Север, как идентификатор личности М.В.Ломоносова

А.Н. Быстров

Влияние региональной среды на человека, рассматривается в рамках разных научных дисциплин и остаётся до сих пор актуальной. С античных времён до наших дней существует проблема влияния гео-биосферных детерминант на развитие и формирование личности человека. Особо отмечали влияние пространства на человека в сфере его самосознания и личностных свойств В.И. Вернардский, Л.Н. Гумилёв, А.Л. Чижевский, Э.К. Циолоковский. Заметную роль такого воздействия на развитие человека отводят учёные нынешнего столетия: С.Д. Дерябо, В.И. Панов, В.К. Шабельников, В.А. Ясвин и др. Имеются результаты многочисленных исследований учёных из Архангельска – профессоров: В.Н. Булатова, Т.С. Буториной, А.В. Грибанова, А.В. Пяткова, В.И. Стрелкова констатирующих зависимость развития и формирования человека от совокупности компонентов среды Севера.

Однако на общем фоне плодовитости учёных разных наук, слабым звеном в изучении влияния среды Севера на человека в контексте прошлого и настоящего остаётся личность М.В. Ломоносова. Это вызывает у современных исследователей вопросы и предположения о возможности появления столь яркой личности в условиях высоких географических широт.   Поэтому региональная среда Севера, как детерминатор и идентификатор, остаётся предметом исследования зависимости развития и формирования личности Ломоносова от той среды, в которой он родился и жил.

 

Вопросы и гипотезы

 

О таланте и гениальности Ломоносова много написано и порой думаешь, что все аргументы и факты известны. Однако дискуссии вокруг столь привлекательной фигуры не умолкают, и облик учёного вновь вызывает догадки и предположения у современников, который иногда лучше всего видится на расстоянии через призму времени.

Эдуард Петрович Карпеев, создавая психологический портрет Ломоносова, задаётся вопросом, почему же из других детей Куроостровских крестьян никто не стал великим? И сам, отвечая на свой вопрос, говорит, что есть только один ответ: всё дело в природных задатках личности Ломоносова. И затрудняется сказать, почему они проявились именно в нём [17].

Евгений Сергеевич Виноградов выдвинул необычную гипотезу о влиянии географической широты на одарённость [9]. Взяв за основу концепцию А.Л. Чижевского о влиянии солнца на психическую активность людей. Принимая во внимание географические особенности разных стран и большое разнообразие условий их исторического, культурного и экономического развития автор исследует рождаемость одарённых людей в зависимости от широты Земли. Анализируя данные из разных источников, он доказывает, что среди людей, рождающихся в высоких широтах, доля одарённых выше, чем в низких широтах. Эта закономерность объясняется автором влиянием естественной радиостимуляцией умственных задатков человека в зависимости от широтных параметров природной среды.  Например, совокупная рождаемость нобелевских лауреатов в Финляндии, Швеции и Норвегии в 8,7 раза больше, чем в Португалии, Испании и Италии. По данным Е.С. Виноградова Север Европы достоверно опережает Юг, особенно по рождаемости нобелевских лауреатов. Рождаемость одарённых людей автор объясняет тем, что от экватора к полюсам Земли происходят изменения элементов природной среды: возрастает интенсивность космических излучений; увеличиваются амплитуды вариаций интенсивности космических лучей; увеличиваются амплитуды вариаций кислорода в воздухе и вариаций давления воздуха. Исходя из воззрений Е.С. Виноградова, гениальность М.В. Ломоносова могла быть обусловлена интенсивностью радиационного импульса и кислородной радиостимуляции приходящихся на момент его рождения. В статье у автора есть и опасения о верности изложения своего воззрения. Например, «уменьшение количества водяного пара в воздухе как бы освобождает место для кислорода, который в свою очередь усиливает биологическое действие ионизирующей радиации» [9,с.141]. Хотя известно, что на Севере парциальное давление кислорода ниже по сравнению с южными широтами. Недостаток кислорода в атмосферном воздухе Севера, подтверждается увеличением экскурсии грудной клетки у северян по сравнению с южанами и объясняется это тем, что «борьба за кислород» происходит за счёт увеличения жизненного объёма лёгких [8]. Остаётся дискуссионным вопрос, действительно ли коэффициент интеллекта имеет приращение в высоких широтах, т.е. чем люди ближе к полюсам планеты, тем они умнее? Тогда одарённость Ломоносова родившегося в северных широтах скорей всего закономерность, нежели случайность.

Следующей гипотезой послужило предположение о том, что благодаря бережному отношению к дарованной природной энергии, которая была не растрачена в преждевременных любовных утехах, накапливаясь, ждала своего восхождения. Как известно к 18 годам отец собрался женить его на дочери «неподлого человека», но цель Михаила была одна – ученье [17, с.251]. Ломоносов испытал большую любовь, встретившись с Елизаветой Цильх когда ему было 28 лет. До женитьбы предположительно его отношения с противоположным полом отсутствовали. В крайнем случае, источники об этом умалчивают. В некоторых из них можно встретить намёки на то, что мачеха пыталась совратить юношу и побудить к интимным с ней отношениям. Но Ломоносов устоял перед мирскими соблазнами и превзошёл себя, «пожертвовав всеми выгодами любви». Будучи подростком, он видел супружескую несправедливость, царившую в то время. Потом уже в одном из первых писем  к графу И.И. Шувалову «о сохранении и размножении российского народа» изложит свои мысли, на сей счёт. Ломоносов не захотел пресытиться мирским, ползти по земле на полусогнутых. Он откликнулся на зов великого запредельного, неизвестного, которое бросило ему вызов. И он его принял. Великая истина сущности Ломоносова осуществилась благодаря природной энергии, которая позволила ему войти в мир науки и искусства, став субъектом деятельности.  Ломоносов не допустил и не допускал вредоносного душегубства для себя и других, благодаря чему остался живым мечтателем, творцом, самосозидателем и созидателем. Он прожил творческую жизнь на пике энергии, осуществил свою мечту на земле. А всё могло быть иначе, если бы после смерти «маменьки потаковщицы» Ломоносов поддался побуждению любовного задора. Ранние любовные отношения скорей всего привели бы его к десакрализации интимных отношений, лишившие его в будущем полноценных любовных переживаний. Истощённая энергия вряд ли могла его окрылить.  Жизнь превратилась бы в бремя и обязанность, которой жила основная масса населения того времени. В. Шекспир отразил эту истину, сказав: «Как почка, не раскрывшись, внезапно вянет, съеденная червём, так юный ум, охваченный любовью, до срока вянет».

Накопленный резервуар энергии Ломоносова перешёл в духовный мир. Грубый металл превратился в золото.  Чувствительность и сильное пламенное воображение часто владели его психикой, помимо его воли. Ломоносов был не только великолепным химиком, но и великим алхимиком близким к Богу. Эту жизнь он не рассеял.

Был ли М.В. Ломоносов близок к психологии?  Безусловно.

Факт, говорящий о том, что материалистическое направление в русской психологии XVIII века связано с именем М.В. Ломоносова как основателя русского философского материализма XVIII в. [1,с.39] неоспорим. Ломоносову по тем временам не просто было объяснить происходящие в душах людей процессы. Психологии как официальной науки в то время не существовало, поэтому, объяснения строились с опорой на природные дарования – душевные и телесные. Он отмечал, что «душевные дарования, а особливо остроумие и память в искусстве красноречия столь необходимы и нужны, как добрая земля к посеянию чистого семени, ибо как семя на неплодной земли, так и учение в худой голове тщетно есть и бесполезно» [15,с.356].

Он обращает внимание на конструктивные и деструктивные отношения эмоций, которые испытывает человек. Например, «печаль утолить можно возбуждением радости, любовь возбуждением ненависти»…«радости противная страсть есть печаль» [15,с.366]. Это весьма созвучно и с концепциями древнегреческой и древневосточной философиями и медициной, о переживании индивидом эмоций в сопряжении с функцией внутренних органов человека [10, 24]. В своих общетеоретических воззрениях Ломоносов не оставался умозрительным философом, абстрактно, в отрыве от человеческой практики, созерцающим предметы и явления природы. Его внимание привлекает не природа сама по себе, а природа в её отношении к человеку и в её значении для человека. Поэтому его интересует не только «природа» внешнего мира, но и «природа» самого человека [1,с.43]. Здесь гений Ломоносова стоит в ряду самых передовых учёных просветителей отводивших главную роль природосообразности и культуросообразности в развитии и воспитании человека – Адольфа Дистервега и Яна Амосовича Коменского.

Воспитанный русской культурой Севера, он обладал гуманитарным складом ума. Он хорошо представлял, насколько фундаментальное значение имеет слово и его влияние на формирование человеческого сознания. Им подмечена важность сказанного слова, которое отражается в живом переживании. В кратком руководстве по красноречию, он говорит о риторике как искусстве убеждения, к которому относят речь или слово. «Сочинитель слова тем обильнейшими изобретениями оное обогатить может, чем быстрейшую имеет силу соображения, которое есть душевное дарование с одной вещью в уме представленную, купно воображать другие, какие-нибудь с нею сопряжённые. Сила соображения, которая, будучи соединена с рассуждением, называется остроумие» [15,с.359]. Научный подход Ломоносова к душевным проявлениям подтверждают видные психологи XX столетия – Л.С. Выготский и А.Р. Лурия [18], считавшие проблему психологического строения языка, его роли в общении и формировании сознания человека едва ли не самым важным разделом современной психологии.

Допускал ли Ломоносов влияние природной среды на развитие личности людей проживающих в Российских областях? Скорей всего да. Говоря о нравах, поведениях и о верах славянских он отмечал: «Разные славян поколения неоспоримо разнились обычаями, хотя во многом имели сходство».  В разделении славян по местам жительства и «свойствах тамошнего климата» оказывающего влияние на их поведение им подмечено, что «славянские народы, жившие в российских областях, отличались своими обычаями, нравами и верой» [14, c.38-39].

Мы знаем М.В. Ломоносова как гениальнейшего русского учёного, одарённого всесторонне развитого человека – северянина, создателя атомно-кинетической теории строения вещества, открывшим закон сохранения материи и движения, обнаружившим атмосферу на Венере, открывшего для себя и окружающих закон – закон сохранения внутренней свободы. Как же ему это удалось? Этот вопрос требует ответа, чтобы увидеть не икону, а человека со своими слабостями и достоинствами сильной харизматичной, пассионарной личности. Анализу деятельности М.В. Ломоносова посвятили свои исследования учёные разных отраслей науки. На региональном уровне это работы Т.С. Буториной – «М.В. Ломоносов и педагогика» [5], Н.П. Залывского – «Михаил Васильевич Ломоносов и экономическая наука России» [12]. Э.П. Карпеев, Н.Р. Политура [17], Е.А. Смягликова [7] обращают внимание на воздействие среды того времени на формирование личности Ломоносова. Особый интерес вызывают работы В.Н. Булатова [4] под общим названием «Русский Север».

Подлинная личность Ломоносова, остаётся до конца не изученной до сих пор. Несмотря  на большой разрыв во времени делается попытка экстраполировать, сравнить данные современной молодёжи с молодёжью того времени, попытаться разглядеть влияние региональной среды Севера на специфику развития личностных свойств.

Биологическое и социальное в человеке прочно связаны, и разделить эти две линии можно лишь теоретически. До сих пор недостаточно выяснено, какова непосредственная зависимость развития личности человека от региональной среды, в которой он проживает. Личность Ломоносова рассматривалась нами как универсальная, исторически сложившаяся и социально обусловленная психологически значимая структура, присущая каждому индивиду.

Известно, что до девятнадцати лет личность М.В. Ломоносова развивалась под влиянием условий Севера, которые сформировали  характерный  облик будущего учёного.

Выдвигаемая гипотеза направлена на понимание того, что развитие личности М.В. Ломоносова и современной молодёжи обусловлено влиянием региональной среды Севера. Цель проводимого исследования заключалась в проверке выдвинутого предположения. Для достижения поставленной цели была решена задача по изучению самосознания и проявления личностных свойств современной молодёжи.

Для получения необходимого материала использован метод теоретического анализа научных и литературных источников описывающих среду Севера и  жизнедеятельность М.В. Ломоносова в период его ранней юности. Для сравнительного анализа проведено эмпирическое исследование на репрезентативной выборке современной молодёжи Русского Севера.  Для сравнения полученных данных были взяты результаты исследования молодёжи проживающей на Юге и в центральной части России.

Эмпирический материал получен широко известными в психологической практике методами по изучению личностных свойств человека. Это «Методика определения самооценки» С.А. Будасси, «Личностный опросник» Леонгарда-Шмишека, «Опросник профессиональных предпочтений» Д. Голланда, «Шкала феминности-маскулинности Фрайбургского личностного опросника», «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка, «Тест умственных способностей» Р. Амтхауэра, академические знания на основе анализа итоговых оценок из журналов успеваемости, функциональное состояние организма учащихся изучалось по модифицированной методике К. Akabane с помощью активациометра «АЦ-6У». Дополнительно были использованы методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Потребность в общении» Ю.М. Орлова, «Факторный личностный опросник» (16-PF) Р. Кеттелла, «Структура темперамента» В.М. Русалова, «Тип темперамента» Майерс-Бриггс, исследование эмоционально-волевой сферы методом М. Люшера, «Незаконченные предложения» Д. Сакса и С. Леви, «Рефлексивный самоотчёт» В.С. Мухиной.

Обработка полученного материала осуществлялась с помощью прикладных программ статистической обработки данных.

 

Полученные результаты и обсуждение

 

Доказано, что региональная среда Севера выступает детерминантой особого психического склада и самосознания личности М.В. Ломоносова и современной молодёжи. Исторический этап, жизни и творчества Михаила Васильевича, его внутренняя позиция изучена в сопряжении с основными структурными  звеньями самосознания и свойствами личности как нерасторжимая целостность всех её сторон.

Овладевая миром культуры родного края, Ломоносов усвоил вложенный в неё общественный опыт, те знания, умения, психические качества, которые свойственны человеку, живущему на Севере. Бесспорно, обретение социального наследия происходило при постоянной помощи и руководстве со стороны взрослых – в процессе образования и воспитания. Ломоносов как человек является одновременно результатом своего генотипа и творцом собственного личностного развития. Его природные свойства послужили предпосылкой для порождения психических качеств. Различные воздействия окружающей среды вызывали у молодого Ломоносова защитные и ориентировочные безусловные и условные рефлексы, которые создали условия для установления контактов с окружающими людьми и усвоения разных форм общественного опыта.

Русский Север представляющий особый историко-культурный регион, в пределах которого сформировался целый ряд неповторимых самобытных вариантов русской культуры и этнокультуры поморов, способствовала развитию самосознания молодого Ломоносова. Суровый климат детерминировал развитие специфических личностных свойств будущего учёного. Север сформировал в нём особый поморский характер, силу духа, независимость суждений, патриотизм. Природа наделила его великолепными физическими данными. Феномен телесной презентации его души отразился не только в представительных размерах его тела, но и в его лице, запечатлевшем высшие духовные дары человека. Красота живого лица, сочетавшаяся с очарованием и телесными движениями подчёркивает его грациозность. Огромный лоб М.В. Ломоносова символизирует небесную любовь, большие выразительные глаза – разумное созерцание, нос – постижение добра, полные щёки отразили постижение  духовных истин, рот и губы – мысль, ученье и духовную хвалу, подбородок – наличие воли. Открытое лицо символизирует физическую, психическую и духовную сущность Ломоносова и выступает как культурный символ типичного северянина.

Анализируя  условия развития и бытия М.В. Ломоносова с позиции психологии, его становление нужно рассматривать как общественную единицу и уникальную личность. Развитие личности Ломоносова происходило в объективных и субъективных реальностях Русского Севера. Юный Ломоносов, участвуя с десятилетнего возраста в трудном и опасном морском промысле отца на просторах «студёного моря», выработал в себе ту благородную и смелую «упрямку» в делах, которая помогала ему в последствии преодолеть все препятствия на пути к знаниям и стать учёным с мировым именем [16, c.6].

Оживлённая торгово-промышленная деятельность, наполнявшая в ХVI-XVII столетии жизнь значительной части Северного края, не могла не отразиться на характере и на всём жизненном обиходе местного населения. Для могучего сподвижника великого Петра характерны прямодушие, нетерпимость к любым проявлениям лжи, лицемерия в общественной и личной жизни. Он был горячей и увлекающейся натурой. Б. Шергин так описывает нрав Ломоносова: – «Горячность, страстность, вспыльчивость, готовность ежечастно умереть за свою правоту, праведный гнев, движимый на всех кто мешает и не радеет об умножении наук в России, – эти свойства Ломоносова и врагов ему создавали, и ярость их поддерживали» [21, с.149].

Искусственные преграды, чинимые недругами на пути учёного, вызывали у него негодование и гнев, сопровождаемые эмоциональным напряжением и агрессивностью. Личность Ломоносова, если посмотреть на неё с позиции соционики, скорей всего относится, к рациональному экстраверту интуитивно-логического типа. Основными ценностными ориентациями для него явились –  дух научного поиска, стремление к власти над законами природы.

Его острому, живому, пытливому уму, всё вокруг казалось чудным и дивным. Интерес молодого Ломоносова к наукам мотивирован стремлением познать окружающий загадочный мир. Став искателем, Ломоносов сам встал у руля собственной жизни. Скорей всего, покидая отчий край, он сказал отцу: «Я тебе благодарен, я многим тебе обязан, но теперь я буду стоять на своих собственных ногах». С этого момента М.В. Ломоносов  встал на путь самосовершенствования, саморазвития, он сам встал у руля. Произошёл процесс обособления от среды, в которой Ломоносов на протяжении девятнадцати лет идентифицировал и интериоризировал социально значимые качества личности северянина.

 

Развитие самосознания М.В. Ломоносова

 

Известно, что каждый этап исторического развития человечества даёт своё типическое наполнение структуры самосознания.  Внутренняя позиция М.В. Ломоносова как уникальной личности обусловлена всеми условиями его бытия, которые оказали на его развитие, а также генотипическими особенностями, незримо и зримо вплетёнными в существо его личности.

Имя нерасторжимо связано с местоимением «я», с физическим обликом, с индивидуальной духовной сущностью человека. Всё, что нам известно о детстве Ломоносова, говорит Э.П. Карпеев, позволяет предположить, что это был очень живой мальчик, единственный, а потому и любимый сын Василия Дорофеевича и его жены Елены Ивановны Ломоносовых [17, с. 249). Имя, Михаил, которое дали при рождении родители мальчика, произошло от греческого имени обозначающего «подобный богу». В детские годы мальчика родители называли уменьшительным ласкательным именем – Мишутка, Мишенька, Михайлушка, имеющие для него особый эмоционально-окрашенный смысл. Сверстники и взрослые его могли назвать Мишкой. Он чувствовал, что является для родителей желанным ребёнком, что его любят и принимают как личность. С утратой матери, его ухо редко улавливало таинственно звучащее ласкательное имя. В пору отрочества и юности, находясь на рыболовецких и звериных промыслах, скорей всего его называли Михайло.  Односельчане могли его называть Михайло Васильев сын Ломоносов. Именем, которым был наречён Ломоносов, была запечатлена воля родителей Василия Дорофеевича и Елены Ивановны. Имя Михаил выступало как социальный знак индивида и глубоко идентифицировалось с телесной оболочкой, самим телом Ломоносова и внутренней духовной сущностью. Имя, выражаясь словами академика В.С. Мухиной, выступало в роли кристалла личности, которое формировало и индивидуализировало его.

В переходные возрастные периоды, обособляясь, Ломоносов, как это было принято в поморских семьях,  проходил обряд инициации.  Обращаясь к идеальному образцу, коим являлся для него отец, в нём формировались социальные качества. Он испытывал потребность в признании со стороны взрослых в своей деятельности. Отец, испытывая нужду в грамотном помощнике отдавая сына для обучения «российской грамоте» дьячку местной церкви не подозревал, что это послужит началом большого пути Ломоносова в мир знаний. Он соотносил себя с миром прошлого, настоящего и будущего. Психологическое время личности позволило ему осознать свой уникальный путь индивидуальной жизни, объективно оценить себя в своих притязаниях на всех этапах жизни. Оценивая свои возможности, М.В. Ломоносов притязал на общественное признание как учёного, на удовлетворение своих потребностей в познании. Притязания на знания, одержимость, страсть к наукам, заставили его покинуть отчий дом. Первые врата учёности, открывшиеся на Севере с помощью арифметики Магницкого, грамматики Смотрицкого и стихотворного Псалтыря Симеона Полоцкого ввели его в огромный и неведомый мир знаний. Он притязает на то, чтобы стать учёным. Притязая соответствовать своим склонностям, задаткам и способностям Ломоносов дерзновенно стремится к знаниям. Дерзания продвинули его в развитии. Ломоносов смог соотнести свои возможности и амбиции. Реализуя их, он не стал тщеславным человеком. Адекватно оценивая свои притязания на успех и признание в социальном и во внутреннем духовном плане, прежде всего он стремится к поставленной цели – найти источник живой воды, припасть к тем наукам, к тому знанию, которого с детства взыскивал алчно и жадно. Притязание на признание позволило ему развиться в пространстве социальных отношений, осуществить личностный рост, в психологическом и духовном отношении.

Идентификация со своим полом имело глубокое проникновение в сознание личности Ломоносова.  Его мотивы поведения, поступки в обыденной жизни соответствовали мужскому типу. Традиции, своеобразие  поморского семейного воспитания, деление по полу и возрасту основано на естественном разделении труда. В подростковом возрасте мальчики  того времени становились почти «кормильцами» и имели свой заработок. Ломоносов не был исключением из тех правил. С девяти лет отец брал сына в плавание в Белое и Баренцево моря, Северный Ледовитый океан. Половая идентификация  осуществлялась на генетических предпосылках и социальных условиях развития и бытия людей того времени. Родовая культура была ориентирована на воспитание у мальчиков и девочек исконных видов деятельности мужчины и женщины. Ломоносов утверждал себя как мужчину в суровых морских промыслах. Позиция Ломоносова в детские, отроческие и юношеские годы как представителя мужского пола определили специфику развития самосознания. К совершеннолетию он присвоил поведенческие формы, интересы, ценности своего пола. Чувство тождественности со своим телом, стремлением поддержать «престиж» своего пола в рамках культуры своего этноса, определили основополагающие позитивные достижения в развитии его личности. Главное на чём был сосредоточен молодой Ломоносов идущий по пути идентификации, –   правильное, социально ориентированное установление сущности идеального типичного мужчины. Эта инаковость воспринималась зрительно. Половая идентификация позволила Ломоносову развивать в пространстве социальных отношений людей, адекватно реагировать на свой индивидуальный путь и осуществлять личностный рост в физическом, психическом и духовном отношении.  Для Ломоносова свойственны выраженные мужские черты с сущностной характеристикой человека как мужчины. Профессор красноречия и поэзии Академии наук Я. Штелин, готовя конспект похвального слова Ломоносову, о его психологических особенностях, записал: «Характер Ломоносова: Физический. Отличался крепостью и почти атлетическою силою. Мужиковат…». Недруги из-за угла дразнили и называли его грубияном, «колотило деревенское!» [17, с.248; 21, с. 150].

Психологическое пространство наряду со временем, явилось сущностной характеристикой бытия Ломоносова. Условия пространства вкупе со временем определили многое в его ментальности и менталитете народа того времени. Среда Севера, в своём многообразии создала условия оказавшие влияние на особенности физического, психического и духовного становления Ломоносова.   Она сыграла судьбоносное значение для него. Из всего многообразия пространств природно и исторически заданное пространство Севера, сыграло особую роль в развитии его самосознания.  Будучи юношей, Ломоносов, притязал на право утверждать в социальном пространстве свои позиции. Жизненный путь его был предначертан тремя факторами: внешними условиями, предпосылками развития, а также внутренней позицией. Ломоносов как человек мог постоять за себя, свою потребность в самоуважении. Он доказал свою правоту быть личностью и владеть своим собственным психологическим пространством искателя истины. Региональная среда Севера даровала ему пространство психологическое, которое было для него исчерпано. Ломоносов искал иное пространство способное дать многообразие отношений.  Найдя в себе силы порвать крепкие семейные узы, бытовавшие в то время на Поморском Севере, он совершает побег, оставляя родной край который для его развития мало, что мог уже дать.

Личностный смысл жизни Ломоносова определялся ценностными ориентациями, которые формировали его жизненный опыт. Ценность знаний для него была на протяжении всей жизни приоритетной. Личностная активность направлена на преумножение наук в России. Свободная, независимая личность Ломоносова не всегда нравилась окружающим. Наличие воли для следования своей мировоззренческой позиции представляет личность как «активного деятеля», необходимого другим. Самосознание молодого Ломоносова и в зрелые годы, представляет единство личностных свойств, детерменированных специфической средой Севера.

 

 

Развитие личностных свойств современной молодёжи Севера

 

Чем же отличается современная молодёжь Севера в сравнении с молодёжью времён юности Ломоносова? Попытка ответить на этот вопрос была реализована в ходе обширного эмпирического исследования, в результате которого выявлен ряд ведущих свойств, представляющих развитие личности молодёжи.

Известно, что в психике человека все функции имеют биологические предтечи. Изученный аспект индивидных свойств молодых людей представленный целым рядом показателей, полученных прямым и расчётным путём, не выявил достоверных различий между исследуемыми выборками за исключением проявления общих акселеративных признаков и низким  показателем уровня, отражающего крепость телосложения и жизненную ёмкость лёгких.

Современная молодёжь ориентирована на ожидаемое благополучное будущее, однако оно лишь для половины кажется перспективным. Нереализованные возможности проявляются в получении от жизни как можно больше хорошего, тем самым, мотивируя их к социальной адаптации, в том обществе и культуре где они проживают. Молодёжь осознаёт себя в контексте менталитета русского, принадлежащего к  определённому мировоззрению и к определённому этносу. Ценностные отношения к семье и сексу у девушек выражены ярче, чем у юношей.

Самосознание отождествлено с будущей профессиональной деятельностью, которая для них в большей степени интересна и привлекательна. Уровень самооценки северян невысок в сравнении с молодёжью из других регионов.  Северяне в основном ориентированы на профессии социального типа, требующие повышенной интеллектуальной подготовки. Для современной молодёжи характерна повышенная психическая активность с жаждой деятельности. Низкий показатель активности северян детерминирован малой плотностью населения и традициями воспитания в семье. Известно, что в воспитании детей в родовых системах на Севере культивировалось не развитие активности, а послушание, сдержанность, субъектная пассивность.

Общие средние показатели развития способностей и одарённости соответствуют «хорошей норме» IQ. У молодёжи Севера он выражен по сравнению с представителями других широт, чему находим подтверждение в работах Т.С. Буториной где говорится «о превосходстве умственных  качеств жителей средней части России» и у Е.C. Виноградова «о влиянии высоких широт на повышение коэффициента интеллекта». Северяне уступают в показателях проявления агрессивности сверстникам из других регионов. Причиной этому выступают климато-географическое расположение региона, низкая плотность населения, депривация реализации притязания на признание и обособление с крайними проявлениями отчуждения со стороны взрослых.

Половая идентичность молодёжи, в среднем, соответствует общепринятым полоролевым образцам поведения: для юношей – маскулинная модель, а для девушек – феминная. Однако зафиксирована тенденция к деформации половых ролей среди юношей и девушек. Это, по всей видимости, связано с проявлением инверсии половой социализации среди современной молодёжи, порождающей бисексуальную модель психологического пола.

В результате корреляционного и факторного анализов обнаружена иерархия личностных свойств, состоящая из самооценки, активности, профессиональной направленности, половой идентичности, агрессивности, интеллекта, учебной успеваемости, учебно-профессиональной деятельности. В выявленной иерархии в роли системообразующего фактора и центрального новообразования у молодёжи Севера выступает самооценка. У южан, в данной роли выступила учебно-профессиональная деятельность. Для молодёжи, проживающей в средней полосе России – активность. Северянам свойственна выраженная эрготропность и интернальность. Они уступают сверстникам из других регионов в показателях смелости, беспечности, активности, демонстративности. Специфическим личностным свойством северян является выраженная доверчивость.

Изменение степени выраженности взаимосвязей между личностными свойствами, на основе анализа корреляционных плеяд, свидетельствует, что по мере удаления от северных районов Европейской части России степень интегрированности личностных свойств снижается. Одарённость северян представляющая системное качество, в индивидуально-своеобразной форме интегрирующие все ведущие личностные свойства, достоверно отличается от сверстников из других регионов, что подтверждает предположение о влиянии региональной среды Севера на их развитие. Сохранение общинных традиций в социальной системе обеспечивающейся особой гео-биосферной обстановкой, социальным пространством, детерминирующим внутреннее психологическое пространство, пройдя через столетия, молодёжь Севера по-прежнему остаётся особой, как и 300 лет назад: прямой и бесхитростной, доверчивой и скромной, открытой и терпеливой, ответственной и независимой.

Итак, путём анализа литературных источников, проведённых теоретических и эмпирических исследований, доказано влияние региональной среды Севера на развитие личности современной молодёжи и  М.В. Ломоносова. Она способствовала достижению его внутренней свободы, самостоянию, самодостаточности, возможности предстать перед самим собой, перед людьми и перед Богом во всех человеческих ипостасях изначально дарованных Севером.

Литература

1.Ананьев, Б.Г. Очерки Русской психологии  XVIII и XIX веков [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М.: ОГИЗ Госполитиздат, 1947.

2.Батюшков, К.Н. О характере Ломоносова [Текст]  // Сочинения / К.Н. Батюшков. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. изд-во, 1979. – С. 283-286.

3.Бронфенбреннер, У. Два мира – два детства [Электронный ресурс] / У. Бронфеннбреннер – http: //materinstvo. ru / module=articles&;d=236.

4.Булатов, В.Н. Русский Север [Текст] // В.Н. Булатов. – Архангельск: Изд-во Поморского универсистета, 1997.

5.Буторина, Т.С. М.В. Ломоносов и педагогика [Текст] / Т.С. Буторина. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2001. – 223 с.

6.Буторина, Т.С. Педагогическая регионология [Текст] / Т.С. Буторина. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2004. – 100 с.

7.Буторина, Т.С. Гражданская направленность просветительских идей В.В. Крестинина [Текст] / Т.С. Буторина, Е.А. Смягликова // Журн. Высшее образование сегодня. 2007. №6. С. 89-92.

8.Быстров, А.Н. Исследование структуры личности подростка Севера [Текст] / А.Н. Быстров. – Архангельск: Изд-во АГТУ. – 2007. – 424 с.

9.Виноградов, Е.С. Географическая широта и одарённость [Текст] // Журн. Вопросы психологии. 2008. №6. С. 138-149.

  1. Гарбузов, В.И. Древние и новые каноны медицины [Текст] / В.И. Гарбузов. – СПб.: Речь, 1991.
  2. Журавлёв, А.Л. Основные тенденции развития психологических исследований в институте психологии РАН [Электронный ресурс] / А.Л. Журавлев – Режим доступа. – http: //www.psychol.ras.ru/cntnt/rus/institute_p/publikaly_/ doklad_al_.html
  3. Залывский, Н.П. Михаил Васильевич Ломоносов и экономическая наука России: Монография [Текст] / Н.П. Залывский. – Архангельск: Изд-во ПГУ, 2001. – 184 с.
  4. Идея системности в современной психологии [Текст] / Под ред. А. Барабанщикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 496 с.
  5. Ломоносов, М.В. Записки по русской истории [Текст] / М.В. Ломоносов. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 704 с.
  6. Ломоносов, М.В. Избранная проза [Текст] / М.В. Ломоносов. – М.: Сов. Россия, 1980. – 512 с.
  7. Ломоносов, М.В. Избранные произведения [Текст] / Сост. Ю.Ф. Галкин. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. – 351 с.
  8. Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь [Текст] / Составитель Э.П. Карпеев. – СПб.: «Наука», 1999. – 258 с.
  9. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] /А.Р. Лурия. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1998. – 416 с.
  10. Мухина, В.С. Личность: мифы и реальность [Текст] / В.С. Мухина.- Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. – 1072 с.
  11. Смолова, Л.В. Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой [Текст] / Л.В. Смолова. – СПб.: Речь, 2008. – 384 с.
  12. Шергин, Б. Слово о Ломоносове [Текст] / Б. Шергин. – Архангельск, 1999. – 191 с.
  13. Ширяева, О.С. Влияние природно-климатических и географических условий на личность [Текст]  / О.С. Ширяева // Журн. Высшее образование. 2007. №8. С.74-79.
  14. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 672 с.
  15.  Якуние, В.А. История психологии [Текст] // В.А. Якунин.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 376 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>