Северо-Двинский государственный университет

                                                                                            

                                                                                       Кляповская  Е.Г.                          
 28 мая 1920 года Президиум внешкольного отдела Народного Комиссариата просвещения принял постановление об организации сети рабоче-крестьянских университетов.1 25 июня 1920 года состоялось заседание комиссии по реорганизации народного института в городе Великом Устюге в Северо-Двинский рабоче-крестьянский университет.2

12 сентября 1920 года в 17 часов прошло торжественное открытие университета. На открытие были приглашены представители губисполкома и его отделов, все преподаватели университета, института, представители от электростанции, губвоенкомата, уездисполкома, уездвоенкомата, военных частей, горпотребобщества, губмилиции, уездмилиции, обполитвода, райполитвода, райкома судоходцев, типографии и других организаций.3  Газета «Советская мысль» так написала об этом событии: «Открытие проходило в торжественной обстановке: аудитория была украшена зеленью, присутствовал оркестр, выступающие говорили о смысле и значении университета.» 4

Университет располагался на Советском проспекте. На здании висели различные лозунги: «Знание – путь к коммунизму», «В единении сила рабочих, в знании – их победа», «Наука разбивает цепи рабства». Под крышей была вывеска «Северо-Двинский Университет», а над ней раскрашенный резной государственный герб: золотой молот и серп в лучах солнца. Над вывеской и гербом развевался флаг. Здание было украшено гирляндами из сосны и пихты. Внутри помещения все было чистым и светлым. Аудитории были украшены портретами известных людей: вождей мирового пролетариата, писателей, ученых. Всюду была простота и привлекательность.5

Университет предполагал обслуживать следующие территории: Великий Устюг, Никольск, Яренск, Сольвычегодск, Усть-Сысольск с уездами, Тотьму, Вельск, Кадниково, Грязовец, Каргополь, Архангельск, Холмогоры, Пинегу, Мезень, Чухлому, Макарьев, Котельнич, Печерско-Чердынский край и др.6

В задачи университета входила подготовка практических работников для волостей и уездов. В термин «практический» вкладывалось то содержание, которое диктовалось потребностями и особенностями Северо-Двинской губернии: территориальными, бытовыми.В Северо-Двинском университете были открыты факультеты: рабочий, с естественным, общественно-экономическим и технологическим отделениями; естественный; педагогический; технологический, с инженерно-механическим, инженерно-строительным, агрономическим, лесным отделениями.7

На рабочий факультет было принято 330 чел.8  По социальному составу поступившие делились на рабочих, крестьян, бедноту, канцелярских служащих. Интеллигенции на этом факультете было очень мало. По образовательному цензу слушатели курсов были разделены на три категории. К первой относились умеющие писать и читать, знающие четыре действия арифметики. Эта категория составляла основную группу рабочего факультета. Ко второй категории относились лица с образованием высшего начального училища. К третьей относили тех, кто получил гимназическое образование, четырехклассное духовной семинарии, закончил 2-3 класса школы II ступени или окончил вторую ступень. По отношению к Советской власти студенты делились на принадлежащих к партии и коммунистическому союзу молодежи и просто открыто сочувствующих власти.

Рабочий факультет являлся подготовительной ступенью на основные факультеты университета, но в то же время давал более или менее законченный круг знаний. Факультет подразделялся на ряд практических курсов. Первый ряд был что-то вроде школы I ступени. Для поступления требовалось умение читать и писать. Возраст поступающих – не моложе 18 лет. Второй ряд был наподобие школы II ступени, срок обучения два года, принимались рабочие и крестьяне в возрасте 18 лет. Третий ряд – это подготовительное отделение, срок обучения год. На него принимались те, кто при самодержавном строе не смог получить среднее образование, пять и выше классов гимназии. Первые три ряда способствовали подготовке к высшей школе. Четвертый ряд – партийно-советское отделение. Для поступления сюда требовалось умение читать, писать и рекомендации от партийных органов. Срок обучения от года до двух лет. В задачи этого отделения входила подготовка работников на разные советские должности. Курсанты отделения пользовались социальным обеспечением в 2 700 руб. в месяц.Отделение это было построено так, что при спаде острой необходимости в партийных работниках, лица, пожелавшие продолжить образование, могли вернуться на подготовительное отделение рабочего факультета.

На инженерно-механическое отделение технологического факультета было принято 50 человек, на инженерно-строительное – 31, на агрономическое и лесное – 55.10 В отношении социального состава наблюдалось то же явление, что и на рабочем факультете: большую массу студентов составляли рабочие и крестьяне.

На педагогический факультет поступило 140 человек.11  Факультет был преобразован из института народного образования и функционировал в составе двух отделений: школьного и внешкольного.12 Основной задачей школьного отделения было развитие будущих руководителей воспитания. Внешкольное отделение педагогического факультета ставило своей целью подготовку инструкторов внешкольников, а также работников в отдельных учреждениях по внешкольному образованию. При внешкольном отделении были организованы специальные учебно-вспомогательные учреждения: кабинеты (книжно-библиотечный, эстетического образования), консультационно-справочное бюро, мастерские. На первом курсе занятия имели общеобразовательный характер, их целью было знакомство слушателей с основами общественно-гуманитарных наук, основными методами внешкольной работы. На втором курсе, параллельно с общеобразовательными предметами, начиналась специализация по отделениям. Занятия на отделениях должны были продолжаться три года.13

На естественный факультет поступило 27 человек, из них 17 студентов перешли из других университетов – Казанского, Уральского, Московского, Петроградского.14 Поступать на академические факультеты могли те, кто окончил среднюю школу или школу II ступени. На этом факультете был самый высокий образовательный ценз,  поэтому  больше 50 % студентов перевелись из других вузов.15

Совещание медицинских работников при губздраве высказалось за открытие медицинского факультета при университете, так как в Северо-Двинской губернии был всего 51 врач, который обслуживал территорию протяженностью 284 000 кв. верст.16 Для преподавания специальных медицинских дисциплин хотели пригласить трех или четырех врачей, для общего научного руководства требовался человек из центральных городов, имеющий преподавательский и научный стаж.17 Общие дисциплины по естественным наукам предполагалось читать преподавателям естественного факультета. Но медицинский факультет так и не был открыт.

Студенчество имело свои организации: совет студентов и факультетские собрания. Совет студентов являлся высшим органом студенчества и состоял из представителей факультетских комитетов. Ему подчинялись все студенческие органы – хозяйственные и  культурно-просветительские.

К началу учебного года университет начал работу с преподавательским коллективом, в составе которого насчитывалось всего пять профессоров. В течение года ситуация не изменилась, так как преподаватели очень серьезно относились к званию профессора и отказывались баллотироваться. Всего к началу учебного года было 5 профессоров, 60 преподавателей, научных сотрудников, лаборантов, хранителей кабинетов вместе насчитывалось 22 человека.18

Многих преподавателей приглашали из других городов. Местные власти были заинтересованы в университете, и шли на уступки работникам. Университет обещал оплатить  проезд и провоз имущества, предоставление жилья (несмотря на квартирный кризис). Обещалось электричество в каждой профессорской квартире, жалование не меньше чем в университетах центральных городов, профессорские пайки (пшеничная мука,  крупа, рыба, мясо, коровье и растительное масло, мыло, сахар, кофе, табак и пр.). Дети профессоров школьного возраста без очереди должны были приниматься в школу, а детям дошкольного возраста обещали предоставить бесплатное питание.19 Кроме того, Северо-Двинский край представлял собой потенциал для исследовательских работ геологов, географов, ботаников, зоологов, гидротехников, местное население – это богатый материал для этнографов и лингвистов.

В 1920/21 учебном году университет возглавлял ректор Ерофей Евдокимович Горовой. Родился он в Полтавской губернии в 1886 году.20 Учился в институте народного хозяйства, в московских вузах: государственном университете, юридическом институте. С 1903 года состоял в Коммунистической партии.21 На  военной службе никогда не был. До революции находился в ссылке за политические и мировоззренческие взгляды. Затем был признан годным к административной службе и отпущен в бессрочный отпуск. В 1920 году Наркомпросом утвержден в должности ректора Северо-Двинского университета.

На естественном факультете исполнял обязанности декана А.П. Базилевский, на технологическом С.Г. Нат, на педагогическом Н.П. Базилевский, на рабочем факультете деканом был Е.Е. Горовой – профессор истории и рабочего движения.

Оплата труда руководящих работников университета производилась следующим образом:

1 категория, разряд 33-й – 4 800 руб. /ректор или проректор высшей школы.

2 категория, разряд 32-й –  4 300 руб. / помощник ректора или проректора.

3 категория, разряд 31-й –  4 200 руб. /декан факультета высшей школы.

4 категория, разряд 29-й –  3 900 руб. / заместитель декана.

6 категория, разряд 27-й – 3 600 руб. / секретари факультетов или отделений, члены президиумов факультетов.

7 категория, разряд 26-й – 3 500 руб. /товарищи секретарей факультетов.22  

Для сравнения можно назвать некоторые цены на товары в 1920 году. Мука стоила 111 руб. за пуд, пшеница 90 руб. за пуд, сметана 1 900 руб. за пуд, творог 1 000 руб. за пуд, масло сливочное 3 600 руб. за пуд, сало соленое 920 руб. за пуд, дамские ботинки 240 руб. за пару, мужские ботинки 230 руб. за пару, галоши 176 руб. и проч.23

При выработке планов учебных занятий использовались разработки лучших специалистов России, с уклоном на потребности Севера. Север богат лесами, поэтому промышленное развитие региона требовало знание леса. В связи с этим на технологическом факультете было открыто лесное отделение. Благодаря обилию рек, Север богат лугами, это в свою очередь создавало условия для развития  скотоводства, молочного хозяйства. При выработке плана агрономического отделения уклон был взят в сторону не земледелия, а луговодства и скотоводства. Почвенные богатства открыли перспективу фабрично-заводской промышленности. Раньше, чтобы построить фабрику или железную дорогу, приходилось приглашать специалистов из других городов, поэтому на технологическом факультете появилось механическое отделение и строительное. Педагогический факультет был открыт для повышения образованности населения. Естественный факультет был переходной ступенью к медицинскому факультету и являлся необходимым в связи с острой нехваткой медицинских работников в северном крае. Планировалось естественный факультет на следующий год преобразовать в медицинский.

Правильные занятия, отвечающие требованиям, могли идти только при наличии учебно-вспомогательных учреждений. С этой целью в университете был образован ряд кабинетов и лабораторий. Но их достойному оборудованию мешала бедность рынка. К началу учебного года имелись лишь только слабые зачатки кабинетов. Образовывались они путем отбора годных предметов из кабинетов бывшего института народного образования, пожертвований и приобретений у частных лиц. Лишь к концу учебного года стали создаваться физический, химический, зоологический, ботанический, минералогии, геологии, геодезии и книжно-библиотечный кабинеты. Были открыты показательные мастерские (корзиночная, переплетная, швейная, механическая, слесарная, столярная).

По тому, как развивается хозяйственная часть, можно судить, как идет развитие всего университета. К моменту открытия и началу занятий в распоряжении университета было два корпуса, к концу учебного года уже насчитывалось тридцать:

1. Университетская площадь, 64

2. Красная гора [номер не указан]

3. Красная гора [номер не указан]

4. Виноградовская, 4

5. Георгиевская, д.3 (б. дом Азова)

6. Красноармейская, 6 (б. дом Смолина)

7. Красная, 3 (б. дом Головина)

8. Красная, д. Попова.

9. Красная, д. Шильниковского.

10-30 Университетский городок, Красная гора.24

В четырех корпусах располагались факультеты, в шести жили студенты, в остальных располагались квартиры преподавателей. Во всех корпусах имелась мебель, к сентябрю планировали закончить проводку электричества, квартиры были обеспечены дровами. Были  столовая для профессоров и студентов, библиотека и клуб. Огород разрабатывался обывателями городка. В университете имелось достаточное количество перевозочных средств. В целом, были созданы нормальные условия для учебной и научной работы.

Управление университетом было построено на принципе единоначалия под широким, однако, общественным контролем, и все важные вопросы решались коллегиально. Университет управлялся по следующей схеме. Во главе – ректор. Президиум, совет университета, общее университетское собрание, деканы, факультетские собрания, заведующие отделениями, разные комиссии. Отделы: общий, учебный, хозяйственный, снабжения, финансово- счетный, библиотеки.

В совет университета входили: председатель – ректор  Е.Е. Горовой, зав. общим отделом М.И. Тюрнин, во главе учебного отдела стоял П.П. Гумберт, финансово-счетного – В.М.Соколов, хозяйственного – Ф.И. Шубин, он же являлся комендантом университетского городка.25

Основатели университета полагали, что если будет развиваться Север, то будет развиваться и университет. Но уже в 1920/21 учебном году появились настроения, что на Севере в современных условиях может существовать только один университет. А это значит, что Северо-Двинский университет могут закрыть и  перенести его в Вологду, так как там больше возможностей открыть медицинский факультет и удобнее сообщение с другими местами Севера.26

18 августа 1921 года Народным комиссариатом просвещения было принято постановление о закрытии университета с 1 сентября 1921  года.27  12 октября была создана комиссия по ликвидации университета.28  Комиссия состояла из представителей разных учреждений: губисполкома, губпрофсовета, губотнаробраза, рабфака, института народного образования. Всего  было проведено 20 заседаний. Комиссия заседала в вечернее время и праздничные дни, чтобы не мешать учебному процессу. С самого начала члены комиссии  оказались в затруднительном положении, так как ректор Горовой, получив назначение в центре, не счел нужным приехать для сдачи дел, а служащие университета шли навстречу весьма неохотно и не желали выяснять подробностей.

Прежде всего, в комиссии встал вопрос о размещении студентов в иногородние вузы. Было принято решение выдать студентам аванс, общая сумма которого составила 200 тысяч рублей, для поездки в Главпрофобр с целью выяснения вопроса.29

Кроме того, во время проверки выяснилось, что хозяйство университета находится в хаотичном состоянии: дрова не запасены, лошади не подкованы, ответственных за хозяйственные дела нет, и люди не знают, к кому обращаться. Было принято решение – инвентарь и лошадей поделить. Одну лошадь с упряжью и телегой отдали  институту народного образования, три лошади – рабфаку, лошадь, которая числилась в аренде – бывшему духовному училищу.Также делили электрические лампочки, карандаши, ленты для пишущих машинок, тушь, краски, перья, скрепки, замки навесные, лопаты и многое другое.30

Бывшие помещения университета и университетского городка, учебный инвентарь комиссия также распределила между преемственными учреждениями.

По постановлению Северо-Двинского райисполкома от 21 июля 1922 года ликвидационная комиссия была распущена.31

Таким образом, Северо-Двинский университет работал в Великом Устюге один год, и в связи с его закрытием устюжане потеряли возможность получать высшее образование, не уезжая из города.

 

Примечания

1. МУ «Устюгцентрархив» Ф. Р – 46. Оп.1. Д.167. Л.22

2. Там же. Ф. Р – 237. Оп.1. Д.2. Л.6

3. «Советская мысль». –  № 202. – 1920

4. Торжество // Советская мысль. – № 204. – 1920

5. Устюг раньше и теперь // Советская мысль. – № 221. – 1920

6. МУ «Устюгцентрархив» Ф. Р – 237. Оп.1. Д.1. Л.95

7. Е.Е. Горовой. Северо-Двинский Государственный Университет. – Великий Устюг. – 1921. – С.6

8. МУ «Устюгцентрархив» Ф. Р – 237. Оп.1. Д.1. Л.95

9. Там же. Л.47

10. Указ.соч. С.12

11. Указ.соч. С.12

12. МУ «Устюгцентрархив» Ф. Р – 237. Оп.1. Д.9. Л.139

13. Там же. Д.22. Л.63

14. Указ.соч. С.12

15. Указ.соч. С.13

16. МУ «Устюгцентрархив» Ф. Р – 237. Оп.1. Д.4. Л.3

17. Там же. Л.11

18. Указ.соч. С.15

19. Указ.соч. С.17

20. МУ «Устюгцентрархив» Ф. Р – 237. Оп.2. Д.37. Л.1, 1(об)

21. Там же. Л.11

22. Там же. Оп.1. Д.13. Л.13

23. Там же. Ф. Р – 29. Оп.1. Д. 147. Л.Л. 27, 34, 35

24. Указ.соч. С.С. 46, 47

25. Указ.соч. С.С. 48, 49

26. МУ «Устюгцентрархив» Ф. Р – 237. Оп.1. Д.4. Л.14

27. Там же. Д.1. Л.60

28. Там же. Ф. Р – 46. Оп.1. Д.232. Л.1

29. Там же.

30. Там же. Л.4, 5 (об), 7

31. Там же. Л.31

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>