Потенциал самодеятельного туризма в воспитательной работе высшего учебного заведения

                                 Гарвардт А.Э.

 

Потенциал самодеятельного туризма в воспитательной работе высшего учебного заведения

 

Значение воспитательной работы со студентами высших учебных заведений вряд ли нуждается в особом обосновании. По крайней мере, нам совершенно неизвестно ни одного серьёзного скептического высказывания относительно роли этого аспекта работы. Напротив, роль и значение воспитательной работы со студентами ВУЗов постоянно подчёркивается и включается в ряд аттестационных показателей ВУЗов и иных учебных заведений.

Наше обращение к теме содержательного и методологического обеспечения воспитательной работы ВУЗа вызвано именно недостаточной, на наш взгляд,  ролью туризма в этой работе, а конкретно – ролью самодеятельного туризма. Одна из причин данного недостатка, по нашему убеждению кроется в совершенно неоправданном отказе от использования советского опыта организации туристско-экскурсионной работы. Отметим, мы прекрасно осознаём принципиальную невозможность реставрации советской системы организации туристской работы в силу существенного отличия экономических, социальных и политико-управленческих реалий современной России от СССР. Однако, отказ от существующего опыта, по нашему убеждению, не может быть оправдан ни с методологической, ни с рациональной точек зрения.

Само понятие «самодеятельный туризм» – относительно  молодое, в СССР мы выделяли три вида туризма, среди которых самодеятельный не числился. Это были: спортивный, плановый и рекреационный туризм. Все эти виды курировались по линии ВЦСПС, а в части организации детского туризма – параллельно по линии отделов народного образования и подчинённых им внешкольных учреждений, ныне – учреждения дополнительного образования: дома и дворцы пионеров и станции юных туристов. Самодеятельный туризм сам по себе полностью содержательно не совпадает ни с одним из прежних видов туризма, что, очевидно и стало причиной его выделения. Ближе всего самодеятельный туризм к туризму спортивному. Практически можно утверждать, что самодеятельный туризм включает в себя спортивный, как составную часть. Тогда как второй составной частью самодеятельного туризма будет краеведческий вид самодеятельного туризма, в котором, в свою очередь, можно выделить историческую и экологическую составляющие. Специфика самодеятельного туризма состоит в том, что его организация ложится целиком и полностью на самих участников походов и экспедиций. Это, конечно же, требует определённых навыков  и опыта организации путешествий, но позволяет минимизировать расходы на них. Наш конкретный опыт организации самодеятельных походов и экспедиций в рамках Котласского филиала Санкт-петербургского государственного университете водных коммуникаций (КФ СПГУВК) показывает, что экономический фактор является определяющим в решении проблемы обеспечения массового участия студентов и школьников в туристической деятельности.

Ядро проблемы, по нашему убеждению, находится в дискретном характере любой туристской группы, как рекреационной, так и плановой формы туризма. Рекреационная и плановая формы туризма требуют содержания стационарной инфраструктуры, а, следовательно, с необходимостью упираются в экономическую состоятельность участников этих путешествий. Рекреационные и плановые группы принципиально не могут быть численно меньше определённой предельной цифры количества участников с учётом всех затрат на содержание базы и организаторов путешествия. Поскольку значительная часть студентов и учащихся экономически несамостоятельны, организация достаточной по численности группы для совершения планового и, тем более, рекреационного путешествия – задача непростая даже для относительно крупного учебного заведения. В нашем небольшом филиале (около 150 студентов очной формы обучения) такая задача практического решения просто не имеет.

Возвращаясь к советскому опыту организации туристской работы, можно отметить, что там эту задачу с относительным успехом решала именно плановая форма организации туризма. Через сеть профсоюзных туристических баз каждое лето проходили сотни тысяч далеко не самых состоятельных отдыхающих. Рентабельность этих путешествий обеспечивалась тремя факторами: во-первых, низкой себестоимостью материальной базы и содержания переменного персонала, так как штат инструкторов набирался только на летнее время – на период отпусков и предполагал возможность дополнительного, а не основного заработка; во-вторых, высокой наполняемостью групп, поскольку стоимость полноценных рекреационных туров была доступна далеко не всем не только учащимся, но и трудящимся, особенно – в молодом возрасте, да и рынок этих туристических услуг был весьма ограничен; третьим фактором, обеспечивающим достаточную рентабельность планового туризма была именно его ведомственная подчинённость ВЦСПС. Нахождение турбаз на балансе профсоюзных организаций и комитетов позволяло с успехом использовать часть бюджета профсоюзных органов на оплату части стоимости путёвок на эти самые турбазы в рамках официальной государственной лини на организацию и пропаганду здорового образа жизни. Профсоюзная принадлежность турбаз избавляла их так же и от необходимости ведения широкой рекламы. Профсоюзная информация изначально вращается том круге лиц, для которого она предназначена.

Промежуточное положение планового туризма между рекреационным и спортивным выражалось так же и в решении этой формой организации туризма двойного ряда задач. С одной стороны, отдыхающие турбаз обязательно участвовали в экскурсионной программе, как и покупатели рекреационных туров. С другой стороны, они же в заключительной части отдыха становились участниками небольшого спортивного путешествия в соответствии с нормативами значка «Турист СССР», как правило – водного, пешеходного или (реже) велосипедного, в зависимости от возможностей и особенностей турбазы.

Таким образом, именно плановый туризм изначально был рассчитан на охват наиболее массовой части отдыхающих в силу его материальной и физической доступности. В настоящее время индустрия туризма делает упор на рекреационную форму его организации, как наиболее рыночную и доходную. Однако, для работы в среде учащихся эта форма организации туризма пригодна лишь ограниченно, в силу упомянутой экономической несамостоятельности подавляющего большинства учащихся.

Спортивный туризм (которому автор уделил четырнадцать лет активных занятий) так же не может обеспечить массового вовлечения молодёжи в силу именно спортивной специфики этого образа жизни. Спортивные путешествия уже со II категории сложности требуют специальной технической и тактической подготовки, не говоря о необходимом уровне общей и специальной физической подготовки. Спортивный туризм – это особый образ жизни, которому подчиняется весь уклад социальной и экономической деятельности увлечённого этим делом человека. Спортсмены-туристы представляют собой определённый клуб, относительно замкнутую элиту со своими кодексами поведения, слабо связанными с обыденной жизнью за пределами туристской тропы.

Учёт всех указанных особенностей и привёл руководство нашего филиала совместно с инициативной группой преподавателей и сотрудников к выбору в пользу самодеятельного туризма, как наиболее универсальной и доступной формы организации туризма в небольшом провинциальном филиале на территории районного центра Архангельской области. Туризм заинтересовал нас именно как форма воспитательной работы, способная обеспечить одновременно массовость и содержательность воспитательной работы, а так же стать чем-то вроде визитной карточки филиала, в том числе и на рынке образовательных услуг.

Необходимо, на наш взгляд, отметить, что поворот к самодеятельному туризму стал следствием выводов из первоначально взятого курса на иную форму организации туризма. А именно – спортивный туризм. Во взаимодействии с местной станцией юных туристов, администрация филиала изначально начала развивать спортивный, а именно – водный туризм. Для этого были изготовлены два стандартных катамарана, закуплено минимально необходимое снаряжение для спортивных походов начальных категорий сложности.

Нельзя сказать, что это направление стало для нас бесполезной тратой сил и средств. Организация спортивных походов позволила наработать опыт материально-технического обеспечения путешествующих групп, а главное – подготовить кадры из числа студентов, выпускников и преподавателей филиала, способных и желающих заниматься этой работой. На этот подготовительный этап ушло примерно 4-5 лет.

Опираясь на эти кадровые и материальные основания, мы начали практиковать проведение традиционных туристических слётов и массовых мероприятий на природе. В настоящее время мы трижды в год проводим такие мероприятия в обязательном порядке с выездом всего состава студентов и необходимого числа преподавателей и сотрудников. Это туристический слёт филиала, посвящённый «Дню Победы» в мае, «День первокурсника» в сентябре и пропагандистско-оздоровительная акция «Бросай курить – вставай на лыжи!» в феврале или марте, в зависимости от погоды.

Поворотным моментом в организации массовой туристической работы со студентами стало проведение в 2007 году областного конкурса краеведческих проектов «Малые реки Архангельской области». Мы посчитали, что как филиал транспортного вуза, напрямую связанный именно с речными ресурсами области, имеем серьёзные преимущества в работе над этим проектом.

Часть наших студентов уже имеют среднее специальное образование в области гидротехники и эксплуатации водных путей, а так же имеются преподаватели, специализирующиеся в направлении инженерной экологии. Поэтому мы провели эколого-гидротехническое исследование малой несудоходной реки Ухтомка – притока Северной Двины в её верхнем течении. Замерили профили дна, скорости течения и объём водосброса в среднем и нижнем течении реки, отсняли и описали растительный мир, провели физико-химический анализ воды. То, что наш отчёт занял первое место в области, стало прямым указанием, на правильность выбранного нами направления.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>