ПОЛЯРНЫЙ МОРЕХОД АНДРЕЙ ФЕДОРОВИЧ ПИНЕЖАНИНОВ Герой Социалистического Труда (1910-1996)

Кончевский В.Н.

 Андрей Федорович Пинежанинов родился 14 сентября 1910 года  в деревне Насадниково (Грива) Песчанского сельсовета Котласского района. Еще в школе у юного Андрея родилась мечта о дальних путешествиях. И  после окончания школы он устраивается матросом в Северную гидрографическую экспедицию. Одновременно курсант-заочник Архангельского мореходного училища.

После окончания техникума – штурман на гидрографическом судне «Мгла». Военную службу проходил на Балтике, окончил электромагнитную школу в Кронштадте. Плавал на подлодке «Щ-308».

В 1953 году окончил Ленинградскую Академию Морского флота.

За годы службы прошел все ступени морских должностей – от матроса до капитана. До войны плавал на судах Арктического пароходства Главсевморпути (ледоколы «Ленин», «Садко», «Верещагин»)

В годы Великой Отечественной войны – второй штурман ледокольного парохода «Монткальм» (с мая 1942 года по ноябрь 1945 года).

В 1956 году – участник первой Советской антарктической экспедиции (дублер капитана дизель/электрохода «Обь»)

С 1958 по 1969 годы – капитан д/э «Индигирка», на котором совершил рейс от берегов Шпицбергена в Архангельск без ледокола в зимних условиях (1958), а так же впервые в истории мореплавания доставили лес и целлюлозу из Архангельска в Западную Европу в зимних условиях. Не случайно экипаж судна на морском транспорте был удостоен высокого звания коллектива коммунистического труда, а сам Пинежанинов – звания Героя Социалистического Труда (1963). Самые ответственные поручения морское пароходство давало именно ему [1].

Ему, например, в 1966 году выпала честь освобождать от ледового плена канадские суда в реке Святого Лаврентия. Вот, что писало по этому поводу монреальское издание «Газетт»: «Советское судно ”Индигирка” удостоилось ”Золотой трости” в первый день Нового года в самом напряженном рейсе за 75-летнюю историю почетных призов порта Монреаль. Нет ничего удивительного, что русские победили и выиграли этот трудный ледовый кросс. Русские опытные моряки. Они располагают хорошими кораблями для плавания во льдах. Русские достойны завоеванной награды».

И еще: «”Золотая трость” вручена капитану Андрею Пинежанинову заслуженно. Он ввел свое судно точно по расписанию. Канадские судовладельцы расценивают это как сенсацию. Год назад ”Газетт” писала, что единственными обладателями ”Золотой трости” будут суда Датской компании ”Лоритцен”» [2].

Конечно, этим эпизодом не заканчивались яркие страницы в летописи «Индигирки». Вот, что писал наш земляк пионерам 6-Г класса школы № 82 ст. Котлас в октябре 1966 года: «Мы сейчас вернулись из далекого арктического рейса на Землю Франца Иосифа, где обеспечивали наших полярников всем необходимым для жизни и работы в суровых условиях Арктики. В порту Архангельск принимаем груз: доски с лесозаводов, возьмем около 5 тыс. тонн, повезем в Англию. Зимой у нас будут рейсы из портов: Ленинград, Роттердам, Антверпен, Гавр, в Канаду. Вернемся домой, вероятно, весной. Корабли нашего Морского торгового флота плавают сейчас и перевозят грузы почти во все страны мира. Нашим морякам приходится много учиться. Мне тоже в детстве удалось закончить во время Гражданской войны и после войны только начальную Песчанскую школу, 4 года. Позднее взрослым сдавал за семилетку и, работая матросом, учился вечером в Архангельском морском техникуме. Уже в 1951-1953 годах, работая капитаном, с отрывом от производства закончил Академию Морского флота в г. Ленинграде. Во время плаваний пришлось бывать во всех частях света, во всех океанах, особенно много в Арктике, где первый раз начал в 1930 г., был в первой Антарктической экспедиции, 1955-1956 годы, на д/э ”Обь“, посетив тогда Новую Зеландию – порт Веллингтон, Австралию – порт Аделаида. Заканчивая письмо, желаю вам всем хорошо учиться, хорошей физической закалки, большой дружбы и выбора любимой профессии. С приветом Пинежанинов» [4].

К Новому, 1967 году, ученики направили письмо с поздравлением экипажу и отважному капитану, в ответ получили сообщение: «Письмо ваше с Новогодними поздравлениями я получил к Первому мая, приехав домой в Архангельск в отпуск. Новый год мы на д/э ”Индигирка“ встречали в английском порту Кардифф, где разгружали доски, погруженные нам в Архангельске. В конце января мы были в Ленинграде и погрузили на судно весь основной груз экспонатов на Международную выставку в канадский город Монреаль для Советского  павильона, куда прибыли и выгрузились в конце февраля. Из Канады перевезли 6 тыс. тонн алюминия в Англию, закончив выгрузку в конце марта. И 5 апреля пришли в свой порт Мурманск, где сейчас ”Индигирка“ стоит в ремонте. Скоро мы пойдем в арктическое плавание. Нам предстоит зайти с грузом в порт Тикси, затем обеспечить полярные станции на Новосибирских островах» [4].

Тикси, Новосибирские острова – а это уже Сибирь. И тут напрашивается мысль, что, будучи там, наши отважные мореходы наверняка  вспоминали пророческие слова своего великого земляка М.В. Ломоносова: «России могущество будет прирастать Сибирью» [3] и с присущим северянам упорством старались вносить  в освоение Сибири свою лепту.

И как заключительный аккорд: в 1968 году знаменитый капитан посетил свою малую Родину, одновременно приурочив приезд к окончанию школы сыном брата Павла – Федором. Всей семьей они отправились на выпускной вечер в школу № 82, где учился племянник. Андрей Федорович выступил с теплым напутствием выпускникам и благодарностью учителям, которые дали племяннику прочные знания. К слову, Федор стал кандидатом технических и  математических наук.

Кстати, в школьном музее есть общая фотография с того вечера. Такое внимание к племяннику и людям было свойственно А.Ф. Пинежанинову. Об этом свидетельствует и воспоминание дальней родственницы Г.В. Латышевой: «Мужа после тяжелейшей травмы направили на операцию в Архангельск. Андрей Федорович принял горячее участие в госпитализации его, навещал, достал билет в обратный путь, проводил».

Закончил свой жизненный путь наш прославленный земляк в 1996 году. Похоронен в Архангельске.

Его вклад в освоение Арктики существенен.

Герой Социалистического Труда. Почетный полярник. Один из инициаторов превращения Архангельска в порт круглогодового действия. Единственный из российских капитанов – обладатель «Золотой трости» Канадского правительства.

Уже при жизни Андрей Федорович снискал признание не только на Родине, но и за ее пределами. Так, Арктический институт Северной Америки в 1965 году избирает его почетным членом. И мы, котлашане, по праву  гордимся таким выдающимися земляком.

 

Источники:

  1. Поморская энциклопедия. Т. I, стр. 304.
  2. «Газетт» (копия), фонды Котласского краеведческого музея.
  3. БСЭ. Т. 15, стр. 16.
  4. Письма А.Ф. Пинежанинова учащимся 6-Г класса школы № 82 от 23.10.1966 и 16.05.1967 (музей школы № 82 г. Котласа).
  5. Шептяков Н. Котлас: десятилетие предрика Георгия Елсакова / Котлас. 2010. С. 123, 207.

 

ПОЛЯРНЫЙ МОРЕХОД АНДРЕЙ ФЕДОРОВИЧ ПИНЕЖАНИНОВ Герой Социалистического Труда (1910-1996): Один комментарий

  1. Пинежанинов первый (1966), но не единственный обладатель приза «Золотая трость» порта Монреаль. В СССР его получили еще 5 капитанов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>