Литературная жизнь Котласского края на стыке веков

Николай Васильевич Шептяков

Писатель-краевед, издатель и журналист,

лидер общественного движения «Северное трехречье»

(города Котлас, Коряжма, Котласский район)

Литературный процесс нового времени (последнее десятилетие 20 века и первое – 21-го) в северной провинции вокруг Котласа – совершенно не изученная тема. С литературным краеведением (обращением в пятидесятые годы прошлого столетия и глубже в прошлое время) яснее ситуация – к этому есть определенное внимание исследователей.

Но никто еще не бросил обобщающий взгляд на текущую (в пределах последних 20 лет) литературную жизнь, протекающую в городах Котлас и Коряжма, в Котласском районе – назовем, для удобства анализа, эту территорию Котласским краем.

Кто и что творит здесь в новое время? В каких жанрах? Какие формы литобъединений создала практика? Какие существуют другие возможности общения поэтов и прозаиков? Можно ли посоревноваться авторам? Сколько у нас членов писательских союзов? Существуют ли проблемы у котласских литераторов? Словом, любопытно получить ответы на эти и другие вопросы хотя бы в первом приближении. Из богатого личного общения, постоянного наблюдения литературного процесса  знаю – пласт имен литераторов у нас достаточный.

Обзор имен и книг, произведений прозаиков Котласа и Коряжмы заслуженно стоит открыть именем Николая Шкаредного – члена Международной ассоциации писателей. Николай Николаевич написал документальную повесть «Особое поручение» (о комиссаре личной охраны Ленина Иване Алексееве). Он автор трех художественно-очерковых книг, подготовил к печати свои повести «Женины братья» и «Даль памяти», закончил книги «Храм добра» и «Христофорова пустынь». Произведения Шкаредного печатали солидные литературно-художественные журналы «Север» и «Двина», альманахи и зарубежные издания. Николай Николаевич имеет мощные литературные связи с рядом крупных российских литераторов. Человек очень разносторонний – он добивается успеха во многих жанрах. Так, за книгу сатиры и юмора  «Смешные люди. Козьма Прутков и другие» получил диплом на фестивале юмора в Сольвычегодске.

Другой коряжемский автор Геннадий Сидоров напечатал две прозаические книги: «Днем длится век мой» (Котлас, 2006) и книгу первую «Счастье долгим не бывает» драмы «Мать и сын» (Котлас, 2009). Первую составили рассказы и повести, лирические новеллы и художественные очерки – осмысление судеб земляков. Вторую посвятил 50-летию первой коряжемской школы, родному городу Коряжме. В этом многоплановом романе Геннадий Данилович исследует вопросы нравственности и духа, делится богатым житейским опытом, осмысляет коллизии и загадки бытия, волнующие его.

В коллективном сборнике «Журавли над Вычегдой» можно прочитать прозу других авторов из Коряжмы: Бориса Рябова, Николая Редькина (уроженец Виледи, сейчас москвич, в школьные годы жил в Коряжме, позднее работал редактором «Коряжемского муниципального вестника», автор многих повестей и романов), Любови Тахтаровой, Виктора Шубина, Всеволода Игумнова, Давида Карпа.  

Известно в городе бумажников и в округе имя Андрея Карпа. Он издал две книги прозы – «Нелишний человек» (2001) и «Преодоление» (роман, Вельск, 2002). Дипломант Национального Артийского Комитета России с присуждением почетного звания «Лауреат седьмой  Артиады народов России в области литературы 2003 года». Лауреат премии мэра города Коряжма в области литературы за 2004 год.

В 1995 году в Москве издал книгу избранного «Умертвия» Валериан Якубовский. В ней проза – десять новелл Иннокентия Петровича, поэма «Сказание о матери-воеводе и о мече российского юнáка», мемуары в стихах «Мост принца Эугена». Через год Валериан Адамович (он работал в десятой коряжемской школе) сумел издать в столице еще свой значительный прозаический труд – роман «Дезертир».

В последние годы в Коряжме активно выпускает книги Светлана Редькина, так, в 2008 году вышел ее роман «Залог Величия», окончание трилогии, начатой «Подснежниками» и «Перекрестком надежды».

«Полянские были» (Котлас, 2004) – так назвала сборник рассказов котлашанка Галина Сергеева. Более двадцати сюжетов на деревенские темы в книжке – с неподдельной любовью к северянам, с метким словцом.

Котлашанин Петр Ефимовский – любопытной судьбы самодеятельный литератор. Воюя в Великую Отечественную (хорошо воевал – с боевыми  наградами), земляк записывал фронтовые впечатления. Постепенно в мирное время подготовил рукописи (шесть книг) к изданию, выпущены еще не все. Первой вышла книга «На волоске от смерти» (Котлас, 2006). Его военная проза затем продолжилась романом «Щит и меч» (Котлас, 2007), посвященным судьбе брата – офицера контрразведки «СМЕРШ». В прошлом, 2009 году, свет увидели «Рассказы о войне». Петр Иванович прославился тем, что послал свои книги в дар В. Путину. Также книги земляка попали в США, Польшу, Германию, Белоруссию, Норвегию. Ефимовский – дипломант муниципального литературного конкурса к Дню Победы «Спасибо тебе, солдат» и  фестиваля К. Пруткова.

Книги для детей – специализация Вячеслава Чиркина (Котлас) и  Светланы Дерягиной (Коряжма). Светлана издала книжку «Быть добру на всей земле: сказки для малышей» (2007), в газетах печатала рассказы.    Пробуют себя в сказках котлашанки Людмила Угрюмова, Татьяна Малкова.

Вячеслав Павлович, пожалуй, самый «громкий» наш автор, член писательского союза, на любой читательской встрече желанный гость. Написал и издал более десятка книг для детей разного возраста, такие, как «В гостях у деда» (1995), «Сладкоежка и Дымовой» (Санкт-Петербург, 1997), «Хитрые загадки» (Яренск, 1998), «Хорошая Оля» (Правда Севера, 1999), «Хока» и «В гостях у дедушки в деревне» (Дрофа, 2002), «Поросенок Борька» (Архангельск, 2007), «Теплые облака» (Котлас, 2007), «Брыкадил» (Котлас, 2008), «Размороженные воробьи» (Котлас, 2009). Его рассказы и сказки просто восхитительны, как правило, красочно иллюстрированы художниками.  Самое свежее, 2010 года, издание (котласское) – «Живые загадки». Примечательно, в 2009 году Архангельская областная детская библиотека им. А.П. Гайдара издала рекомендательный список книг В. Чиркина – в серии «Писатели Севера – детям». Особняком у него стоит повесть «По злой воле» (Архангельск, 2000) – о трудной судьбе ссыльных крестьян.

Тему природы ярко воплощает в своем творчестве «сольвычегодский Левша» Николай Быков. Долгое время он публиковал свои были-рассказы в периодике – котласской и коряжемской. В 2004 году выпустил в полет (напечатал в Котласской типографии) книжного первенца – записки бывалого рыбака под названием «Из жизни щук. И людей». Войдя во вкус, под тем же названием, но объемом в два раза больше, в 2009 году издал уже солидную книгу с характерным говорящим подзаголовком «Записки счастливого человека». Проза этого самородка слова, так называемая малая форма, –  одаривает и житейской мудростью, и дает повод к размышлениям, и озорно-весела, как теперь говорят, прикольная.

Лирическое направление в прозе – у Николая Шептякова (Котлас). Его многочисленные миниатюры, новеллы опубликованы не  только в газетах, но и в альманахе «Трехречье» (Архангельск, 1999), коллективных сборниках «Земля родная» (Онега, 2007), «В краю родном» (Онега, 2008). Сдана в типографию его книга лирической прозы (дневник души) «След в песках времен», готовятся книги рассказов и коротких повестей, фотоповесть.

Родоначальником фантастики на нашей территории следует признать Александра Тутова – он открыл ее в 1991 году книжицей «Загон для льва» (повесть, издание «Двинской правды») и сборником фантастики от «Вечернего Котласа». Александр первый свой рассказ сочинил в 12 лет, но только студентом предложил рассказы местным газетам, а юморески – в «Медика Севера» и «Северный комсомолец». Узнав фэнов, бывал на семинарах молодых авторов на свердловской «Аэлите». Проза  Александра Николаевича пошла вскоре (как победителя нескольких литературных конкурсов фестиваля «Нордкон»), что называется, косяком: в сборниках «День рождения», «Вздыбленный лед», «Нордкон» (1999). В 2000 году Тутов, уже будучи членом союза писателей, выпустил книгу повестей и рассказов «Победитель должен уйти» (Архангельск), в ней помещена подробная библиография произведений и книг А. Тутова к тому времени – 80 позиций. Позднее он печатался в сборниках «Поморский Аквилон» (Котлас, 2002), «Золотой меч» (Архангельск, 2004) – в нем напечатан и рассказ коряжемца Евгения Антонова «Карта скрытых озер». Тутов и автор поэтической книжки «Реанимация любви» (2003). Примечательно, всюду А. Тутов подчеркивает свою непрекращающуюся связь с Котласской землей.

Журналисты «Двинской правды» Валерий Рысев и Галина Береговских (работала и в трестовской многотиражке долго) и корректор этой газеты Маргарита Попова порадовали читателей несколькими зрелыми рассказами. Публиковали в СМИ интересные рассказы Василий Вилежаня, Ольга Горшкова, Ульяна Дмитриева (но чаще стихи), Юлия Зуева, Валентина Максимюк.

Важным событием в 1994 году стал выход коллективного сборника котлашан «День рождения». К 80-летию Котласа (1997) «Двинская правда» выпустила емкую книгу «Когда умолкнет шумный день» – творчество активных земляков.

В 1994 году Сергей Шенин издал в Котласе (по рекомендации «Двинской правды») скромную книжку «Нюансы» – сборник юмористических рассказов, пародий и монологов. До этого печатался в журнале «Перец» (Кишинёв), московских газетах «Мегаполис-Экспрес», «Труд», «Чертова дюжина», столичном коллективном сборнике, в областных СМИ –  «Правде Севера» и «Юмористической газете», местной «Двинской правде». Как автор-исполнитель выступал на международном фестивале «Море смеха-91» в Риге, лауреат Всероссийского конкурса сатириков, юмористов, пародистов и куплетистов в Северодвинске (1993).

В том же 1994 году две прозаические книги выпустил Александр Яищницын: «Я – лейтенант Убийца» (семь рассказов) и «Зажигалка» (юмористические рассказы), публиковал прозу в газетах. Лауреат фестиваля К. Пруткова. Николай Гладышев издал в Котласе («Двинская правда» ) в 1996 году книжечку «Степкино поле» – рассказы из цикла «Житейские истории». Как и они двое, ушел из жизни многообещающий прозаик Павел Сушнин: в 1990-1998 годах он напечатал в периодике множество правдивых рассказов.

Одна из удивительно правдивых художественно-документальных книг, изданных в Котласском крае, – «И покатился колобок» Михаила Пузырева (его воспоминания), выпущена Котласской типографией в 1997 году и посвящена была автором узникам ГУЛАГа. А в 2000 году издательство «Правда Севера» подарило Михаилу Дмитриевичу и читателям отличный не только с полиграфической стороны, но и по содержанию том – «Мысли в смутное время», художественно-публицистическое издание, сразу поставившие автора в ряд самобытных писателей (с приемом в члены Союза писателей).

Патриарх котласской поэзии Людмила Мусонова.  Свои первые книги «Меты памяти» и «Корни» выпустила в начале восьмидесятых в престижном Северо-Западном издательстве. Начинала она, работая на ЦБК в Коряжме. В свое время в ранге молодой поэтессы участвовала в Костромском семинаре молодых литераторов Нечерноземья и в седьмом Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве. Стихи Людмилы Николаевны помещали столичный альманах «Поэзия», коллективный сборник «Север поэтический». Ее «Корни» завершает блистательный венок сонетов «Марина». После долгого затишья в выходе книг, в 1998 году, наконец, появляется тоненький, но яркий по слову и духу сборник «Вполголоса». Издала также «Избранное» и «Годовое кольцо». Поэтесса много лет вела поэтический раздел в «Вечернем Котласе».

Владимира Ноговицына, по месту проживания коряжемца, считают  своим в Котласе, настолько часто здесь бывает, выступая на литературных встречах, и сольвычегодцем – в городке на Вычегде у него не только семья, но и духовная родина. Владимир Валерьевич – авторитетнейший творческий человек, душа литературы Котласского края. Признанный мастер поэтического слова, член Союза писателей России. В добром десятке коллективных сборников публиковались его стихи. Выпустил несколько своих поэтических книг, для примера: «Корни сосны» (2001), «Сольвычегодское небо» (Котлас, 2002), «Нежность» (Архангельск, 2005),   «Письма осени» (Котлас, 2007). Публиковался в журналах «Белый пароход» и «Двина». Его творчество знают не только в любимой им Польше, но и во многих других странах. Владимир Валерьевич успешно пишет и художественно-документальную прозу. Ноговицын – неоднократный дипломант литературного конкурса фестиваля К. Пруткова, действительный член Петровской Академии наук и искусств (Санкт-Петербург).

Несуетно вызревал котласский поэт Виталий Плотников. А пишет всю жизнь, с  шестидесятых лет помалу публиковался в периодике. Лауреат различных конкурсов, обладатель премий – отдела учебных заведений Северной дороги, «Двинской правды». Лишь, наконец, в 2001 году его произведения появляется под обложкой – в коллективном сборнике «Родная наша магистраль». И за неполное десятилетие издал в Котласе требовательный к своему слову Виталий Иванович уже несколько заметных в литературном процессе поэтических книг: «Сквозь упругое время» (2004), «Отблески» (2005, с прозой в малых формах и воспоминаниями о встречах с Николаем Рубцовым в Котласе), «Притяжение жизни» (2007, с рассказом), «Меж красных сосен» (2008). Особо отличился Виталий Иванович в 2009 году – выпустил книгу «Адмирал Кузнецов» – поэму-хронику! Вдумчиво пишет Плотников о земле северной, ее людях, получая благодарный читательский отклик – земляки даже представляли творчество Виталия на Рубцовскую премию.

Прочно прописался в котласской когорте мастеров поэтического слова Валерий Некрасов. Он приехал в наш город из Кирова, как правило, там издает свои  поэтические книги. Их уже несколько, в частности, «Русь! Смеюсь и плачу…» (2000), «Перекресток» (2004), «Бабье лето» (2006), «Не упрекай судьбу ни в чем» (2008). Лауреат всероссийского литературного конкурса патриотической темы.

Был замечен читателями и сборник стихов Реваза Маглаперидзе «Для меня ты музыка» (Котлас, 2005).

Одной из первых местных поэтических ласточек стала в 1994 году книжка лирики Веры Меньшиковой «Апельсин доверия». Активного продолжения не последовало, а недавно Вера Носкова выехала за пределы края.

Первая поэтическая книжка Галины Сергеевой «Я чуда жду…» вышла в Котласе в 1998 году – с авторской надеждой «затронуть какие-то струны и  ваших душах, дорогие читатели». От лирики – к «Поэме о Котласе» (2000), таков был следующий шаг в поэзии. И путь Галины Федоровны на поэтической стезе продолжается.

За необычным псевдонимом Лео Строганофф «спряталась» еще одна котласская поэтесса, из молодого поколения. В 2000 году она выпустила сборник верлибров «Извранное». Кажется, она у нас единственная, окончившая литинститут. Пишет и серьезную прозу – рассказы, повести и романы, некоторые вещи были опубликованы в периодике.

Не спеша выходит на литературные котласские подмостки Ирина Истомина. «Пульсирует солнце» – первый ее поэтический сборник (2001), «Зеркала» (в соавторстве с сыном Игорем) – второй  (2005).  Под ее руководством студенты педколледжа (молодая котласская поэтическая поросль!) переводят с английского сонеты Шекспира и современных американских поэтов – они уже собраны в книжку-брошюру «Созвездие», отправлена в типографию.

Людмила Щелкунова выпустила книгу стихов и сказок «Живые родники» (Котлас, 2008). Издала книжку стихов Валентина Бетенихина.

Пробиваются изданиями к читателю и другие новые котласские имена. Выпустил книгу стихотворений «Котласский парень» Николай Копосов. Две книги («Рефлексия» (2004) и «Брызги желчи» (2008), изданы в Котласе, во второй в стихах дана история государства российского от декабристов до «нашистов») в активе ученого Сергея Гладких, он в особом ряду, это довольно едкий автор с независимыми взглядами.

К сожалению, так пока и не выпустил отдельную свою книгу Валерий Чиненый – но он один из «могикан» в котласской поэзии. В «Двинской правде» напечатал, наверное, сотни стихотворений. Сейчас активно публикуется в «Вечернем Котласе», участник местных литературных фестивалей, автор со своим голосом, своей интонацией в безбрежном поэтическом море.

Не обнаружил взгляд обозревателя и книги Николая Завадского. Но он давно состоялся как поэт, причем, любит писать в редком жанре басни. Без книг еще и котлашанин Владимир Щукин, жительница  Вычегодского Галина Найман. Первый, правда, в 2005 году создал несколько экземпляров рукописного сборника «Стиха творенье» – с патетическими, лирическими, философскими страничками, потаенным. Вторая собирает свой первый лирико-патриотический сборник. Оба автора не только частые гости на страницах газет, но и в различных аудиториях, принимают их хорошо. Не сходят со страниц газет живые, с юмором стихи Владимира Иванова, пока он тоже не издал своей книги.

Немало на территории и других самодеятельных поэтов, печатающихся только в периодической печати: Ирина Сережина, Валентина Сержпинская, Ольга Старосельская, В. Стрекаловский, Ирина Субботина, Николай Сухнев,  Ольга и Надежда Котковы, Виктор Новинский, Леонид Виноградов, Андрей Оганесян, Екатерина Посельская, Лариса Горшенина, Татьяна Загребельная, Юлия Лукина,  в девяностые годы активно публиковались П. Рюмин (затерялся след) и Василий Клепиков (умер в 2003 году), а чуть раньше – Леонид Верховцев и Николай Кононов. Стал пробовать себя в поэзии В. Чиркин.

Недавно скончался Александр Яищницын, автор многочисленных отличных стихов и поэмы о Котласе (она вышла книгой «От Пыроса до Котласа», 2006).

Признанные коряжемские поэты – Николай Шкаредный, Геннадий Автушко, Геннадий Рашев, Альбина Акулова, Николай Тележкин, Владимир Размолов, Маргарита Розенберг, Алексей Титов, Николай Бреховских, Зинаида Ядрихинская, из молодого поколения – Анна Толстоброва, Александр Варакин, Марина Смирнова, Николай Коряков, Николай Заостровцев, Сергей Абрамов, уже упомянутый мною Андрей Карп. Это же  целая плеяда талантливых авторов!

У большинства вышли книги, и не по одной. Примеры: «Север стоит, чтоб его любили» (Вельск, 2002), сборник авторской песни «Зимний причал» (2002) и другие Н. Шкаредного, «Ручьи» и «Стучусь в сердца» Г. Автушко (и публикации в «Двине»),  сборники «Лирика», «Откровение» и «Встреча» З. Ядрихинской, «Грани любви» (2003), «Жажда жизни» и «Истоки вдохновения» (2004), «Светотень» (2005)  А. Карпа, в журнале «Родина Ломоносова» печаталась М. Розенберг. Анна Толстоброва выпустила книгу стихов (Котлас, 2005), печаталась в «Двине». Поэты-коряжемцы активно не только печатаются в периодике, но и выступают в различных аудиториях.

Не имею права не назвать в ряду котласских поэтических звезд имя  Инэль Яшиной. Все ее книги, стихи и поэмы, – (ранние «Гремячий ключ» (1979), «Чистые глубины» (1983), «Женки» (1986), и в анализируемое двадцатилетие:  «Любовь моя – печальница» (1992), «Отметины» (2001), «Печали и радости» (2005), вышли в Архангельске, где она и обосновалась на местожительство (и стала руководителем  областной писательской организации), но поэтическая ее пуповина – в Котласе. Здесь в шестидесятые  она продолжила лито при газете, вдохнув свежую струю, тут и создавала свои яркие произведения, приближаясь, по моему субъективному восприятию, в один ряд с Ольгой Фокиной. И до сегодняшнего дня Яшина не забывает котлашан. Инэль Петровна – лауреат Всероссийской премии имени Федора Абрамова и областной премии имени Николая Рубцова.

Литературных объединений в нашей округе, оказывается, было и есть немало. Первоначально создавались только при газетах, но в последнее время наметилась тенденция – при библиотеках.

Малоизвестное, канувшее в Лету – лито «Сполохи» при газете «Прогресс» (которую я редактировал), в нем начинал Николай Завадский, был активен Валентин Котов, сотрудничал Александр Тутов. Мною написаны, еще не опубликованы, воспоминания об этой интересной страничке котласской литературной жизни в конце прошлого века.

Самое старейшее лито – «Двинские зори» при котласской «Двинской правде» (имеет славную более полувековую историю, но сейчас очень сдало позиции, практически заглохло). Наоборот, набирает силу «Литературная гостиная» «Вечернего Котласа». Здесь авторы общаются, постигают азы стихосложения, а газета регулярно печатает произведения участников гостиной.

А в Коряжме великолепные  традиции имеет лито «Горизонт», 35 лет бессменно возглавляемое Николаем Шкаредным. Десятки пишущих прошли здесь школу мастерства, школу взаимовыручки и творческой, так необходимой авторам, полемики. Была выпущена коллективная книга «Благословение любовью». А к 30-летию «Горизонта» Николай Николаевич составил очень ценный сборник – «Журавли над Вычегдой». Он важен нам всем не только публикациями современников-«горизонтников», но и широкой панорамой работы за три десятилетия, именами ушедших из жизни и разъехавшихся из Коряжмы интересных авторов, оценками авторитетных литераторов Севера и России.

В Коряжме (да и за ее пределами) несколько лет хорошо знают клуб любителей поэзии «ОтДушиНа». В нем слышны и собственные поэтические голоса, Таисьи Мининой и Нины Сидоровой, например. Лидер этого общественного объединения – поэтесса Евгения Хренова, тонкий лирик, выпустила книгу «Снова осень» (Коряжма, 2008). Открытием 2009 года в клубе стали стихи Алены Каревой. А в целом клуб «ОтДушиНа» уже выпустил сборник стихов «Ветер перемен» (Коряжма, 2008).

Совсем недавно отметил десятилетие клуб молодых поэтов «Альфа Лиры», успешно работающий в стенах Котласской городской библиотеки (вдохновитель Людмила Сушкова). За это время «альфалировцы» (их до 30 человек) выпустили в Котласе два коллективных сборника: «Стезя» (2005) и «Там, над рекой, по синему мосту» (2009). В них выделяются имена Владислава Сушкова, Константина Исаева (он из Вычегодского), Юлии Агалаковой, Дмитрия Горынцева, Даната Векшина, Дениса Шарабина, Алексея Бабошина, Надежды Болотовой, Марии Вяткиной, Светланы Дворак, Светланы Ожеговой-Фатинии, Павла Попова, Евгения Матуса.

Безусловно, первенствует в творчестве перспективный (примут в писательский союз обязательно) В. Сушков (дитя и Котласа, и Коряжмы), он первый из клубников выпустил собственную книгу стихов «Простые вещи» (Котлас, 2009), между прочим, с переводами с украинского и польского и прозой – литературными размышлениями.

Недавно, в 2007 году, созданы литобъединения «Шиповник» (Шипицыно) и «Приводинский огонёк» (Приводино) – оба при библиотеках поселков района. Они живут вполне насыщенно – их участники часто встречаются, читают друг другу свои стихи и прозу. С изданием книг шипицынцы идут чуть впереди. В 2009 году они выпустили в Шипицынской типографии свой первый коллективный сборник «Родные голоса» – с пробой прозы Клавдии Киселевой, стихами Нины Корельской, Людмилы Некрасовой, Галины Подойницыной, Николая Шабалина и других.

В феврале 2010 года в Котласе вышла новинка – книга «Сердце на ладони» Галины Подойницыной, безусловного лидера «Шиповника»,  лауреата фестиваля К. Пруткова. Почти 250 ее стихотворений вошли в девять тематических разделов, объединенных между собой главным – мощным лиризмом автора, неповторимостью интонаций и чистым родниковым словом.

А приводинцы еще только собрали для типографии (решают финансовые и технические вопросы) свою первую книгу, в ней сильнее других поэтический голос Любови Мазуловой.

Библиотеки действительно не стоят в стороне от текущего литературного процесса и, само собой, от явлений литературного краеведения. Так, в Котласской городской библиотеке давно существует читательский клуб с богатыми традициями, сюда постоянно приглашают местных авторов. В конце февраля 2010 года в библиотеке Котласского Дворца культуры прошло первое занятие нового литературного клуба (хотя прообраз его существовал и ранее – Н. Шкаредный, Д. Кокорина и я выступали в нем на литературных встречах с ветеранами). Подобную работу активно ведут  и коряжемские библиотеки, библиотеки района.

Общение местных литераторов между собой – разнообразное. Чаще всего это – творческие встречи по поводу выхода книг, круглых дат. Зачастую делегациями едут на фестивали в соседние районы.

Трижды, например, котлашане и коряжемцы (с разных лито, но в поездке дружной командой) съездили в красноборскую сторонку на литературный фестиваль «Земля родная» (2006-2009, организатор А. Тутов). И все (до десятка человек) напечатались в итоговых упомянутых сборниках «Земля родная» и «В краю родном», третий сборник в печати.

Начинающие литераторы из Шипицына были приглашены на лит/фестиваль «Солонихинские зори» (Красноборский район, Г. Подойницына победила на нем в конкурсе на лучшее стихотворение о Солонихе) и на Фокинский фестиваль «Счастлив тот, кто счастлив дома, на своей родной земле» (Верхнетоемский район). Котлашане выезжали на фестивали в Великий Устюг и в Поюжье.

Оригинальной заявкой на отражение литературного процесса можно считать «Двинской Летописец» – духовную, литературную, общественную и краеведческую газету от Николая Шептякова. Но она, к моему личному глубокому сожалению, не стала еще рупором литературной жизни (публикация произведений, аналитика, новости), и объединяющим началом для литераторов округи (как и задумывалась). По простой причине – все шесть номеров вышли на спонсорские деньги и с большими перерывами (последний номер – 6 августа 2009 года ), неизвестно, когда и на что выйдет седьмой.

Следует отметить молодежную газету «Котлас-точка», стабильно печатающую стихи пробующих себя в поэзии юных котлашан (Анжела Жигновская и другие). В педучилище выходит издание «Радуга» – каждый ее номер непременно со стихами начинающих авторов. И в большинстве школьных газет (они теперь всюду) появляются подборки тянущихся к поэзии юных земляков. И это вместе взятое – первая возможность напечатать поэтические откровения, присущие молодежи, первое явление читателю. И может статься – из этих родников забьют мощные и чистые струи подлинного таланта.

Существуют в Котласском крае даже литературные музеи. В Лимендском Доме культуры такой – дань памяти землячке Эмилии Бояршиновой. Именно в последние годы к нам, широкой читательской аудитории, пришло ее замечательное поэтическое наследие – сборники «Застенчивая родина» (1998) и «Очарованная страна» (2004), изданные в Котласе благодаря стараниям сестры, Г. Бояршиновой.

В Коряжме экспозиции посвящены Борису Рябову. Он был в числе ведущих прозаиков земли северной. Как прекрасны его повести «Ранние заморозки», «Деревенька» и «Счастливая жатва», «Дорога на Ильинскую» (за эту он получил Абрамовскую премию), принесшие ему известность на Русском Севере и даже в Москве (их печатали ведущее издательство «Современник», журнал «Север») В Котласе вышла «Утренняя повесть» (2006).

Содержание работы этих центров духовности – больше краеведческое, но и в текущем литературном процессе они играют большую роль, здесь проходят многочисленные вечера, встречи – участники их узнают новости о книжных новинках, местных авторах.

Особинкой стоит – музей Козьмы Пруткова в Сольвычегодске, здесь создана и литературная усадьба его имени. И долго можно говорить об интересной  работе, проводимой здесь.   

К слову, примечателен в последние годы процесс переливания поэзии прошлых лет  в наше время (из предыдущего века в наш 21-й). Весом вклад в литературное краеведение Людмилы Мусоновой – ее великолепной антологией котласской поэзии «Ветер жизни» (Котлас, 2006). Людмила Николаевна, проведя изыскания, многих наших литературных предшественников включила в современный литературный процесс, отобрав их некоторые произведения.

Напечатали в «Ветре жизни» свои стихи и другие местные авторы, еще пока не упомянутые мною: Сергей Абакумов, Ольга Белых, Ольга Биричева, Иван Журавский, Владимир Корюкаев (у него в Архангельске в 1997 году вышла добротная книга стихотворений и басен «Вавилон», сейчас Владимир Петрович вологжанин, автор нескольких книг, член Союза писателей РФ), Людмила Леда, Ольга Корзникова. Валентин Котов вернулся к нам – стихами посмертной книги «Берега» (Архангельск, 2008) с предисловием секретаря союза писателей России И. Яшиной.

Воистину, рукописи не горят: десятки лет писал «в стол» Василий Шубин (Вычегодский), уже ушедший из жизни, но сберегла тексты жена Тамара Михайловна, а краеведы из «Северного трехречья» помогли их издать. Самобытный автор ярко и возвышенно ворвался в наш новый мир книгой «Как песню, жизнь мою поймут…» (Котлас, 2008) – с любовной и природной лирикой, различными жанрами.

Уместно, думаю, хотя бы назвать, и писателей чисто краеведческой тематики: Вера Мелентьева (пишет очерки и книги на православную тему), Александр Хрусталев (сдал в типографию прекрасную фотокнигу о Комарице), Александр Шутихин (брошюры и очерки о берестяном промысле), Дина Кокорина (член Вологодского союза писателей-краеведов, автор многих книг о Лименде и Пинежье, повести о детях войны),  Виталий Михин (кстати, он готовит к печати и  стихотворную книгу), а из ранее упомянутых имен наиболее активны в этом Н. Шкаредный, Н. Шептяков, Г. Сергеева.

Проблемы бы выделил такие: издательские, разобщенности и замкнутости, оценки мастерства, литературного наследства.

Возможности публикации есть – периодически выходят тематические подборки в газетах «Двинская правда», «Вечерний Котлас», «Двинской Летописец», «Трудовая Коряжма», коллективные сборники (их большинство назвал, авторские книги – их уже в основной массе перечислил.

А вот системы поддержки издания книг местных авторов не существует пока. Кто как сможет – спасай себя сам, примерно такая ситуация. Книги издаются на личные деньги и на средства спонсоров. Найти благотворителя – это у кого как получается, у каждого автора свои проблемы. Помогают и администрации, и предприниматели, и крупные предприятия – их попросят, они и дают, если могут.

Очень трудно вести речь о каком-то едином фонде поддержки, но обсуждать этот вопрос, думается, можно и нужно – о возможностях и методах его формирования, вообще, о способах финансовой поддержки дарований местного сообщества. Мне представляется это делом общим, а не индивидуально каждого.

Если посмотреть основательно-критично, увидим и многие издательские огрехи: многие изданные книги не соответствуют нормам библиотечной классификации (отсутствуют УДК и ББК, иные шифры), неправильно оформлены титульные листы и выходные данные. Грех в этом и на местной типографии, но именно автор книги должен проследить все это, проконсультироваться у специалистов.

Если лично-общественное творческое общение литераторов, конечно, наличествует, выстроились некие стихийные, от жизни, формы, то в едином организационном плане – есть большая проблема. Может быть, и не стоит огород городить? Однако, мне кажется, не совсем верно отгородиться от этого вопроса. Сейчас создано множество общественных движений и организаций. Объединяются, как правило, по интересам. Почему бы и пишущим не объединиться?

В самых простых, но эффективных формах. Ассоциация литераторов Котласского края? Ассоциация котласской литературной общественности? Совет местных авторов? Можно созвать писателей и поэтов округи на  съезд, не страшно это громкое слово, означающее просто собраться в одном месте. Или провести некий лит/семинар, мастер-класс – с приглашением известных литераторов. Да просто пообщаться на «круглом столе»  – уверен, есть сообща о чем поговорить. И вполне может появиться инициативная группа по объединению, или сразу решится вопрос создания некой Ассоциации – с простейшим выборным органом, он и станет координировать работу.

Мне кажется, у нас есть и лидеры для этого – взять того же опытного организатора Николая Шкаредного. Вообще, если бы Коряжма, в лице и его, и библиотеки, и отдела культуры мэрии,  проявила такое гостеприимство – принесла бы пользу такая инициатива! Может, выплыла бы постепенно идея и общего издательского проекта – книжно-газетно-журнального (в идеале бы – всем МО, общественности и меценатам скооперироваться на местный литературный журнал или альманах типа «Трехречье литературное»)    Возможен  летний литературный пленер или широкий фестиваль – с целью привлечения интереса к местным авторам.

Традиционные писательские семинары (в нашей области наслышан о таких регулярных собраниях в Каргополе) предполагают разборы произведений, общение чисто по технологии  мастерства. Но туда приглашают, скажем так, элиту. У нас, при наличии большого числа авторов, но в силу их разобщенности, такой возможности нет. И это лишний аргумент для объединения.

Не развита в нашем котласском пишущем сообществе – критика, литературная, само собой. Текущего публичного глубокого рецензирования мало. Многие ли пишущие могут похвастаться, что читали о себе и своем творчестве – творческий портрет ли, хорошую рецензию ли? Конечно, нет критика – и нет проблемы. И правда, пока котласская земля не родила своего Зоила.

Профессионально и регулярно оценивает товарищей по перу и слову лишь Н. Шкаредный, публикуя в СМИ добротные рецензии. Из других печатных критических вещей могу назвать лишь свои предисловия и послесловия к книгам В. Ноговицина, В. Шубина, Г. Подойницыной, Н. Быкова, редкие рецензии на произведения В. Плотникова и В. Ноговицына, внутренние рецензии творчества В. Чиркина. Так же поступает Л. Мусонова. Но это наши скромные попытки, задача просто ввести читателя в мир предлагаемой книги.

Симптоматично, пошел спонтанный молодежный анализ! Недавно довелось написать отзыв на методическое пособие, подготовленное к печати студентами педколледжа – в нем десятки интересных работ, посвященных прозаикам и поэтам Котласского края. На шестые малые Стефановские чтения (пройдут в Котласе 25 февраля) заявились с анализом творчества В. Плотникова и темы отражения Котласа в поэзии учащиеся педколледжа Елена Бачурина (она даже попробовала перевести стихи Виталия Ивановича на английский язык) и Дарья Джус. Учащаяся школы № 18 Анна Балуева обратилась к творчеству П. Ефимовского. О Г. Подойницыной подготовила работу шипицынская школьница. Все правильно: много авторов, их книг – и появляется интерес, желание вникнуть, оценить.

Оценивать результаты труда пишущих, конечно, надо. И продвигать авторов, рассказывать об их как личностях, глубоко анализировать творчество маститых и начинающих земляков – в ретроспективе и нарастании. Задача эта пока проблематичная. Посильного объяснительного вклада библиотекарей на встречах с читателями уже мало, а настоящая литературная критика – вещь особенно серьезная, она должна вызреть.

Еще, на мой взгляд, «провисший» вопрос – отсутствие  системы региональных литературных конкурсов и поощрений за творчество. Мы знаем давнишний уже литературный конкурс в рамках сольвычегодского фестиваля Козьмы Пруткова. Год от года растет его авторитет, постепенно создаваемый Владимиром Титовым. В жюри приглашены из Архангельска Валерий Чубар и Елена Кузьмина. Все больше представляется работ в самых разных жанрах. Победители получают дипломы.

Но этого, полагаю, мало уже. Много лет подряд на мероприятиях и в печати неустанно повторяю (пока никто не слышит) – нужна нам местная  премия имени Эмилии Бояршиновой! Прекрасная поэтесса, уроженка наших мест, пусть и уехала на Урал, но прославила Котлас, особенно Лименду, неподражаемого воспела малую родину. И почему бы не учредить премию (может быть, интегрировано, всеми муниципалитетами) ее имени – за поэтические откровения и достижения?

А в прозе так и просится премия имени Бориса Рябова, пронзительного прозаика, жившего в Коряжме – на котласской земле. А разве помешают целевые премии литературного толка от отделов культуры или трех администраций МО (пока такая практикуется, если не ошибаюсь, только в Коряжме)? Номинаций может быть множество – за дебют, за лучшую книгу в том или ином жанре, тематические.

Эти предложения надо обсуждать, находить пути учреждения и   нарабатывать положения о премиях. Уверен, рано или поздно эти предлагаемые мною решения состоятся. Это важно во всех аспектах. Нужна преемственность  имен, связка поколений котласских литераторов. И важно не затмить, не забыть славные имена Бояршиновой и Рябова. И премии эти могут статься очень престижными для нашей пишущей братии. К слову сказать, нужны премии и за очерковые документальные и краеведческие издания – это тоже литература, причем, не менее важная, чем художественная.

Широкий взгляд на наш здешний лит/процесс показал еще одну негативную особенность его. Никто из маститых не удосуживается приехать к нам с чисто литературными целями – собрать людей, поговорить, рассказать, что происходит по стране, в области. Разумеется, ни у кого и нет такой обязанности. Но областная писательская организация (в ней десятки членов Союза писателей России) могла бы общаться теснее с котласскими литераторами! А то мы здесь на отшибе.

Точнее, географически посмотреть, мы внизу, на «дне» карты области, а они все там – наверху, в свободном увлеченном плавании, и что тут, в недрах глубин Архангелогородчины, происходит – им дела нет, ограничиваются индивидуальными контактами, поездками по гостям, но никак не проявили себя творческой заинтересованностью – что же у котлашан, не надо ли чем помочь? Не потому ли так редки публикации наших авторов даже в «Двине», журнале, претендующем на главный литературный печатный орган в области?

Помнится, приезжал Владимир Личутин, да – собирался народ, но это больше смахивало на предвыборную массовку, а не на разговор литератора с литераторами о литературе. Наша уважаемая Инэль Яшина – и она в этом не проявила себя.  Почему бы областной писательской организации не провести в Котласе/Коряжме выездное заседание?

Наконец, пример небрежения местных властей и работников культуры к литературному наследию. В ноябре 2009 года по просьбе группы местных литераторов (и с одобрения первых лиц муниципалитета) передал в администрацию МО «Котлас» письменные предложения по комиссии после смерти М. Пузырева. А воз и ныне там, до сих пор официальное распоряжение о создании комиссии не издано. А ведь люди такого масштаба, как Пузырев, требуют внимания не только общественников.

Какие выводы напрашиваются?

Вдали от столиц, от большого мира литературы – текут себе провинциальные (в смысле отдаленности) литературные реки, речки и ручейки, бьют роднички. Народные таланты-словесники Котласского края (а назвал почти сто человек!) находят выход своему многоголосому творчеству, создают коллективные формы общения,  активно печатаются, выпускают достойные книги. И эта, условно говоря, низовая литература – не создание графоманов, а полноценная на общероссийском литературном поле.

Налицо многообразие литературной жизни котласского края. Очень  большая обойма имен – безусловно талантливых, рядом с ними и начинающие. Набирает силу молодежная поэзия. Даже небольшие поселки обзавелись лито.

Котласским литераторам подвластны все жанры – романы, повести, рассказы, миниатюры, сказки, поэмы, басни, сонеты, они пишут белым стихом. Анализ обнаружил устойчивую тенденцию: стихи котласских авторов (Н. Шкаредного, В. Некрасова, В. Плотникова, Г. Сергеевой, А. Яишницына, В. Шубина и других) всё охотнее кладут на музыку. А это в первую очередь признание мастерства – плохую поэзию не станут петь.

Достаточно форм общения: фестивали, лит/объединения, литературные группы при СМИ и библиотеках, поездки по приглашениям на различные фестивали. Выпускается много книг, регулярно печатаются подборки в газетах.

Всплеск активности котласских литераторов пришелся как раз на самый перевал веков. Из кулуарной местная литература стала публичной, нашла настоящий выход к читателям. Сказалась гласность, отпали запреты. До этого лишь единицы попадали в планы издательств, а тут вдруг шлюзы открылись, появились послабления, «самиздат» перестал быть преследуемым и местная типография стала свободно печатать своих, живущих на территории, авторов. Похоже на бум, как прорвало.

Этот  революционный сдвиг в конце девяностых окончательно закрепился в начале нового века, знаменуя свободу творчества на деле. Большая личностная свобода творческих людей нашла выход для самореализации, думаю, и реально стимулирует активность авторов – они знают, что попадают в орбиту читательского внимания. Кстати, это и тема дальнейшего исследования: как, кто и кого – читают из нас.

Цель исследования – высветить картину, выявить тенденции литературного процесса на котласской земле, дать некоторые оценки, увидеть проблемы, дать предложения – достигнута. И это открывает пути для нового анализа (чисто в творческом аспекте –  по содержанию, мастерству), общественных действий по консолидации  литературных сил Котласского края.     

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>