Соезерская Троицкая мужская пустынь

                                                                                                                                                                      Власова Н.В. 

Соезерская Троицкая мужская пустынь основана в 1639 году  иеромонахом Кириллом с братиею. Она располагалась «в  бывшей Устюжской, а  затем  в Вологодской епархии, в Сольвычегодском уезде, при Сойгинском  озере (на современных  географических картах – как  оз. Соезерье. – В.В.), на речке Сойге, близ  большой  Архангельской дороги по Двине, от Сольвычегодска  к  северозападу  в 200 верстах, на самой границе  Архангельской губернии» [1].

Единственным источником информации  об основании монастыря является «Сказание о явлении и чудесах иконы Святой Троицы» Соозерской»   [2]. В начальной части Сказания местоположение пустыни  описывалось так: « Во стране полунощной и граде же, зовомы Устюга Великаго, во уезде вниз по реке Двине, прямо волости, зовомыя  Ягрыш, есть пустыня зовомыя  Соеезерская,  отстоит же от тоя веси к западу, яко верст четыредесять».

Название  данной местности – Соезерская  пустынь – и озера  Соеезеро  происходит от  имени  чудского князя Сои. По преданию поселился князь Соя со своим народом – чудь в данном  месте  после изгнания их  с  Двины  [2].

Рассмотрим историю создания и существования монастыря  в XVII-XVIII в.в.

1616 г. Начало основания  пустыни.  В первой части  Сказания   изложено   начало создания пустыни после явления чудотворной иконы в 1616 году  «неизреченным  промыслом  Пресвятыя и Живоначальная Троицы  мнозем  рыболовом у того Соезера а мале куще на стене на сребряне образ тоя Пресвятыя Троице явися, стоящи» [2]. Автор Сказания   отмечает,  что  неизвестно  было,  кто  принёс  сей  святой образ  Пресвятой Троицы.

В дальнейшем цепь чудесных событий привела к тому, что строение, в котором находилась икона, неоднократно подвергалось огню, но «от огня отнюдь не згараше», а «Страждущие в болезнех милости прошаху, то вскоре исцеления приимаху» [2].

Обращаясь с молитвами  к иконе Пресвятой Троицы, люди  приобретали  исцеления от самых разных недугов.

1619 г. По сведениям из первого  и  второго чуда  Сказания известно, что   поставлены животворящий крест и часовня – «и мнози иноцы приходящее моляхуся образу Прсвятой Троицы, жителствовати начинаху и животворящий крест поставища. По сем малу часовню поставища»  [2].

1631 гВ чуде 2 и 3 Сказания  отмечается, что чудеса Пресвятой Троицы известны стали во многих местах «пресвятая же Троица восхоте место сие прославити и неизреченными чюдесы удивите».  В чуде 3  написано:  «Сими судбами устрои некоему священномонаху Рафаилу в болезнь впадшу, и слышав о чюдесах Пресвятыя Троицы. Нача молитися, обеты полагая ити в пустыню сию. И скоро от болезни исцеле. Прииде же в 1631  лето молеся Святей Троице, яко красно зело, ко иноческому жителству полезно и от мира удалено. И нача помышляти поставити церковь во имя Пресвятыя Троицы и монастырь устроити» [2].

1634 г. В чуде 7 Сказания отмечается, что «Священник именем Кирилл отпев молебен,  благославляет люди итъти лесу ронить на церковь Пресвятыя   Живоначалныя Троицы. И паки на западе по край езера у того же  Пивоварного ручья от 2-го часа дни до четвертаго благовестие зело в великий и тяжкий  колокол вопиет. Мнится от гласа того земли колебатися» [2].

1636 г. Первый храм в честь Живоначальной Троицы.

«Дадеся от преосвященнейшего  Иосифа митрополита Московского благословящая грамота  и на первоначальную до сей Троицкую церковь   лета  1636  января в 3 день  по просьбе иеромонаха Кирилла с братиею».

Данные сведения были получены сольвычегодским историкографом  А.И.  Соскиным от его высокопреподобия Арсения игумена Коряжемского монастыря в мае 1811 года [7].

1639 г. – год основания монастыря: Троицкая Соезерская мужская пустынь.

На данный факт в 1892 году  указывает  В. Зверинский  во II части «Монастыри по штатам (1764, 1786 и 1795 годов)».  Под № 1236  он  отмечает следующие данные по нашему объекту:  Троицкая-Соезерская  мужская пустынь, ныне погост Соезерский-Троицкий или Монастырек, Вологодской губ., Сольвычегодского у., Федьковской волости, в 170 вер. Сев.-зап. От Сольвычегодска, близ реки Двины.  Основана  в 1639 году иеромонахом Кириллом с братию [3].

В Сказании  данные об  основании монастыря  в 1639 году  указаны в «чуде 28-30», где рассказывается об исцелении Симеона Никитина из Черевковской волости: «лежа на одре два лета и пять месяц, скорченным ногам  его. И в той болезни со слезами молеся святей Троице и обещася работати в монастыре до кончины своея в пустыни той.  И в том часе бысть здрав. И прииде в пустыню, моляся Святей Троице и работая в всей братии в послушании мнозе» [2]  .

На факт основания монастыря  в 1639 году  указывает    Н. Суворовъ   в «Прибавлении к Вологодским епархиальным ведомостям  от 1 апреля № 7 1888 года:  «Соезерская  Троицкая пустыня   Вологодской  епархии  jснована в 7147 или 1639 году иеромонахом Кириллом с братиею по грамоте патриарха Иоасафа  Всероссийского  того же года.  Во всей пустыни настоятельство было строительское» [1]. В этом же издании  Н. Суворов  указывает на наличие по данному факту «Список съ жалованныя грамоты блаженныя  памяти  великого Государя Царя и Великого князя Михаила Феодоровича всея Росiи…, а подлинная грамота  взята в прошлых данных годах к ростовскому митрополиту» [1].

 1658 г. Строительство  церкви  Благовещения Пресвятой Богородицы.

«Грамота великого господина Святейшего Никона патриарха Московского и всея Росiи, о поставленiи  церкви Благовещения Пресвятой Богородицы 166 (1658) году» [1].

1659 г. «Благословенная грамота меж патрiаршествомъ преосвященного  Питирима, митрополита Сарского и Подонскаго, о новопостроенной церкви Живоначальныя Троицы» [1].

 1678 г.  По переписным книгам 1678 года  было  написано за пустынью восемь дворов [1].

1703 г. По фактам, изложенным Н.Суворовым, состояние  Соезерской пустыни  в первые годы  XVIII столетия,  о бывших в ней в то время церквях, о числе братии, о средствах содержания  – можно проследить по описи, найденной в архиве бывшего великоустюжского архиерейского дома, составленной в декабре 1703 года, по указу преосвященного Иосифа, архиепископа великоустюжского и Тотемского (по случаю передачи монастыря от бывшего настоятеля новому настоятелю) [1].

«Церквей в Соезерской (в описи Соеозерской) пустыни в 1703 году было три, все деревянные c таковою же колокольнею и все в отдельных одно от другого зданиях. Теплая церковь, с трапезою и келарскою  (в келарской  хранились документы. – Н.В.) была во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, другая во имя Пресвятой Богородицы Неопалимой Купины; об этой последней церкви в описи замечено: “а та церковь, по указу, перенесена  с горы в завалу”.

Внутри церквей все отзывалось крайней простотою  и скудностью:  иконы, кроме трех-четырех, не имели никаких украшений (венцов, цат и проч.), священно-служебные сосуды были  оловянные, напрестольные кресты, кадила – медные, лампады – железные, подсвечники – деревянные ”точеные, писаны красками“, одежды на престолах крашенинные, завесы у царских дверей полотняные, несколько священнических риз и дьяконских стихарей также были полотняные…

Из икон особенно украшенными являются две, а именно – местная храмовая в Благовещенской церкви,  другая – в теплой Троицкой церкви».

Н. Суворов приводит их описания, в том предположении, что иконы,  может быть, существуют и ныне:

«Образ  Благовещения Пресвятой  Богородицы, высотою» 2 аршина, (аршин – 0,71 м. – Н.В.), широта аршин с четвертью; три венца, две коруны,  две цаты сребряные, золоченые, по полям оклад сребряной гладной золоченой; в венцах и цатах и по полям пятдесят  камешков разных цветов в кожушках сребряных; у камешков в закрепах осинадцать жемчюжков маленких; ризы прописаны твореным золотом, подпись сребряная, резная.

Образ Живоначальные Троицы – пять венцов сребряных резных; цата сребряная  басменая, оклад басменой же, все позолочено; у цаты средний образ «Живоначальныея Троицы первоначальной , медной…» [1].

Данные иконы – «Благовещения   Богородицы», а также  икона «Неопалимая  Купина» – упоминаются и в «Сказании  о явлении и чудесах иконы Святой Троицы  Соозерской» в  чуде 64 [2].

«В книгохранилище монастыря было до 70-ти названий книг, бол. частию церковно-служебных, а из остальных преимущественно аскетического содержания, как-то Авва  Дорофей,  Лестница, Небеса, Маргарит и другие.

На колокольне монастырской было семь колоколов: из них большой имел весу 12 пудов, другой – три пуда, третий – два пуда с четвертью, четвертый – пуд с четвертью, три колокола  малые зазвонные.

В ограде монастыря, для жительства братии, было шесть келий, из которых в двух жили строители и казначеи, а в остальных четырех – восемь «братов монахов». Не монашествующих, так называемых «вкладчиков и  трудников»   было в пустыни 20 человек.

Из хозяйственных построек в ограде монастырской было два амбара хлебных и погреба  с «верхним амбаром». «А в хлебных амбарах муки молотой, ржаные и ячные  по смете мер с тридцать, да солоду рощеного и молотого шесть мер; крупы ячные меры с две.

В тех же амбарах семеннаго хлеба, ржи и ячмени, мер с десять.  А иного стоялого  хлеба в таких хлебных  амбарах никакого нет, потому что  в той пустыни земля самая худая, песок  красной боровой;  по вся годы хлебу живет недород; братья и вкладчики в мир скитаются по вся годы».

Кроме упомянутых построек в пустыни было два  «дворца»:  конюшенный и коровий. В конюшенном дворце было коней работных восемь лошадей, подростков две лошади, два жеребёнка. В коровьем дворце было пятнадцать коров, да шестеро телят подростков, десять овец.

В монастырском архиве, в «казенной коробке»  хранились следующие «Государские и архиерейские грамоты и всякие писмянные кръпости»:

«Список съ жалованныя грамоты блаженныя  памяти  великого Государя Царя и Великого князя Михаила Феодоровича всея Росiи 144 (1636) году, а подлинная грамота  взята в прошлых данных годах к ростовскому митрополиту. (Год 1636-й, означенный в этом списке с царской грамоты, вероятно, переписчиком списан неверно, вместо 1639-го, в котором, по показанию Ист. Госс. Iерарх., основана Соезерская пустыня; в противном случае находится та несообразность, что грамота пожалована за три года до основания обители)»

«Грамота блаженныя памяти великого Государя Царя и Великого князя Алексия Михайловича всея Росiи Самодержавца, по нижней Сойге  речке на сеянные покосы, на наволочки по обе стороны до устья речки Кестважа, 175 (1667) году».

«Грамота великого господина Святейшего Никона патриарха Московского и всея Росiи,о поставленiи  церкви Благовещения Пресвятой Богородицы 166 (1658) году».

«Благословенная грамота меж патрiаршествомъ преосвященного  Питирима, митрополита Сарского и Подонскаго, о новопостроенной церкви Живоначальныя Троицы 167 (1659) году».

«В Ягрыщской волости отъ  писцов  писцовъ  данная память  на двъ  трети деревни Головинскiе 187 (1679) году; да на третьтой же деревни Головинскiе двъ закладные отъ Iвашка и отъ Афонки Малевскихъ да Гришки Пирогова прошлыхъ лътъ».

«Данная память,да купчая въ Ягрышской волости на пожню Нарейку, что въ Ивановъ Нарьъ  на нижномъ концъ отъ Шелкового заостровья, 124 (1616) году.

«Покладная память гостя Афанасья  Федотова Гуселникова въ Ягрышской волости на пожню Нарью, что въ красномъ острову, 185 (1677) году.

«Купчая на деревню Игнатьевскую, что въ Ягрышской волости на Чертоголовскомъ ручью отъ Николаевскихъ церковныхъ старостъ Любима Корнилова съ товарищемъ, 176  1668 году».

«Покладная память на тужъ деревню Игнатьевскую отъ Петрушки Шерстинина 178 (1670) году».

«Купчая  отъ Мишки Пръловскаго  на тое же деревню Игнатьевскую 177 (1669) году».

«Поступная за руками Важеского уъзда Верхотоемской волости церковныхъ старостъ Агапита Яковлева и крестьянъ на ръчку Сойгу на нижную сторону 199 (1691) году».

«Поступная и закладная Ягрышской волости Матфея Скрыповыхъ на пожню Заозерку, что въ Якшинъ острову 161 (1653) году».

«Из вышеизчисленных крепостных актов видно, что Соезерской пустыни принадлежало две деревни в Ягрышской волости:  Головинская  и Игнатьевская и несколько поженъ.

На полях означенных деревень высыпалось ежегодно ржи 5 четвертей; домашняго скота в  них числилось 4 лошади, 14 бычков, 5 коров и 2 теленка; в обеих деревнях было только два двора, а жителей в них мужеск. пола пять человек половниковъ.

Сенных покосов около монастыря и по речке Сойге было на 500 копенъ, а тъ сънные покосы въ лъсахъ на рощистяхъ самые нужные (самые плохiе);  да оброчныхъ сънных покосовъ въ Ягрышской волости за Двиною ръкою въ островахъ на 200 копенъ; да печишных  сънъ у деревни Головинской на 130 копенъ, у деревни Игнатьевской на 150 копенъ, а всего на 980 копенъ» [1].

1722 г. «По  генеральному 1722 года свидетельству было написано за пустынью: 117 душ мужского пола, земли 48 четвертей, а сенокосу 14 307 пудов»   (Ист. Росс. иер. ч.УI, стр.1 [1]

1739 г. В «Сказании  о явлении и чудесах иконы Святой Троицы Соозерской» зафиксирована последняя запись о  чудесах Святой Троицы (чудо 73)  [2].

1748г. Строительство новой церкви во имя Святой Троицы  (деревянной,                         однопрестольной) [1].

1750 гОсвящение церкви во имя Святой Троицы [1].

1764 г. Упразднение по штатам Соезерской Троицкой  пустыни  после издания  Екатериной II  нового штата монастырей.  

ДАННЫЙ ФАКТ ЗАКФИКСИРОВАН :

 -      в Вологодских епархиальных ведомостях   от 1 апреля №7 1888 года:

        «Соезерская  Троицкая  мужская пустыня, упраздненная при штатах в 1764 г.  и обращенная в приходскую церковь» [1];

—    в «Материалах для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. С библиографическим указателем» в 1890 году.

И   В. Зверинский  относит    Троицкую Соезерскую  мужскую пустынь  Вологодской епархии  к упраздненной  по штатам  в 1764 году [3].

Соезерская  Троицкая  мужская пустыня на протяжении XVII-XVIII вв не достигала экономического благосостояния, тем не менее монастырь играл существенную роль в духовной жизни населения.

Нужно отметить, что выше указанная периодизация  истории монастыря автором составлена впервые, и посвящается памяти всех настоятелей (строителей) Соезерской  Троицкой пустыни.

Именно, особой строкой, надо выделить сведения об основателях и строителях монастыря, существующие в «Списках Иерархов и настоятелей  монастырей Российской церкви» [4].

П.М. Cтроевым [4]  показаны следующие пятнадцать настоятелей (строителей) Соезерской  Троицкой пустыни  за все время её 125-летнего существования:

                           С Т Р О И Т Е Л И

  1. 1.               Кирилл, основ, 1639

 2. Нифонт  1-й , 1650-72                                                                                                                                   

 3. Моисей, в март.1676

 4. Нил, 26 дек. 1680

 5. Симеон, 4 янв. 1684

 6. Нифонт 2-й в сент., 1687

 7. Тарасий, 1688

 8. Михаил,1691

 9. Нифонт,3-й,1697

 10. Иоасаф, в 1703 и 1704

 11. Иосиф, 20 марта, 1704

 12. Афанасий, 1709

 13. Михаил, 1721-32

 14. Парфений, 1761

       15. Андроник Седякин   до 1764 г.;    после  был  в  Посольском монастыре  Иркутской. 

Рассмотрим далее судьбу нашей обители.

1834  г.  Приходская  церковь во имя Святой Троицы  существовала самостоятельно до 1834 года [1].

1834-1869 гг. В 1834 году церковь была «приписана къ сосъдней Ягрышской Николаевской церкви, оставалась приписною до 1869 года, въ котором опять сдълана самостоятельною. Причта при нейпо штату положено одинъ священникъ и одинъ псаломщикъ. Содержанiе церкви и причта самое скудное… Земли  ”плановой“ при церкви нътъ, данной отъ прихожанъ 15 десятинъ. Въ приходъ церкви состоятъ двъ деревни: Заоградная, близъ погоста и Чудскiй порогъ въ 15верстахъ» [1].

1886 г. «Въ приходъ церкви состоятъ двъ деревни: Заоградная, близъ погоста и Чудскiй порогъ въ 15верстахъ, дворовъ въ этихъ деревняхъ 15; жителей въ нихъ обоего пола въ 1886 году было 118 душъ»  [1].

1888 г. Н.Суворов отмечает, что состояние «Соезерской Троицкой приходской церкви, находящейся по нынъшнему раздъленiю, въ 4-мъ  благочинническомъ округъ Сольвычегодскаго  уъзда: Церковь эта деревянная съ таковою же колокольнею, однопрестольная, во имя Св.Троицы, строенная еще при существованiи монастыря въ 1748 году и освященная въ 1750 году. До сихъ поръ  и  церковъ  и  колокольня «зданiем кръпки», какъ пишется въ  клировой  церковной въдомости» [1].

Приходская церковь была действующей до начала  30-х годов 20 века.

Многие дети из деревни Заоградной обучились «азам» грамоты в  церковно-приходской школе, действующей при  церкви во имя Святой Троицы. 

По настоящее время  в деревне Соезерская  Пустынь на берегу  лесного озера стоит деревянная церковь во имя Святой Троицы – с отдельно стоящей  колокольней, воздвигнутые  в 1748 году.

В заключение отметим, что это памятники культуры, включенные в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, перечень которых утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года № 624  «О дополнениях и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327  «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» , с изменениями от 10 июля 2001 года.

   ________________________     

1.  Суворов Н.   Соезерская  Троицкая пустыня Вологодской епархии, ныне приходская церковь   (прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям, №7, 1888 года)

2. Сказание о явлении и чудесах иконы Святой Троицы Соозерской (л.4 ; Повесть  о чудесах Святыя Троицы), ИРЛИ РАН , Северодвинское СОБР, № 329, 69л..ХУIII в).Сказание представлено рассказами о явлении чудотворной иконы и о чудесах от нее, которые прослеживаются с 1616 года. Данная рукопись  (памятник литературы XVII-XVIII веков) была обнаружена сотрудниками Древлехранилища им. В.И. Малышева ИРЛИ РАН (Институт русской литературы российской академии наук, Пушкинский  дом, г. Санкт-Петербург) и в настоящее время  хранится  в Северодвинском собрании (№329).

3. Зверинский Б.В.  Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи ( СПб,1892,Ч.2,С.359).

4. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви СПб,  1877 Стб 779-780.

5.  Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.3 (11в), часть 4 (т-я) Российская Академия Наук, Институт Русской  литературы (Пушкинский Дом). С.-П., 2004.

6. Соскин А. История города Соли Вычегодской  (Подг. Текста: А.Н. Власов),  Сыктывкар,1997,С.176).

7.  Власов  А.Н.  Устюжская литература ХУI-ХУII веков . Историко-литературный аспект. Сыктывкар, 1995,С.103-111.

  1. Власов  А.Н.   Книжная культура Устюга Великого и Сольвычегодска в XVII -XVIII     веках   (Сыктывкар,1991).

   

 

Соезерская Троицкая мужская пустынь: Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>