г. Котлас, ул. 28 Невельской дивизии 6 – 20,

тел. 89212954717

раб. адрес:

ул. Кузнецова 16А

 

 

 

 

Котлас

2015

 

Сценарий классного часа

«Великий Устюг. Троице-Гледенский монастырь:

от древности до наших дней»

 

1.Приветствие

Здравствуйте, уважаемые студенты!

В нашем техникуме существует замечательная традиция – каждый год группы студентов совершают экскурсии по музеям, историческим памятникам нашей родины.

Слайд 1

В 2012-2013 учебном году группа № 13 посещала знаменитый в В.Устюге Троице-Гледенский монастырь.

Слайд 2

***

Конечно, Вологда — красавица,
Но Устюг нам милей.

Он в водной глади отражается

Убранством беленьких церквей.
Его не зря же называют
Городом — музеем под небом голубым,
Да еще так важно величают
Устюгом Великим,  батюшкой родным!
Город белых колоколен
Предстает во всей красе,
Горд стоит и непреклонен,
Славен всюду и везде.

Т.В. Ворошнина

 

Слайд 3

Троице-Гледенский монастырь – архитектурная жемчужина Великого Устюга. История его насчитывает много веков, а внешний вид не оставит равнодушным ни одного ценителя русской старины.

Слайд 4

  1. Название

Троице — Гледенский монастырь — недействующий православный монастырь в 4 км от Великого Устюга Вологодской области. В настоящий момент входит в состав Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Находится на том месте, где в Средние века стоял русский город  Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо. Тогда же, в конце XII века, появился и мужской монастырь, освящённый в честь Живоначальной Троицы.

Слайд 5

 

  1. История

Экскурсия, которую нам провели по территории монастыря, дала нам много новой информации как исторической, так и об искусстве, чем бы мы хотели поделить с вами.

 

Первое, о чем хочется рассказать, это об истории Троице-Гледенского монастыря.

Слайд 6       

Троице – Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга.

 

МОЯ ДЕРЕВНЯ

Стоит деревня на угоре,

Куда ни глянь кругом простор,

С ней днем и ночью ветер шалый

Ведет душевный разговор.

Весной, как только лед растает

И хлынет талая вода,

Речушка малая, родная,

Покроет разом берега.

Она как верная подружка

Протянет руку к Югу вдруг,

И оба горячо обнявшись

Польются на зеленый луг.

Как будто море разольется,

Весь остров станет под водой,

И если выйдешь на угор ты

Захватит дух твой красотой.

Зимой здесь морозы крепчают

И стылые вьюги метут,

Живет здесь, конечно, бывалый

Упрямый, но добрый народ.

Названье холодное дали деревне,

Но знать не для красного видно словца,

Стоишь в глубине ты лесов вологодских

Деревня Морозовица.

Когда-то на месте деревни

Был северный город — Гледен

С великолепным обзором

И множеством каменных стен.

Призывные трубы звучали,

Когда враг стоял у ворот,

Храбрые воины часто сражались,

Давая врагу поворот.

И церковь тогда прихожан принимала,

Горели зажженные свечи в руках,

Венчались счастливые пары влюбленных,

В Троице-Гледенском монастыре.

И жить бы да жить тому городу вечно,

До наших и новых времен,

Но жаль, что победа была их не вечна,

И город Гледен уничтожен, сожжен.

До нашего времени лишь сохранился

Высокий холмистый пустырь,

На нем словно памятник городу древнем

Красавец стоит монастырь.

Прошу Вас, друзья, приезжайте в деревню,

Зайдите в музей наш хоть раз,

Увидите памятник городу древнему —

Святынь величавую — иконостас.

Иконы на нем в золоченых оправах,

Не золото, нет, это свечи зажглись,

Уверена я, что вам тоже покажется —

Здесь продолжается жизнь.

Посмотрят на вас изумительным взглядом

Как будто живые скульптуры святых,

Они у икон этих словно на страже —

Хранители вечные их.

Деревня моя на высоком угоре,

А рядом леса и река,

Весною и летом, и ранней зимой

Она мне как мать дорога.

Т. Ядрихинская.

 

Слайд 7

Троицкий собор строился восемь лет с 1776 по 1784 годы на пожертвования устюжан.


Троицкий собор пятиглавый, с колокольней. Колокольня поставлена отдельно от собора, что обеспечило равновесие объемов. Она утверждена на четверике основания, на арках, соединяющих мощные четырехгранные столбы. Восьмерик звона увенчан приземистым шатром с двумя рядами слухов, причем верхние окна меньше нижних – это усиливает эффект перспективного сокращения, дающий представление о грандиозности сооружения.
Кубической формы собор обнесен с трех сторон двухэтажной галереей. Обычные пилястры, уступчатый карниз и закомары – вот и все украшение храма. Алтарный придел выгодно отличается от примитивной пристройки Архангельского собора: на правом прямоугольном этаже возведены трехлопастные волнообразные апсиды, обеспечивающие плавность перехода к основному объема храма.
Устремленность сооружения ввысь подчеркивает удачно собранное пятиглавие на граненых барабанах, вырастающих из рядов кокошников. Окна собора обрамлены зелеными «муравлеными» изразцами. На галерее на уровне второго этажа расположен ширинчатый пояс. Эти же мотивы использованы для декорирования четверика колокольни.
По договоренности с администрацией музея с 1995 года в праздник Пресвятой Троицы проводится богослужение в храме.

Слайд 8

  1. Архитектурный ансамбль

Ныне существующий ансамбль монастыря сложился в конце XVII — первой половине XVIII века: на средства богатых устюжских купцов был построен каменный Троицкий собор, затем — теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. В XVIII веке Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей. Возведение каменной ограды не было завершено из-за нехватки денег. В 1784 г. были завершены работы по созданию нового иконостаса, длившиеся 8 лет. Иконостас сохранился и знаменит своей изумительной резьбой по дереву.

Монастырь был упразднен в 1841 году и приписан к Михайло-Архангельскому монастырю. Вновь открылся в 1912 году в качестве женской обители. В 1925 году упразднён. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закреплен за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом для престарелых.

С начала 1980-х годов архитектурный комплекс Троице-Гледенского монастыря работает в музейном режиме. В настоящий момент сохранились следующие постройки: Собор Святой Живоначальной Троицы (1659-1701 гг.), Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной (1729-1740 гг.), Церковь Успения Пресвятой Богородицы с больничной палатой (1729-1740 гг.), Сторожевая башня (1759-1763), Святые врата обители и Северные хозяйственный ворота.

Слайд 9

  1. Храмы монастыря

 

Собор Троицы Живоначальной

Монастырь был построен теми же зодчими, которые возводили Михайло-Архангельскую обитель. Поэтому сооружения обоих монастырей имеют между собой много общего. Троицкий собор Гледенского монастыря сходен с собором Михайло-Архангельского. Аналогичны композиции трапезных и связанных с ними церквей.

Однако Троицкий собор решен в более удачных пропорциях, большую законченность имеет и гледенская колокольня. Композиция собора Гледенского монастыря, в отличие от Михайло-Архангельского, симметрична. Обращают на себя особое внимание отдельные части Троицкого собора, в частности его апсиды — мягких, плавных очертаний с очень изящным наличником центрального окна. В декоративной обработке применены типичные для вологодско-устюжской архитектуры изразцы.

Слайд 10

 Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Церковь во имя Успения Божией Матери при въезжих вратах.
Видимо, в первой четверти XVIII века появилась и низкая каменная ограда монастыря с двумя воротами (с севера и запада) и восьмигранной каменной башней на северо-восточном углу. Часть стены осталась деревянной, так же как и все хозяйственные, подсобные и жилые постройки.

Особенно интересны западные ворота, выполненные в виде однопролетной арки с нарядным обрамлением и невысоким аттиком. В систему ограды включена поставленная возле северных ворот, по линии стен небольшая Успенская церковь, сооруженная в 1730—1740-е годы. С запада к церкви примыкает низкий одноэтажный корпус больничных палат и братских келий, составляющий с ней единое целое. Любопытно, что угловая башня ограды по композиции повторяет ярусное построение Успенской церкви.

Слайд 11

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

В начале XVIII века монастырь не имел кроме собора других каменных построек; они появились здесь лишь во второй четверти этого столетия. В 1738 году была заложена теплая Тихвинская церковь с трапезной палатой, которая была закончена после ряда переделок где-то в 1740-х годах. Это традиционное по типу монастырское сооружение близко Введенскому храму с трапезной Михайло-Архангельского монастыря. Эту близость усиливали такие же, как у прототипа, каменные переходы между Троицким собором и трапезной, ныне уже не существующие.
Предельно скромный декор трапезной, состоящий из простых лопаток на углах, междуэтажной тяги, узкого карниза и окон в арочных нишах с откосами, придает ей подчеркнутую суровость. Несколько наряднее сам храм, украшенный зубчатым карнизом и рамочными наличниками окон. В интерьере трапезной палаты и в алтаре храма сохранились две великолепные большие печи 1730—1740-х годов из полихромных устюжских изразцов с изображением крупных картушей. 


В феврале 1926 года иконостас Николаевского придела Тихвинской церкви передан Морозовской общине. В 1928 году Тихвинская церковь с трапезной передана детдому – изолятору. Все убранство церкви было разорено и осквернено. Позднее помещение церкви использовалось под палаты для престарелых.

 

Слайд 12

  1. Иконостас – главная достопримечательность монастыря

Главная достопримечательность монастыря – великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора, один из красивейших в Устюге. Его возведение продолжалось восемь лет (с 1776 по 1784 год) на пожертвования устюжан.

Слайд 13

Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы. Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.

Слайд 14

Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).

Слайд 15-21

Особое очарование иконостасу придает большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырех евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия, ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.

Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70–е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице – Гледенский монастырь.

Слайд 22-23

  1. Иконопись Троице — Гледенского монастыря

 

Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.

 

Слайд 24

7.Фотоотчет – видеоролик  под песню «Великий Устюг»

 

 

 


 

 

Литература

Сойкин П. П. Гледенский монастырь в Вел.-Устюжском уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 75-76. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1

Л. Г. Конасова Гледенский во имя Святой Троицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. Том XI. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — С. 570-572. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-017-Х

Гледенский-Троицкий монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

В.В. Кокарев «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976.

 

И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>