Справка об истории формирования до 1991 года коллекции масляной живописи Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

С.Н. Ромашкина, независимый исследователь, г. Великий Устюг

 

Справка об истории формирования до 1991 года коллекции масляной живописи Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного

музея-заповедника.

 

В 1989-1991 г.г. в начале работы в Великоустюгском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике младшим научным сотрудником художественного отдела, нами в 1991 г. была написана Справка об истории формирования коллекции масляной живописи музея, основанная на архивных источниках  Великоустюгского филиала государственного архива Вологодской области (современное Великоустюгский центральный архив — ВУЦА), а также музейных актах и книгах поступлений. Это была не только впервые исполняемая кем-либо работа в Великоустюгском музее-заповеднике, но и наш первый опыт написания статьи подобного рода. В связи с этим, выражаем признательность и благодарность искусствоведу-реставратору Н.А. Марушковой, уже имевшей опыт работы в Устюженском краеведческом музее, за консультацию по структуре Справки.

Несмотря на то, что коллекция музея пополнилась экспонатами с момента составления Справки, однако, в основном, это современная живопись. Историческая составляющая коллекции осталась неизменной, поэтому сведения о ней представляют интерес не только для внутримузейного пользования, но и для широкого круга исследователей.

Место нахождения картин изменилось со времени составления Справки, так как после организации единого музейного хранилища все фондовые коллекции были перемещены в новое фондовое здание с улучшенными условиями хранения и организованным доступом посетителей. Коллекция масляной живописи Великоустюгского музея-заповедника на 1 января 1991 г. состояла из 225 картин основного фонда и 11 — научно- вспомогательного.

Губернский музей Северо-Двинской культуры был основан в г. Великом Устюге в 1918 году. Его открытие состоялось 8 октября с выставки картин А.А. Борисова, конфискованных у автора и, благодаря усилиям т. Сухарева и Бекряшева Н.Г., вывезенных из Красноборска в Великий Устюг и тем самым сохраненных. Следует уточнить, что в музей Северо-Двинской культуры первоначально поступили 157 картин, этюдов и эскизов художника А.А. Борисова, полный Каталог которых представлен в документах Гос архива. Остальные картины, вывезенные из дома художника, находились в Советском Доме и только 12 февраля 1919 г. были переведены в музей с составлением «Дополнительной описи картин и этюдов художника А.А. Борисова». В добавленном списке 75 картин, из  них только 70 имеют авторство А.А. Борисова, остальные 5 картин других художников — Зарубина, Шишкина И.И., Кандратьева, Юрачева С.[1] В связи с ходатайствованиями А.А. Борисова и указаниями Центральных властей[2] все картины осенью 1921 г. были возвращены автору[3]. Позднее, примерно в 1927  — 1928 г.г., художником были подарены музею три картины: «Летняя ночь», «Зимний пейзаж», «Над Кандалакшским заливом на Белом море»[4] (№ 108, 109, 110), которые положили начало формированию коллекции картин А.А. Борисова в музее. Следующее поступление в музей было от Государственной Третьяковской галереи: три картины художника А.А. Борисова по акту № 354 от 17.XI.1929 г. («Маточкин шар. Новая земля. Лето», «Полярные льды в Маточкином шаре. Лето», «Екатерининская гавань в начале марта»)[5] (№ 112, 111, 103). Из остальных девяти работ семь («Въезд на дачу Кострова (Аристово)», «Кресты около Соловков», «Ствол сосны», «После метели», «Темнеет». Уголок дачи художника, «На берегу Северной Двины», этюд «Лес») были в течении 1971 (первая из перечня), 1976 (вторая и третья) и 1978 (четвертая — седьмая) г.г. подарены, из них первая куплена, Н.П. Борисовым — племянником А.А. Борисова[6]. Две оставшиеся картины («Аллея в парке в окрестностях Петербурга» и «Ветровал») подарены Н.П. Борисовым в неустановленное время, но одними из  первых[7]. Всего, в настоящее время, в коллекции Великоустюгского музея-заповедника находятся пятнадцать работ известного художника Севера А.А. Борисова, написанные им в конце XIX — начале XX в. и представляющие, в основном, все периоды его творчества.

Во исполнении Декрета о регистрации, приеме на учет и хранении памятников искусства и старины, находящихся  во владении частных лиц, обществ и учреждений (ЦИК № 404) и Циркулярного распоряжения Всероссийской Чрезвычайной Комиссии за № 79 (ЦИК № 292) небольшие поступления в коллекцию музея были в период 1918 — 1929 годов. Так, в октябре 1918 г., исполняющим Губисполкома Коноваловым были посланы в музей среди различных предметов и две картины, по описанию это Burke W. «Парусная лодка» и «Пароход в бурю» (№ 1, 2)[8]. В октябре 1919 г. из Губчека поступила картина: С. Федоров «Пейзаж» (№ 53). В 1921 г. было поступление из Клуба Коммунистов — Rinaldini «Кухня» (№ 52) и со склада Губсобез — неизвестный художник «Портрет купца Л.Г. Захарова» (№ 12844)[9]. В апреле 1926 г. из склада Северолеса — неизвестный художник «Портрет купца Воробьева»[10]. В сентябре 1929 г. от Северо-Двинского Окружного Архивного бюро — неизвестный художник «Христос у Марфы и Марии» (№ 139) и Портрет первого Устюгского архиерея[11]. Вероятно, к этим же поступлениям относится и картина: Менк «Вид Красавинской фабрики» (№ 54).

Согласно распоряжения Заведующего подотдела по охране памятников искусства и старины в Губернском отделе Народного Образования т. Комарова из Лальского Народного Дома в январе 1920 г. в музей поступили четыре картины: Коровин П.И. «Ночное» и «Сватовство» (№ 8, 9), Корин А.М. «В цыганском таборе» (№ 10), Прянишников И.М. «Вид фабрики Сумкина в Лальске» (№ 5)[12]. На основании архивных документов работы М.М. Прянишникова «Портрет брата художника С.М. Прянишникова» и «Портрет жены брата художника Е.Е. Прянишниковой» (№ 3, 4), а также работы А.М. Корина «Портрет художника Прянишникова (копия с работы Маковского), «Охотники», «Портрет художника Прянишникова (копия с работы Перова(, «Портрет вдовы художника Прянишникова» и «Портрет Виноградовой Е.Н.» (№ 6, 7, 86, 89, 129) также находились в 1919 г. в г. Лальске у Елены Флегонтовны и Екатерины Егоровны Прянишниковых[13] и, вероятно, оттуда и поступили в музей. Позднее, в 1930 и 1931 г.г., там же были куплены еще две работы И.М. Прянишникова — это «Гостья» и эскиз «Ярмарка»[14] (№ 78, 81). Таким образом, лальские поступления составили 13 работ: 5 картин художника-передвижника И.М. Прянишникова, его ученика А.М. Корина — 6 картин и две работы П.И. Коровина.

Значительную часть коллекции масляной живописи Великоустюгского музея-заповедника (около четверти) составляют картины, направленные без специального подбора из Государственного Музейного Фонда, г. Москва.

Первое поступление было в декабре 1920 г. от Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного Комиссариата по Просвещению, 17 работ привез из Москвы Н.Г. Бекряшев[15]. Работы небольшого формата, этюдного плана. Среди них 8 картин в технике масляной живописи, в том числе работы известных художников — Шишкин И.И. «Роща», Остроухов И.С. «Дорога в лесу» (№ 16, 17), передвижников — Мясоедов Г.Г., Коровин К.А. и Коровин С.А. (№ 21, 22, 23). Также Хруслов Г.М. «Лес» и Шлеин Н.М. «Улицы в Плесе». Работы в технике акварели Поленова В.Д.  и Коровина С.А., одна работа маслом и одна пером Виноградова С.А. и пять листов рисунков свинцовым карандашом Коровина С.А.

Интерес представляет поступление 26 августа 1921 г. Часть работ, а именно 12 картин маслом, была получена из Государственного Музейного фонда № 2, изъятые из собраний Морозовой, Кузнецовой, Пермяковой, другая — 7 картин маслом и 2 акварели — из Центрального Хранилища  Государственного Музейного фонда. Выдача  картин и фарфора была проведена на основании «разрешения заведующего подотдела Государственного Музейного фонда Главмузея А.М. Эфроса. 2.VII.1921 г.»[16]. Поступили работы: Юнге «Море. Парусное судно», Неизвестный художник «Пейзаж, горы, река», Верещагин В.П. Этюд «Главы», Егоров «Крым», Беляевский М. «Кремль вечером», Потапов «Портрет неизвестной дамы в черном платье», Шанкс Э. «Девочка», Пыляев этюд «На Неве», Найден А. «Пейзаж с рекой», Паевский «Горец», Ф.Б. (не расшифровано) «Головка», Маковская А. «Холмистый пейзаж», Прокофьев Н. «Зимний пейзаж», Каргинская «Полоскание белья», Айвазовский «Овцы, Лагорио «Крымский пейзаж». Можно выделить картины: Гагарин Г.Г. «Горец» (ученик К. Брюллова), Шмельков П.М. «Рыболов (зимой)» (последователь П.А. Федотова), мастер пленэрной живописи Боголюбов А.П. «Итальянский пейзаж», работа неизвестного художника XIX в. «Цветы» и по творчеству относящийся к поздним передвижникам Мешков В.Н. «Монах красит яйца» (№ 39, 38, 30, 35, 32).

Самое крупное поступление из  Государственного Музейного Фонда было в сентябре 1925 г. в количестве 22-х работ (см. Приложение), с указанием какая картина из какого музея или частной коллекции поступила, например, из Румянцевского музея, из Музея живописи К[…], собраний Акопова, Морозовой. Высоцких, Солдатенкова и др.[17]. Данные картины представляют различные художественные направления в искусстве конца XIX — начала XX в. Это и академическое направление — Судковский Р. «Купание в прибой», Мещерский А.И. «Пейзаж» (№ 64, 77) и реалистическое — Поленов В. «Пейзаж с рекой», Шишкин И.И. «Сосновый лес», Васильковский С.И. «На реке» (№ 67, 71, 63), и поздние передвижники и «Союз русских художников» —  Маковская А.Г. «Пейзаж», Пелевин «Иоанн Грозный», Юон К.Ф. «Летний пейзаж» (№ 75, 66, 76), и работы авангардных направлений — Розанова О.В. «Натюрморт: яблоки, кувшин с цветами», Герасимов С.В. «Два курящих мужика» (№ 68, 73).

Еще одно поступление было от Дирекции художественных фондов и проектирования памятников, г. Москва, акт № 219-ж от 13 ноября 1967 г.[18] Пятнадцать разноплановых, разножанровых картин советского периода в искусстве: Харьковский А.М. «Портрет Леонова», Китайка К.Д. «Портрет Большакова», Хорошилов Е.Б. Портрет «Владимир», Джаков К.С. «Строители Новинского гидроузла», Медовиков Н.П. Этюд «Великий Устюг — белая ночь», Покаржевский П.Д. «Лодочка», Петров Ю.Н. «Прилуцкий монастырь», Худяков Л.В. «Уха», Запруднов «На бульваре». В том числе работы — Дубинчик А.М. «Мокрые крыши», Чернышев Н.М. «Сожженный Новгород. /Успение на Волотове, на пожарище/», Шмидт А.В. «Северный Кавказ», Гущин К.А. «Ранняя весна», Рудиев В.В. «Сирия. Пальмира», Алеинов Ф.А. «Нева зимой» (№ 16617, 16618, 16619, 16620, 16621, 16622).

Шестьдесят пять картин, поступивших из Государственных Музейных Фондов дают не полное представление о развитии пейзажной и жанровой живописи в искусстве конца XIX — начала XX в. и содержат ряд  неплохих работ 50-60-х г.г. советского периода.

В ноябре 1960 г. состоялось небольшое поступление из Государственного Русского музея[19]. Это две работы — Дубовский Н.Н. «Море» и «Овцы и коровы на берегу», и одна — неизвестный художник 2 половины XIX в. «Пейзаж с лодкой» (№ 15230, 15231, 15232).

В ноябре-декабре 1929 г. была благотворительная передача в Северо-Двинский музей от московских художников. Поступили гравюры, рисунки и картины авторов: А.И. Кравченко, Д.П. Штернберг, Купреянов, М.С. Родионов, А.И. Анисимов. В том числе работы — Осмеркин А.А. Натюрморт /фазан/, Федоровскмй Ф.Ф. два эскиза: эскиз для оперетты «Корневильские колокола», костюм для Кармен[20]. (№ 104, 99,  ).

Из частных поступлений можно отметить картины от Перовой Р.Г. (вдовы профессора Перова С.С) из Москвы, в 1968 г. В коллекцию музея влились 10 лирический пейзажей следующих авторов: Богданов А. (№ 16877, 16878, 16879, 16880), Ивенский С.И. (№ 16874, 16875, 16876), Перов В.С. (№ 16882, 16883), Хрусталев С.И. (№ 16884).

В 1958 г. от Смирнова Г.Б, поступили три работы его отца  Смирнова Б. начала XX в. (№ 13609, 13610, 13611).

В 1962, 1963, 1969 и 1971 г.г. были небольшие поступления из г. Вологды, в общей сложности 7 работ, а именно, картины Хрусталева С.И. (№ 15682, 17584), Ширякина Н.М (№ 17113), Перова В.С. (№ 17112), Ларичева М.А. (№ 15875), Воропаева (№ 15874), Баскакова Н.В. (№ 17546).

Целенаправленные закупки картин для пополнения живописной коллекции музея проводились крайне редко и нерегулярно. Приобретались, в основном, работы местных художников.

Так, в 1919 г. были куплены в Москве со 2-й художественной выставки три картины — Васнецов А.И. «К вечеру», Гузиков «Осень», Доморадский «Река-облака» за 2750 руб.[21] (№ 44, 45, 46).

Примерно четвертую часть коллекции составляют работы местных художников советского периода истории XX в., подаренные или купленные у авторов. Так 06.1920 г. на I Временной художественной выставке в г. Великом Устюге куплена работа — Плотников Д. «Вид балкона дачи профессора Тимирязева»[22], 9.11.1921 г. купили у Богданова Ф.Г. его картину «Вид c Гребешка» за 30 000 руб.[23], а 13.11. 1923 г. было пожертвование от того же автора — «Серый вечер»[24] (№ 15, 51, 85). 30.09.1928 г. купили у Шубина А.П. две картины (№ 82, 83). В ноябре-декабре 1929 г. от Северодвинского Окружкома поступили тринадцать картин местных художников: Шильниковский Е.П. — 5 работ, Бекряшев Н.Г. — 1 работа, Казаков А.В. — 6 работ, Богданов Ф.Г. — 1 работа[25] (№ 125, 126, 130, 79, 96, 102, 124, 131, 123). В 1962 — 1963 г.г. в коллекцию музея влилось собрание художника Матвеева Г.И. — 7 работ местных мастеров: Казакова А.В., Шубина А.П., Костровых

 

 

 

иконописца Пантелеймона Яковлева с сыном, пробовавшего себя в пейзажной живописи

Шильниковского Е.П. (№ 15948, 15950, 15951, 15952, 15953, 15954, 15955). Среди этой  группы можно отметить работы ранних периодов творчества  Шильниковского Е.П., Беркряшева Н.Г., а также выделяющиеся самобытностью ранние картины Казакова А.В. Часть работ местных художников, не имея высокого художественного уровня, являются иллюстрацией эпохи и общего состояния живописной культуры Великого Устюга 20-30-х г.г. XX в.

Особенный интерес в коллекции представляет авторская реплика или превосходная копия с картины Л.С. Миропольского «Портрет М.В. Ломоносова» /оригинал в музее  М.В.азанная  Ломоносова/[26], поступившая из Красавино, и, как версия, привезенная или заказанная купцами Грибановыми. Также интересен портрет копийного характера середины XVIII в. Великой княгини Екатерины Алексеевны[27]. Провинциальная живопись тоже имеет художественно-историческое значение. Это копия портрета Екатерины II, дворянские парные портреты, купеческие: Захарова, Усова, Булдаковых, Воробьева и портрет Александра I.

Коллекция масляной живописи Великоустюгского музея-заповедника не  отражает всю историю развития изобразительного искусства XVIII — XX в.в., хотя имеющиеся картины дополняют хронологию русского искусства указанного периода. Следовало бы обращать более пристальное внимание на комплектование коллекции масляной живописи в музее, проводить научную реставрацию картин и тщательнее подходить к подбору рам.

[1]     ВУЦА. Ф. Р — 43. Северо-Двинский Губернский Исполнительный Комитет (Губисполком). Оп. 1. Д.24. Л. 18 — 20, 22 — 23.

[2]     Борисов Н.П. Художник вечных льдов. М., 1983. С. 202; ВУЦА. Ф. Р — 43. Оп. 1. Д. 72, Л.28.

[3]     ВУЦА. Ф. Р — 338. Великоустюгский краеведческий музей. Оп. 1. Д. 5. Л. 175, 251: Д. 6. Л. 187, 188.

[4]     Там же. Д. 29.Л. 22.

[5]     Там же. Д. 29. Л. 47.

[6]     ВУМЗ. Акт приемки-сдачи №№ 683. 1971 г.; Акт приемки-сдачи № 1032. 1976 г.; Акт приема № 75. 1978 г.

[7]     Борисов Н.П. Указ. соч. С. 225.

[8]     ВУЦА. Ф. Р — 338. Оп. 1. Д. 5. Л. 255.

[9]     Там же. Д. 1. Л. 35.

[10]   Там же. Д. 23. Л. 75.

[11]   Там же. Д. 29. Л. 42.

[12]   Там же. Д. 4. Л. 36; Д.5.Л.2.

[13]   Там же. Д. 4. Л. 26; Д.5.Л. 2, 272.

[14]   Там же. Д. 29. Л. 41 — 42.

[15]   Там же. Д. 5. Л. 25.

[16]   Там же. Д. 1. Л. 15-16.

[17]   Там же. Д. 16. Л. 89.

[18]   Там же. Д. 35. Л. 36.

[19]   Там же.

[20]   Там же. Д. 29. Л. 47.

[21]   Там же. Д. 2. Л. 36.

[22]   Там же.

[23]   Там же. Д. 1. Л. 59.

[24]   Там же. Д. 6. Л. 53.

[25]   Там же. Д. 29. Л. 47.

[26]   Благодарю за консультацию Н.А. Марушкову.

[27]   Ответ на вопрос об авторстве и происхождении портрета может дать только искусствоведческий анализ и технико-технологическая экспертиза.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>