Старообрядчество на Беломорском Севере: от экспедиции к экспозиции

Луцковская Е.Ф.

Старообрядчество на Беломорском Севере: от экспедиции к экспозиции

Музейная деятельность предполагает одновременное решение целого комплекса взаимосвязанных задач – собирательских, учётно-хранительских, исследовательских, экспозиционно-выставочных, просветительских. Также музей отличают и своеобразные формы выхода научной продукции, среди которых ведущее место принадлежит выставкам, стационарной музейной экспозиции, которые являются плодом многолетней исследовательской, собирательской работы, а также своеобразной научно-популярной публикацией, как правило, целого коллектива авторов.

Долгий период времени в основе исследовательской деятельности музея была история социалистического города, поэтому изучение краеведческих тем не входило в его годовые и перспективные планы. Например, зал постоянной экспозиции под названием «Наша старина» (1988 – 2012) рассказывал о Николо-Корельском монастыре, о промыслах и ремёслах на Русском Севере, а о краеведении, об истории окрестностей города информация отсутствовала.

В 1990 г. музей изменил свой статус и стал называться «Северодвинский городской краеведческий». В 1993 г. был создан филиал Северодвинского музея в селе Нёнокса. И в дальнейшем, изучение региональной истории стало одним из направлений работы и началом плановой экспедиционной деятельности. Нёнокса, Куртяево, Николо-Корельский монастырь – новые объекты исследования. Что же касается истории старообрядческих скитов, то эта тема не изучалась вплоть до начала XXI в.

В данной статье речь пойдёт о выставочной деятельности Северодвинского городского краеведческого музея на примере одной из краеведческих тем — «Старообрядчество Архангельской губернии Архангельского уезда» (в настоящее время часть территории – это окрестности современного Северодвинска). От первых экспонатов и простого комплектования, этнографических экспедиций в места расположения бывших старообрядческих скитов до целенаправленного комплектования музейных коллекций, подготовленных к показу на разных тематических выставках, и, наконец, включение темы в состав постоянной экспозиции по истории края. Вся эта работа воплотилась в трёх больших выставочных проектах, посвящённых экспедициям, туристам, истории поморского старообрядчества, а также в других тематических выставках по истории края.

Известно, что на «севере был 31 старообрядческий скит – и в Подвинье, и на Мезени, и на Печоре, и по всему беломорскому побережью»[1]. По официальным данным, в Архангельском уезде Архангельской епархии в 1891 г. числились следующие скиты: Половой, Слободской, Малолахотский, Большекородский, Белозерский, Пёртозерский, Амбурский[2].

Они начали появляться на Русском Севере в конце XVII века в результате реакции на церковные реформы, проведенные патриархом Никоном, и последующий раскол церкви. После поражения Соловецкого восстания (1668 – 1676) многие монахи, обетники и трудники, устрашённые гонениями, бежали из монастыря и расселились по всему Поморью, часть из них поселилась в районе Амбурских озер, где в первой четверти XVIII в. образовали скит, который впоследствии стал духовным центром местного старообрядчества, своеобразной «староверческой Меккой» и пользовался большой известностью и популярностью. О нём знали в обеих столицах Российской империи, откуда поступали богатые дары от ревнителей старой веры. Он располагался в 50 км от Архангельска, за болотами сёл Рикасихи и Кудьмы. В Амбурском скиту, на Пертозере, деревне Белой до сих пор имеются остатки старообрядческих поселений. Среди них особый интерес представляет амбурская моленная и старые постройки ХIХ – начала ХХ вв.[3].

В 2002 г. сотрудники музея приступили к работе по теме «История Амбурского скита». Тогда же была организована первая этнографическая экспедиция в Амбурские и первое знакомство с неизвестными до сей поры окрестностями Северодвинска. В ходе её работы было собрано 199 музейных предметов. В их числе 132 предмета основного фонда, 67 – научно-вспомогательного. Несмотря на большое их количество, дарителями выступили всего 5 человек. Предметы по теме исследования собирались как непосредственно на территории поселения, так и в городской среде. Среди переданных материалов – фотографии, сделанные известным северодвинским фотомастером, участником экспедиции Владимиром Владимировичем Бербенцом, уникальные предметы из семейной коллекции Ивана Михайловича Мамонова. Это печатный гравированный лубок «Книга глаголемая Козмография»[4], литография «Райские птицы «Сирин и Алконост»[5], книги «Библия» 1581 г. (печатник Иван Фёдоров)[6] и «Апостол» 1597 г.[7], семейные фотографии, документы, большая коллекция лотерейных билетов советского времени. Так же предметы быта и культа, почтовые карточки начала XX в, в том числе по Архангельску и Соловецкому монастырю, коллекция бутылок и бутылочек самого разного назначения: аптечных, винных, пивных, из-под минеральной воды конца XIX — начала XX вв, монеты России 1730 – 1911 гг. и другие.

Вновь собранные и уже имеющиеся в фондах материалы позволили создать содержательную, интересную выставку «Амбурские. По следам экспедиций» (2003), на которой были представлены результаты похода в Амбурские первого директора Северодвинского музея Тамары Александровны Ивановой (Питолиной) в 1972 г. и экспедиции музея 2002 г. Между двумя этими событиями прошло ровно 30 лет. В топографическую опись выставки был включен 181 музейный предмет, из них – 101 предмет основного фонда. На то время мы ещё не владели достаточными знаниями по истории скита и основной своей задачей ставили показ музейных предметов. И нам это удалось. Новая тема и выставка вызвали большой интерес не только горожан, но и средств массовой информации. Ведь это было первое публичное представление музейных предметов по старообрядческой тематике! Особое внимание привлекли коллекция старопечатных книг, вывезенных из бывшего Амбурского скита, церковные ткани, лубки и, конечно же, острожская «Библия» 1581 г. печатника Ивана Фёдорова. Передача и поступление такого раритета в фонды музея стала настоящим событием не только для города. Оно нашло отражение на страницах местных газет, в центральных изданиях и в интернете. В связи с этим возник интерес и к самой старообрядческой теме. Ведь в стране воинствующего атеизма многие десятилетия она была вообще закрыта и практически не изучалась. Самым главным для нас источником первичных исторических знаний в те годы была книга Ксении Петровны Гемп «Сказ о Беломорье»[8], в которой десяток страниц посвящён её поездкам в старообрядческие скиты: Амбурский, Пертозерский, Кородский. Этот материал и явился основной информационной базой выставки.

А её украшением стали церковные ткани из амбурской моленной и 18 старопечатных книг XVII – XIX вв., привезённых из амбурского похода Т.А. Ивановой. Среди них – Поучение Иоанна Златоуста[9], Минеи служебная: месяц апрель[10], декабрь[11], канонник[12], псалтыри[13], акафист Зосиме и Савватию[14] и другие.

Церемония её открытия завершилась выступлением камерного мужского хора Дворца культуры г. Северодвинска. В рамках работы выставки были организованы различные мероприятия. 18 апреля 2003 г. супруги Мамоновы, передавшие музею уникальные экспонаты, отметили в музее свою золотую свадьбу. Работники ЗАГСа провели официальную регистрацию виновников торжества, а женский ансамбль «Беломорье» водил вокруг них хороводы, осыпали семенами овса и цветами, подарил им венок свадебных обрядовых песен, щедро пересыпая своё выступление традиционными шутками и прибаутками. Страницы из истории Амбурского старообрядческого скита и золотая свадьба Мамоновых вошли в фильм, снятый северодвинским телевидением, в рубрике «Вполне официально».

При участии епископа Архангельского и Холмогорского Тихона прошла презентация Библии, посвящённая 440-летию начала книгопечатания на Руси.

Каждая новая выставка – это определённый этап разработки и исследования новой подтемы, составление плана комплектования, сбор предметов музейного значения. Построение любой краеведческой выставки невозможно без изучения литературы, документальных источников и собственных фондов. Ведь те сведения, которые собирает сотрудник для постановки предметов на учёт, называются «легендой» предмета. И только в процессе его дополнительного изучения могут появиться более точные данные, по датировке, по месту изготовления или по каким-то другим параметрам.

В 2005 г. ареал изучения нашего региона был расширен: последовали экспедиции на Пертозеро, в деревни Белое, а затем и Короду – места расположения бывших старообрядческих скитов. Началось более глубокое изучение темы, выявление людей, связанных с ней, поиск новых информантов и приобщение всё большего числа дарителей. В это же время начинается работа по изучению письменных источников в Северодвинском городском архиве и Государственном архиве Архангельской области. Найденные и изученные документы, собранные сведения и вновь поступившие предметы позволили задуматься над подготовкой следующей выставки. В этот период времени происходило знакомство с новыми людьми и группами, которые посещали Амбурские в разные годы, начиная с середины XX в. Это работники Северного машиностроительного предприятия и «Звездочка», охотники, рыбаки и ягодники, одиночные туристы. Они приносили последним жителям Амбурских продукты, кололи дрова, носили воду. В знак благодарности старушки приглашали посмотреть их молельное помещение, полюбоваться иконостасом, лампадками, висящими перед иконами, словом всем тем благолепием, которое там было[15]. В 1965 г. в деревне числилось 7 человек[16]. Постепенно между туристами и жителями Амбурских складывались доверительные отношения, результатом которых явились их воспоминания о прежней жизни. Неизменным спутником походов выходного дня был фотоаппарат. Фотографии тех лет запечатлели самые разные события: последних жителей, интерьер моленной, панорамные снимки Амбурских, жилые дома, туристские походы, советские праздники на территории бывших скитов в 1970 – 1980 -е гг., «дороги», проходящие по болотам, окружающая природа. В 1973 г. трое последних жителей поселения были вывезены в Северодвинск, а их дома приобретены группами туристов. В них осталось большое количество самых разных предметов, доставшихся им по «наследству», которые бережно сохранялись новыми владельцами в течение 40 лет! Впоследствии, в результате передачи их в фонды в музее была сформирована целая амбурская коллекция, насчитывающая 658 предметов по старообрядческой тематике! Это уникальный случай в настоящее время! Тогда произошла смена поколений и передача территории и материальных ценностей из рук в руки, благодаря чему Амбурские приобрели новых хозяев, которые сохраняют то, что им оставили бывшие жители некогда известного скита. Записи рассказов туристов, энтузиазм, их активность – всё это вдохновляло и хотелось новый выставочный проект посвятить им. Так родилась идея новой выставки «Амбурские: новые находки и открытия» (2008 — 2009).

Подготовлена она была по итогам работы экспедиций, проведённых в период с 2005 по 2008 гг. и посвящена памяти первого директора Т.А. Ивановой, положившей начало формированию амбурской коллекции и всем туристам походов выходного дня 1950 – 1970 – х гг, а также жителям и их потомкам, которые откликнулись и поделились воспоминаниями, предметами материальной и духовной культуры. В фонды музея за эти годы поступило 209 этнографических и культовых предметов, а также большая коллекция самых разных бутылок из стекла, домашняя утварь, грузила для рыболовной сети, монеты, мебель, посуда и другие. Значительно пополнился и фотофонд музея: фотографии уроженцев деревни Белое XIX в., редкие снимки Амбурских 1940 – 1980 – х гг. Была проведена фотофиксация этнографических

экспедиций 2005 и 2006 гг.

Неслучайно и название выставки: «Амбурские: Новые находки и открытия». Это

выявление новых музейных предметов (кация, старообрядческая одежда, колокола с моленной), архивных документов и ввод их в научный оборот. Открытие новой информации, поиск амбурских предметов в коллекциях других музеев Архангельской области (амбурские и пертозерские иконы в собрании СГИАПМЗ[17]).

Создание любой выставки – это процесс творческий. Для того, чтобы зрительное восприятие выставочного пространства было более результативным и плодотворным, требуется её художественное оформление, тогда в работу включается художник. Авторским коллективом этой выставки стали: главный хранитель Елена Фёдоровна Луцковская, художники Сергей Иванович Коршунов и Геннадий Петрович Садомовский. Доминантой (центром) выставки стала фотография В.В. Бербенца с видом на моленную и колокольню, сделанная в экспедиции 2002 г. На её фоне женский старообрядческий сарафан[18], мужской кафтан[19] и струсни[20], корзина дорожная[21] и виды Амбурских в разные временные периоды: 1940 г. и 1960-е гг.

Также в качестве экспоната была использована карта-схема «План местности, где расположены Большекородский и Амбурский скиты, составленный исправником Доренговским в 1893 г.»[22], обнаруженная среди архивных документов ГААО. На этой выставке она впервые была представлена посетителю, а впоследствии вошла в постоянную экспозицию по истории Поморского края.

Удачным решением выставки стало использование фотографий в турникете, которые были расположены в тематико-хронологическом порядке: Амбурские в 1940-е, 1950-е гг., последние жители Амбурских, амбурская моленная, семьи Хвиюзовых-Мамоновых, туристские походы «выходного дня» 1950-1970-х гг., Пертозеро, д. Белое, экспедиции музея 2005-2006 гг. Это своеобразная фотолетопись Амбурских.

В витрине — предметы домашней утвари, самая разнообразная посуда: деревянная, глиняная, медная. Формы для пасхи[23], маслобойка[24], роговик[25] и другие.

Идея выставки – показать вновь собранные предметы, в том числе и в интерьерах. Так появилась стилизованная печь, построенная в виде подиумов, на которой нашли своё место полозки[26], чугунки[27], квашня[28], бутыль глиняная[29]. Рядом – подставка для подъема на лежанку русской печи[30]. Всё это было расположено на фоне большой фотографии с изображением глинобитной печи. На ней – гравюра Михаила Михайловича Петренко «Амбурские старушки»[31].

Другой интерьер – «красный угол» с богатым резным деревянным киотом XIX в. и иконой святителя Николая, обеденным столом, скамейкой, табуреткой трёхногой, фотографиями на стенах. Подобные интерьеры дают возможность ощутить время, его дух и оказывают сильное эмоциональное воздействие на посетителей. Далее представлены старинные книги, предметы культа, колокола, поклонный крест и завершил выставку стенд с фотографиями героев – её участников и благодарностью им. Большая часть экспонатов была показана впервые.

К 40-летнему юбилею музея была подготовлена выставка «Сохраняя, приумножаем» (2010), в самом начале которой были показаны полевые исследования музея в фотографиях экспедиций разных лет в Амбурские и наиболее интересные экспонаты из амбурской моленной.

В декабре 2012 г. была открыта новая постоянно действующая экспозиция «Поморский край с древнейших времен до начала XX в.», которая явилась итогом работы большого коллектива сотрудников музея по историко-краеведческой тематике. В 2013 г. в рамках муниципальной целевой программы «Сохранение и развитие культурного потенциала» музей, впервые в Архангельской области, приобрел десять аудиогидов-плееров. Теперь у одиночных посетителей появилась возможность самостоятельно ознакомиться с историей родного края и Русского Севера в целом.

Третьим большим проектом стала выставка «Старообрядческие центры на Беломорском Севере» (2014). Готовилась она в течение нескольких лет и была посвящена истории старообрядчества, причинам его возникновения. Начало выставки – погружение в XVII век: портреты царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. В 117 экспонатах-подлинниках представлена деятельность трёх крупных старообрядческих центров Беломорья: Соловецкий монастырь, Выговская пустынь и Амбурский скит. В основу выставки легли изученные архивные источники. На фоне предметного ряда, связанного с Соловецким монастырём, идёт рассказ о знаменитом Соловецком восстании (1668-1676). Здесь книга «История об отцах и страдальцах Соловецких»[32] 1913 года издания и повесть о Соловецком восстании, факсимиле рукописи XVIII в. «Описание лицевое осады и разорения монастыря Соловецкого»[33], тарелка глиняная с изображением Соловецкого монастыря[34], книги, открытки  начала XX в., коллекция графических работ с видами Соловецкого монастыря[35].

Известно, что большая роль в организации старообрядческого общежительства принадлежала бывшим монахам Соловецкого монастыря, появившимся на реке Выг после подавления восстания. Выго-Лексинское общежительство, основанное в 1694 году, стало главным духовным центром поморского старообрядчества, оказавшее значительное влияние на культуру Русского Севера. На выставке представлена медно-литая пластика: складни, кресты киотные, наперсные, изготовленные в Поморье. Но наибольший интерес вызывает комплекс материалов по истории Выговской пустыни. Это рисованный лубок «Древо рода Андрея и Семена Дионисиевичев господ Вторушиных Выгорецких предводителей»[36], литография «Изображение Поморского Выгорецкого общежительства женского монастыря»[37] и книга «История Выговской старообрядческой пустыни»[38]. Последний комплекс предметов передан Иваном Михайловичем Мамоновым. В витрине — книги из библиотеки его отца, Михаила Николаевича Мамонова, в рамках на стене семейные фотографии. В этих экспонатах — история рода и его главного представителя – И. М. Мамонова, подарившего музею свою уникальную семейную коллекцию XVI – XX вв.[39].

Украшением выставки, её основным контекстом стала большая уникальная фотография-баннер Владимира Александровича Плотникова «Молельный дом в Амбурском скиту», сделанная в 1906 г. во время его поездки в эти места. Подобного рода снимков по амбурской теме в фондах музея ещё не было. На её фоне амбурские колокола, некогда украшавшие колокольню, киот для креста с бывшей моленной.

Новый интерьер позволили создать предметы, переданные сдатчиками за последние несколько лет. Ломберный стол для игры в карты, стулья, зеркало, на стенах в рамках фотографии жителей Белозерского скита дореволюционного периода и последних жителей Амбурских. Предметы культа: икона «Богоматерь с младенцем», единственная в амбурской коллекции, киотный восьмиконечный крест с распятием Христа, подручники[40], покровец с крестом. Не полным был бы рассказ без фотографий разных лет: видовые фото Амбурских, моленная и жилые дома, походы туристов выходного дня. Отдельный стенд с фотографиями этнографических экспедиций музея с 2002 по 2010 гг.

Завершают выставку публикации автора по теме «Старообрядческие скиты Архангельского уезда и губернии. Амбурский скит» в сборниках всероссийских и региональных научно-практических конференций 2006-2013 гг.

Отдельным направлением работы является реставрация музейных предметов по старообрядческой тематике. Это большой перспективный проект Северодвинского музея и Архангельского филиала ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря. В его основе — плановые профилактические осмотры музейных коллекций и музейных предметов, составление списков музейных предметов на реставрацию, включение их в городские программы по реставрации и собственно само проведение работ. Всего на сегодняшний день отреставрировано 25 предметов по этой теме, десять из них были представлены на этой выставке.

Особенностью выставок по старообрядческой тематике является то, что каждую из них, можно отнести к разным типам выставок. К примеру, «Амбурские: по следам экспедиций», «Амбурские: новые находки и открытия», «Старообрядческие центры на Беломорском Севере» — это и тематические выставки, объединённые единой темой «Старообрядчество на Русском Севере», это и отчётные выставки, которые были созданы по итогам комплектования фондов, так называемые выставки новых поступлений и по результатам проведения реставрационных работ. Это и фондовые выставки, которые знакомят посетителей с малоизвестными и малодоступными коллекциями. Ранее в музее ни разу не были выставлены такие предметы, как покровцы, колокола, кации (старообрядческие кадила), ломберный стол, намогильный крест 1912 г., литографии Соловецкого монастыря, старообрядческая одежда, обувь и другие. Многие из них требовали проведения серьёзных реставрационных работ, да и тематически не вписывались в историю социалистического города. Одновременно подготовка к каждой выставке даёт импульс научной и реставрационной деятельности в музее, позволяет по-новому оценить своеобразие и специфику собственных коллекций.

Неотъемлемой частью любой выставки является печатная продукция, посвящённая ей. Афиши, приглашения, грамоты (благодарственные письма). Это, с одной стороны, источник информации, с другой – исторический документ, раскрывающий ту или иную сторону творческой работы по теме. Художественный образ такой печатной продукции всякий раз меняется и наполняется новым содержанием.

К открытию каждой новой выставки были подготовлены персональные приглашения, цветная афиша и бланк благодарности, в основу которых была положена та или иная фотография. На выставку «Амбурские. По следам экспедиций» — цветная фотография В.В. Бербенца с видом на амбурскую моленную и колокольню. Сюжетом для рекламной продукции выставки «Амбурские: новые находки и открытия» стал фрагмент поклонного креста начала XX в. (фото того же автора). А для выставки «Старообрядческие центры на Беломорском Севере» — гравюра Михаила Михайловича Петренко «Амбурские озёра. Староверская молельня» (г. Ленинград, начало 1970-х гг.)[41].

Таким образом, каждая выставка по старообрядческой тематике – это большой проект и комплекс организуемых и проводимых мероприятий. Одно из них – это открытие выставки, которое всегда является праздником для всех посетителей музея и проводится бесплатно. Это и такая форма проведения, как круглый стол «Амбуряне, пертозёра, белозёра», который явился результатом собирательской работы и одним из этапов подготовки выставки «Амбурские: новые находки и открытия». Интересной формой взаимодействия музея и посетителей стали музейные гостиные на самые разные темы: «Старообрядческий лубок. Древо рода Денисовых из Выгорецкого монастыря. История и реставрация предмета», «Нас объединили Амбурские» — итог комплектования, где было рассказано о роли каждого дарителя; «Амбурские-2014. Итоги работы по теме исследования», «Амбурские: по следам конференций». Часто на эти встречи люди приносят с собой и передают в дар хранившиеся в их семьях ценные, а порой и уникальные предметы.

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что приобретённый опыт исследовательской, а также массово-просветительской работы по привлечению населения к участию в комплектовании музейных коллекций, позволяет более эффективно использовать фонды по воплощению в жизнь наших идей и планов по организации выставок и экспозиций по истории региона.

[1] Гемп К.П. Сказ о Беломорье: словарь поморских речений. — М. – Архангельск: Наука, Поморский университет, 2004. С. 70.

[2] ГААО (далее – Государственный архив Архангельской области). Ф. 29. Оп. 3. Т. 5. Д. 816. Л. 25 об.

[3] См. подробнее: Луцковская Е.Ф. Из истории Амбурского старообрядческого скита // Традиционная культура Русского Севера: истоки и современность. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Архангельск, 2010. С. 159-172.

[4] СГКМ (далее – Северодвинский городской краеведческий музей). КП 16487.

[5] СГКМ КП 16560.

[6] СГКМ КП 16859.

[7] СГКМ КП 16673.

 

[8] Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1983. С. 198-209.

[9] СГКМ КП 404.

[10] СГКМ КП 401.

[11] СГКМ КП 383.

[12] СГКМ КП 380.

[13] СГКМ КП 407, 410.

[14] СГКМ КП 409.

[15] СГКМ. Научный архив. Д. 01-16.8. Экспедиция в Амбурские Приморского района Архангельской области, 2005. Информант Л.Ф. Добрынин.

[16] АБАО (Архив Белозерского административного округа). Похозяйственная книга Кудьмозерского сельского Совета № 12 деревень Амбурские и Пихталы на 1964, 1965, 1966 гг.

[17] СГИАПМЗ – Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

[18] СГКМ КП 17548.

[19] СГКМ КП 19448.

[20] Струсни – примитивные туфли, сшиты из двух кусков коровьей кожи, с верёвкой для подвязывания. КП 8141/1,2.

[21] СГКМ КП 19328.

[22] ГААО. Ф. 4. Оп. 16. Т. 1. Д. 1558. Л. 141.

[23] СГКМ КП 19326, 19624.

[24] СГКМ КП 19622.

[25] СГКМ КП 17509.

[26] СГКМ КП 19977.

[27]  СГКМ КП 19318, 19331.

[28] СГКМ КП 19390.

[29] СГКМ КП 19391.

[30] СГКМ КП 19392.

[31] СГКМ КП 14928.

[32] СГКМ КП 6963.

[33] СГКМ библиотека музея 2425.

[34] СГКМ КП 13670.

[35] СГКМ КП 19108, 19109, 19110, 19111, 19112, 19113.

[36] СГКМ КП 16488.

[37] СГКМ КП 17381.

[38] СГКМ КП 21237.

[39] См. подробнее: Луцковская Е.Ф. Семейные реликвии Ивана Михайловича Мамонова в собрании Северодвинского музея // Важский край: источниковедение, история, культура: Исследования и материалы . Вып. 6. Вельск, 2014. С. 216-228.

[40] Подручники- маленькие подушечки для рук (прикосновение к земле во время молитвы расценивался как грех).

[41] СГКМ КП 14928.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>