Сельские школы Сольвычегодского уезда

Уткин А. Н.

 

По данным историка К.И. Арсенева в конце 18 века в России имелось 11 сельских училищ, в частности, в имении Строгановых в селе Ильинском Пермского наместничества обучалось от 50 до 60 учеников. В Вологодской губернии приходские училища в сельской местности стали открываться с 1810 года. В двадцатых годах XIX столетия в Вологодской губернии были открыты четыре сельских училища в домах священников. Эти школы просуществовали по нескольку лет, не дав ощутимых результатов в обучении детей. На протяжении первой половины XIX века на 100 тыс. крестьян в губернии было открыто три школы.

Во второй половине XIX века началось стихийное движение крестьян за организацию школ для обучения своих детей. С этого времени стали открываться школы в крестьянских селениях. Создавались они по постановлению местных сходов.

В 1843 г. было издано «Наставление для управления приходскими училищами в селениях государственных крестьян», согласно которому разрешалось открывать сельские училища на основании Устава училищ 1828 г. На содержание одного училища предполагалось расходовать 250 рублей в год, в т.ч. на жалование учителю 85 рублей, а его помощнику 75 рублей. Разрешалось принимать в школу девочек.

В Сольвычегодском уезде были открыты школы: Ермолинская (1841 г.), Вознесенская (1843), Черевковская (1844), Кривокурская (1844), Вилегодская-Никольская (1848), Спасская-Поршенская (1848), Ильинско-Подомская (1852). Вилегодско-Покровская школа открылась в 1864 году, но в 1875 году была закрыта, как и большинство школ уезда.

Школы размещались в то время в церковных сторожках и в крестьянских избах, которые  для учебных занятий не приспособлены и были неудобны. При школах не было общежитий, дети вынужденно ежедневно преодолевали большие расстояния от дома до школы и обратно.

Обязанности учителей исполняли священники, дьячки, псаломщики, которые тяготились этим. Учащиеся из сельских школ обычно выходили с плохими знаниями. «Наука преподавалась очень строго, – пишет в «Историческом очерке» священник Пучужской церковноприходской школы.  – Уму-разуму учили больше розгами, дисциплина была самая строгая, например, требовалось, чтобы  всякий ученик при встрече с кем-то ни было должен отступить от дороги на аршин, остановиться и поклониться в пояс, а  против Волостного правления все ученики  обязательно должны проходить с обнаженной головой. За всякий проступок немилосердно наказывались розгами».

По этой причине не только дети не хотели поступать в школу, но и родители отдавали своих детей только по определению схода, как тяжелую повинность. Законоучитель Гавриловского училища при Выйской Ильинской церкви Павел Капустин обращается в Сольвычегодский училищный совет с жалобой на крестьян, которые уходят в лес на промыслы, сбор грибов и ягод, забирая детей с собой. Учитель Песчанского двухклассного училища пишет рапорт, в котором просит волостное правление предписать сельским старостам обществ, чтобы они через десятских принудили крестьян присылать детей в училище.

Сельские сходы своим решением устанавливают сроки годового обучения в школах, учитывая мнение крестьян. Училища Метлинской волости определяют учебный год с 1 сентября по 1 мая. Каникулы – по усмотрению законоучителей и учителей.

На существующие и вновь открывающиеся земские училища Уездное  Земское Собрание вынуждено изыскивать дополнительные денежные средства, как на их содержание, так и оплату труда. 14 января 1876 года в д. Княжица была вновь открыта школа при Вилегодско-Покровской церкви. Учитель Митрофаний Григорьев Попов, сын священника Приводинской церкви, возраст 42 года. Учительница Людмила Жаворонкова, дочь св. Тотемской церкви, возраст 22 года.

Школа размещалась в наёмном помещении за 36 руб. в год. Помещение не удобно, мальчики, десять человек, спят в училище. Размер выделяемых средств зависел как от числа учеников, так и от их посещаемости, а также от состояния здания училища. В 1882 году были выделены дополнительные средства на повышение жалования учителям и законоучителям, увеличивались денежные средства на наём квартир, на учебные пособия на покупку мебели и книг.

За добросовестный труд по народному образованию предусматривалось моральное и материальное поощрение. Так, в 1876 году решением Уездного Земского Собрания объявлены благодарности учителям: Кирилову (Пермогорское училище), Попову Митрофанию Григорьевичу (Княжицкое училище), Попову (Рябовское училище), Пулькину (Ильинское училище).

Для привлечения детей в школы предусматривалось строительство новых школьных зданий, приспособленных под учебный процесс, оборудование комнат для ночлега, вводились льготы по воинской повинности 4-го и 3-его разряда, поощрялась благотворительная деятельность. Десять мальчиков экзаменовались на льготу по воинской повинности 4-го и 3-его разряда. Льготу получили: Иван Пантелеев, Иван Тюкавин, Яков Уткин.

В начале двадцатого века Уездной Земской Управой разработаны обязательные правила «по приспособлению и содержанию наёмных зданий для помещения  земских начальных народных училищ». В правилах предусматривалось обязательное количество комнат, тёплой раздевалки, указывались минимально допустимые размеры по площади классов и раздевалок, высота потолков и количество окон и форточек. Температура воздуха в классах не должна быть ниже 15 гр. Реомюра.

Из обследованных в 1906 г. шестнадцати земских училищ, только шесть размещались в отдельном здании с квартирой. Это: Княжицкое (1902), Заболотское, Гавриловское, Осиевское, Павловское, Томошское. Остальные  училища не соответствовали установленным правилам.

Контроль учебного процесса осуществляли штатные смотрители училищ. Особое внимание уделялось методике преподавания русского языка и арифметике. Детей учили правописанию, изложению, «писанию под диктовку», при этом требовалось писать красиво и чётко. По арифметике кроме «положенного курса» проходили «именованные действия» и решали задачи на эти действия.

Нравственное воспитание детей поручалось законоучителю, которому отводилось определенное количество уроков. За четверть часа до уроков ученики собираются в одну комнату для общей молитвы. Став в определенный порядок перед Св. Иконою с зажженной лампадкой, ученики слушают чтение молитв, произносимое учеником старшего отделения. Некоторые молитвы поются хором всеми учениками. Ежедневно, во время утренней молитвы, читается Евангелие. По окончанию молитвы дети перед портретом Государя Императора поют гимн «Боже Царя храни». После окончания двух уроков, в начале большой перемены, бывает общая молитва перед обедом и перед началом третьего урока. Учение заканчивается также чтением молитв и пением общей молитвы. Во время молитвы ученики стоят скромно, крестное знамя налагают на себя правильно.

Регулярно поводились проверки состояния училищ. «Это училище во все три посещения оказывалось по всем частям в очень хорошем состоянии. Учащихся в 1-й раз найдено было 39 мальчиков и 4 девочки; во 2-ой 30 малч. и 6 девоч. В 3-й – 40 малч. и 5 девоч. По списку же значилось за это время 43 мальчика и 6 девочек. Более подробный осмотр произведен был 7 февраля, при чем особенное внимание обращено было на письмо и арифметику. Из 11 учеников старшего отделения 10 учеников писали очень хорошо – как в отношении изложения, так и в отношении некоторого правописания; вообще учитель, как видно было, занимал учеников очень много и диктовкою, и разсказами читаннаго, при чем каждое упражнение прочитывал сам, исправляя ошибки и указывая их во время уроков. Еще более в лучшем состоянии найдено было письмо, в том числе у средних и отчасти у некоторых младших в осмотр 4 Апреля. При этом должно сказать о почерке  учеников, из коих некоторые писали красиво и четко, ибо хорошим почерком владея сам учитель сообщал таковой и ученикам. По арифметике к 7 Февраля пройден был не только положенный курс, но уже и именованныя действия (как напр. решали задачу из сбор. Евтуш. № 1010)» – писал в Епархиальных Ведомостях штатный смотритель Сольвычегодского уезда о Княжицком земском училище.

Библиотека училища насчитывает 934 книги, читателей 108 человек, книговыдач – 1 221. Для ликвидации неграмотности в 1918 году в уезде открыли 163 начальные школы, 15 двухклассных и бывших приходских училищ МНП.

В течение многих лет работали, обучая крестьянских детей грамоте в тесных, не всегда отапливаемых и не приспособленных к ведению занятий помещениях, прививая любовь к знаниям, учителя: Митрофаний Григорьев Попов (законоучитель) и Людмила Кенсоринова Жаворонкова (учитель, дочь священника Тотемской церкви, 1876-83 гг.), Андрей Монсветов, учитель (1883-1890), Петр Николаев Симонов (учитель) и законоучитель, священник Константин Николаев Нифонтов – 1889-1910гг., Василий Иванович Шангин (учитель) и (законоучитель), Василий Михайлович Попов – 1910-?.

Вот еще ряд имен: Ефим Кузмич Паншин, Василий Иванович Аруев, Серафима Андреевна Лахтионова, Нина Федоровна Паншина, Зоя Васильевна Вологжанинова, Пётр Николаевич Петраков, Мария Федоровна Хабарова, Зинаида Андреевна Оленева, Николай Иванович Тимофеев, Иван Сергеевич Степарев, Елена Ильинична Пантелеева, Анна Петровна Максимова, Нина Евлантьевна Елсакова, Галина Александровна Уткина.

 Источники и литература

 

Памятная книжка Вологодской губернии на 1861 год, с. 66.

Вопросы аграрной истории. Вологда, 1968.

Северная Русь. Вологда. 1971, Вып.1,2.

Сольвычегодский музей. Ф. 1.оп 4. д. 57,58.

Епархиальные ведомости на 1878 год.

ГААО. Ф. 1169. оп. 1.д. 24. л. 9,33-35, 39; оп.2. д. 54.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>