КОТЛАС С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН

ХРУСТАЛЕВ А.Н.

    Редко кто не задумывается о том, почему его отчий дом имеет такое, а не иное название, что оно значит?

Наука, занимающаяся изучением географических названий, называется топонимикой: от греческих слов topos – «место» и onyma – «имя».

Каждое географическое название является неотъемлемой частью нашего языка и в тоже время каждое название глубоко исторично. Об истории каждого поселка, села, деревни, города можно написать целую книгу, и это не может быть не интересно, ведь это – Наша жизнь, история – Нашей Родины, Отчизны.

Подробное описание всей жизнедеятельности Котласа не входит в задачу этой статьи, это лишь только небольшое прикосновение к истории селения. Конечно, по географическим названиям нельзя представить целостную картину прошлого, которое в названиях отражается в виде отдельных фрагментов. Однако, учитывая их, все это существенно дополняет знания о минувших событиях.

Исследование происхождения топонимов, особенно древних, – дело чрезвычайно трудное. Истину удается установить далеко не всегда. Но сущность самой топонимики такова, что она предполагает спорность ряда толкований и наличие всевозможных гипотез. Исторически жизненный путь населенных пунктов сложен и иные за свою жизнь, в силу тех или иных обстоятельств, меняют свои названия. Изменение же в названии даже одной буквы, зачастую, совершенно меняет его значение и, порой, понять этимологию совершенно невозможно. Зачастую, довольно сложно определить истинное ли «имя» селения или оно было получено гораздо позже своего «рождения», а вновь обретенные названия не всегда отражают истинное историческое начало. Теперь уже не счесть, сколько поселений кануло в неизвестность. С каждым годом деревень, становится все меньше и меньше. В памяти же остаются только названия населенных пунктов, каждое из которых глубоко исторично, а поэтому должно жить.

Человек, не знающий своей истории, своего прошлого, не может иметь полноценного будущего – с этой аксиомой не поспоришь. К счастью, прошли те времена, когда русские люди отрекались от прошлого. Настало время собирать камни. Вообще, согласно историческим законам, возраст населённого пункта исчисляется не с момента, когда ему присвоили какой-либо статус, а с того, когда он был основан, либо впервые упомянут в исторических источниках.

Не так уж много мест в России, где слились воедино неповторимое очарование двинских просторов, богатое событиями прошлое и талант мастеров, воплощенный в уникальных памятниках искусства. Таков Котласский край. Много веков тому назад здесь обрело силу и расцвет русское государство, здесь складывалась и развивалась национальная культура, зарождались ремесла, которые принесли Котласской земле всемирную известность.

Расположенный на высоком правом двинском берегу, Котлас оказался на пересечении важных торговых путей: вниз по Северной Двине и вверх по Вычегде проплывали суда с товарами. Котлас постепенно превратился в крупный центр торговли и ремесел. Котласская земля знаменита не только памятниками старины. Леса и ягодные кустарники растут здесь по берегам больших и малых рек. Лес – это не только растительное сырье, это звери и птицы, это грибы и ягоды, лесные полянки и ручейки. Лес – это любимое место отдыха всех котлашан. Шедевры древнерусской архитектуры Котласского района и современные  производства, уникальное историческое наследие и богатый научный и производственный потенциал – все это Котласская земля.

«…Лета 6887 (1379 г.) иеромонах Стефан по прозванию Храп благословением епискупа Герасима идее в землю Пермскую на Вычегду на проповедь слова Божия среди нечестивые племени пермян. Того лета начал Стефан у пермян на Пыросе и на Виляде и крести их святей вере…»1

Впервые топоним Пырос (Пырас) появился в Вычегодско-Вымской летописи, ведение которой началось спустя 200 лет, в конце XVI столетия (1586-1588). Летопись начал вести основатель Усть-Вымской Архангельской пустыни Мисаил. После его смерти она была продолжена священником Благовещенской церкви Евтихием. По их именам летопись получила свое второе название – Мисаило-Евтихиевская.

Изложение событий доведено летописцами до 1619 года: в этом году вологодский архиепископ Макарий запретил вести летописи «малым попам», т.е. священнослужителям низких рангов. Летописание стало привилегией только Вологды, как центра епархии.

Авторам, чтобы описать события, происходившие задолго до их жизни, нужно было пользоваться какими-то документами. Некоторые из них создатели летописи назвали сами: это «жития» пермских епископов, Стефана и других, различные великокняжеские и царские грамоты.

Как видно из летописи Котлас, как населенный пункт, не упоминается, а уточняется: «…на Пыросе и на Виляде…» Э.А. Савельева и К.С. Королев в монографии «По следам легендарной Чуди» пишут: «… в конце XIV столетия какая-то часть коми населения еще проживала в районе современного г. Котласа, иначе говоря, нижняя Вычегда была до устья населена предками коми…»2

На языке разных народностей (шорцы, кеты, самодийцы, коми и др.) топоним Пырас переводится как, «желтая река», «вход», «отмели». Известно, что в древности Вычегда называлась Эжва. На языке коми это означает «желтая вода». Очевидно, что «Пырас» означает название местности около впадения Вычегды в Северную Двину.

Действительно, вода от наносов в реке всегда мутная, похожая по цвету на «чай с молоком». Вычегда со своим песчаным дном и бурными водами в течение многих веков образовывала отмели и песчаные пляжи. До сих пор жители Коми употребляют слово «пыраси» как отмели. И то, что Стефан Пермский начал свою миссионерскую деятельность именно «на Пыросе и на Виляде», а не с «Пыроса и Виляди», говорит о том, что они не были конкретными населенными пунктами и всего лишь объединяли множество поселений.

Пырас – потерялся во времени, а Виледь сохранила свое значение до настоящего времени как «куст», объединяющий большую территорию. Утверждение, что Пырас как населенный пункт упоминается в документах  XIV века, полная дезинформация. В летописи, найденной в Константинопольской епархии, упоминается, что в Куликовской битве (1380) участвовали новокрещенные пермяне. По всей видимости, именно епископ Стефан благословил пыросского князя Аликея собрать «600 воев» и помочь Дмитрию Донскому спасти нарождающуюся Россию. Возможно именно князя Аликея народные предания превратили в Перу-богатыря, известного сказочного персонажа коми-зырян, отправившегося «на лыжах» помогать русскому народу в битве против степняков.

Упоминание пыросского князя в летописи подтверждает тот факт, что древнерусские князья величались не по конкретному населенному пункту (Вилегодские, Вымские, Двинские, Югорские, Пелынские князья).3 Окончание «-ас» характерно для коми языка. Оно встречается как в названии населенных пунктов, так и в названии рек: Туглас, Тырас, Кырвас, Сейвас, Сенгас, Шельмас, Кондас, Котлас и др.

Отождествление Котласа и Пыраса не вполне корректно и утверждение некоторых историков о том, в какое время Пырас превратился в Котлас не вполне убедительно. Пырас никогда не перерождался в Котлас. Напротив, в отличие от Пыраса он сохранил свое первоначальное название с зырянскими корнями с древних времен.

Первое упоминание названия «Котлас» относится к первой четверти XVII века в связи с попыткой братьев Андрея и Петра Семеновичей именитого рода Строгановых купить данное селение в личное пользование. Для этой цели ими была подписана «Уговорная память», которую составил кабальный человек Петра Строганова Жданко Соломат. Точной датировки данный документ не имеет, но, судя по всему, относится к 1617-1625 годам.

Во второй четверти того же века в немецком Дрездене появился полутораметровый глобус, и Котлас на нем уже есть. В третьей четверти того же века француз Гийом Сансон тоже нанёс Котлас на свою французскую карту. А вот в самой Московии никаких карт с Котласом нет, обошлись строчкой в летописи насчет Строгановых, «намеревавшихся купить» уже готовый Котлас, примерно как «сапоги в лавке».

Складывается такое ощущение, что строчка в летописи появилась задним числом из-за французской карты и немецкого глобуса – дескать, мы первые узнали, что у нас есть Котлас. В отношении Котлас или Кодлас, то здесь предельно ясно, так как существовали оба населенных пункта, согласно карте Генерального штаба 1792 года Котлас находился на берегу Северной Двины, а Кодлас-Выставка, Кодлас-Перевоз на берегу Нимянды (Лименды).

В писцовых книгах Устюжского уезда за 1623-1626 годы имеется запись: «…Логинко Кипреянов Низовецъ (Вондокурский стан дер. Котлас…»4 На карте Руссии, составленной на основе чертежа 1600-1605 годов царевича Федора Борисовича Годунова в 1611-1613  годах Гесселем Герритсеном, у места слияния Вычегды и Северной Двины отмечен погост Стефана Архидиакона. Это говорит о том, что крупное поселение Котлас с погостом существовали и в XVI веке.

На более поздних картах, датируемых 1634 годом, Генрих Хондиус отмечает Котлас с буквой «т». На карте 1660 года, изданной в Амстердаме, Николас Висхер (Пискатор) вновь отмечает погост Стефана Архидиакона, а на картах 1670 и 1692 гг. вновь отмечен Котлас.

Будучи мелким населенным пунктом, он вряд ли удостоился находиться на картах того времени. В «Чертежной книге Сибири», составленной тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 году, по правому берегу Вычегды отмечен населенный пункт Ус Пыра, что и послужило поводом некоторым историкам быстро переименовать его в Пырас. Ни Котласа, ни погоста Стефана Архидиакона на данной карте просто не отмечено.

Во-первых, карта С.У. Ремезова очень схематична и изобилует множеством географических неточностей. Во-вторых, она составлена на основании записей и воспоминаний и это дает повод усомнится в ее достоверности. В Московской Руси «чертежи» новых русских владений, основанные на «скасках» – рассказах и показаниях заходивших дальше других местных людей – крестьян, промышленников, охотников, служилых людей, заносились писцами в воеводских канцеляриях; здесь определялись грубо направления, давались расстояния в верстах до городов, указывались пути сообщений, давались маршруты, положение и характер островов и т. д.

Для получения таких сведений отправлялись особые люди, разведочные экспедиции. Постепенно исправлялись данные, ранее полученные.5  Название «Пыраса», не в качестве населенного пункта можно встретить в «Таможенных книгах Московского государства XVII века». 1650 (7159) г. сентября 1-1651 (7159) г. августа 31 – Таможенная книга г. Устюга Великого и Устюжского уезда сбора головы Луки Васильева Гундорова с товарищи зарегистрировано, что «…Того же дни (28 октября 1650 г.) Галанские земли Якова Яковлева племянник Яков Болтвин пришел от Архангельского города в Устюжский уезд в Усть-Курью на дощанике6 …Да с реки ис Пырас в становье же павозился двема павосками7, ярыжных8 на дощанике было 30 человек да носник9 и кормщик10… Платил с судна посаженной пошлины по 5-ти алтын по 2 денги с сажени, побережною 13 алтын 2 денги… И всего платежу в сей статье 7рублей 5 алтын 5 денге.»11

Ярыжники нанимались для перегрузки товаров с дощаника на павоски для быстрейшего преодоления мелей. Из данного документа видно, что платили в два с половиной раза больше если приходилось перетаскивать павоски с помощью лямок по берегу.

 Дощаник

 

 

«…28 октября 1650 г. Гостя Василья Шорина прикащик Павел Иванов да Амбросим Савельев пришли от Архангельского города на дощанике да на каюке12 с товарными кладьми, стали в заморозе в Устюжском уезде в Усть-Курье, ярыжных и с поварами 50 человек да носники и кормщики. Да с тех же судов в Пырасех павозилися с товарною кладью в становье двемя павосками теми же судовыми ярышками…»13 «Того же дни (20 августа 1651 г.) вологжанин Максим Иванов-Смола плыл с Вологды к Архангельскому городу в лодейке …Да теми же людьми с судов на Двине павозился у Пайкинской мели павоском…»14  Пайкино – населенный пункт на Двине при впадении реки Стрига.

 

 

 

 Павозок

«Августа в 23 день (1651 г.) вологжанин Евтихей Пантелеев плыл с Вологды в лотке с чесноком и с луком… Да он же павозился на Опоке павоском… Да он же с Устюга взял на Двину до Пырас павозок, работных людей на павозок 9 человек…»15 «Того же дни (24 августа 1651 года) с Вологды дьякон Галахтион Иванов плыл сверху к Архангельскому городу на дощанике да в ладейке. Да он же на Опоке павозился павоском, наймовал для павоски 10 человек, да с Устюга на Двину взял для мелей до Пырас павозок …»16

1652 (7160) г. сентября 1 – 1653 (7162) г. августа 15 – Таможенная книга г. Устюга Великого сбора разных таможенных пошлин с гостя Кирилла Босого и с торговых людей гостиной сотни, проживающих в г. Устюге Великом записано: «…Октября в 13 день (1652 г.) Василей Босово пришел от города Архангельского на дощанике. Да он же павозился на Двине в Пырасех павоском…»17 «…Того же дни (10 октября 1652 г.) Галанские земли Дывыд Микулаев шел от города Архангельского к Вологде на дощанике…Да он же павозился на Двине в Пырасах и у Быковской мели двемя павосками …»18 «Того же дни (11 октября 1652 г.) Галанские земли Андрея Деладалова человек ево иноземец Иван Захарьев сам-друг пришли от города Архангельского на дощанике…Да он же павозился на Двине двемя павосками в Пырасех…»19

    В таможенных книгах 1635-1649 гг. Пыраси не упоминаются. С 1653 по 1675 гг. тоже не встречаются. В 1675 году в Амстердаме вышла в свет книга «Исторический рассказ, или описание путешествия, совершенного в свите господина Кунраада фан Кленка, чрезвычайного посла Высокомощных господ Генеральных Штатов и его высочества господина принца Оранского к Его Величеству царю Московии» с обстоятельным описанием означенного государства, его обитателей, нравов, обычаев, законов, богослужебных обрядов и многих замечательных происшествий, встречавшихся на пути в 1675 году.
Автор книги Бальтазар Койэтт – богатый нидерландский купец из дворян – красочно описал путь от Архангельска до Вологды по рекам Северной Двине и Сухоне. На составленной им карте отмечен погост Стефана Архидиакона. «...Когда мы проехали мимо Комарицы и Туровецкой 11 октября 1675 года, здесь нам подул сносный ветер, который помог нам через большую часть мелей у Пыраса, некоего места, лежащего верстах 30 или 40, т.е. 7 миль от Устюга. Вечером пришли мы к селу Стефана Архидиакона Вондокурскому, где мы дождались трех или четырех наших лодок,  которые отстали. Мы, тем временем,  зажгли на горе большие костры, отчасти –  чтобы согреться, отчасти – для маяков  отставшим лодкам. Кухонная лодка пришла не раньше, чем вечером в 10 часов: таким образом,  мы пообедали, вместо полудня, в полночь. Далее описывается, что «...12 октября пришли к разным деревням, лежавшим по обе стороны пути. По левую сторону лежало очень большое село Вотложемское-Пречистенское, где мы простояли весь день и следующую ночь. Дело было в том, что смотритель лодки с лошадьми пришел утром к его превосходительству и сообщил, что лодка с лошадьми засела на Пырасе, где глубина воды была не более 4 пяденей...»
   Из этого можно сделать вывод: что Пырас (Пыраси) – это отмели, нередко продолжительные до нескольких верст и не связанные с конкретным населенным пунктом. Если Опоки, Пайкинские мели или Быковские были незначительные, то они связывались названием с близлежащим населенным пунктом. «На Пырасех были», «с Пырас пришел», «до Пырас дошел», «на Двине в Пырасах». Примечательно то, что Пыраси упоминаются только в осенний промежуток времени с августа по октябрь, и причем не каждый год и только в районе бассейна Северной Двины. Это лишний раз подтверждает, что Пырас не населенный пункт. В таможенных книгах XVII века по Сольвычегодскому уезду и Соли Вычегодской Пырас тоже не встречается.

В книге 1625 г., январь сбора церковной дани, десятины и пошлин с монастырей и церквей на Устюге и Устюжском уезде: «…С Лименды никольский поп дани платит за все пошлины оброком 10 алтын 2 денги…С Котласа никольский поп дани плати 20 белок, объезду 3 алтына 2 денги, за корм десятилнику 5 белок, людям 2 белки, пошлин десятилнику алтын, писчая белка, за корм алтын; и всего 20 алтын 2 денги…»20

1662 г, в мае. Роспись Троицкаго Гледенскаго монастыря вотчинным путям до 7170 (1662) года, с приписью к ним частью на старых частью на новыя вотчины до 7186 (1678) года включительно. «…Деревня Чернцово, а Петрушинская тож, на Котласе. Закладная на четверть деревни Чернцова, а Петрушинская тож; а заложил ту четь к Троице в казну Феодосий Емельянов Макаров; а заложена во 158 (1650) году, марта в 19 день. Да от него ж шли две крепости старых, по чему он владел, 179 (1671) года, января в 11 день, на четверть деревни Петрушинские с собору продана на Котлас к церкви, и с собору казначей старей Макарий прежднюю закладную, по чему владели, отдал им старостам с новою закладною…»21

1671 г. Список с закладной на четверть деревни Чернцовой, выданной Троицким Гледенским монастырем старостам и прихожанам св. Николы с Кодласа, в обезпечение 110 рублей, взятых взаймы из никольской казны. «…вся братия того Троицкого монастыря, заняли асми Николы Чудотворца и Стефана архидиакона с Кодласа у церковного старосты у Емельяна Иванова сына Большедворских \… заложили и подписали к Николе чудотворцу м к Стефану архидьякону в казну в Вондокурском стану свою четверть деревни Чернцова, а Петрушинская тож, с двором и с подворною землею.22  Интересен тот факт, что деревня называлась Петрушинская, а не Петрухинская, как она интерпретируется в настоящее время.

В книгах Устюга Великого пошлинам, взятым в архиерейскую казну с челобитен, с судных и духовных дел, с новоставленных, перехожих и почеревных памятей за 1681 год, с 24 февраля отмечено: «…Июля в 27 день дана новоставленная Ивану Стефанову: быть ему во дьячках на Котласе у церкви Стефана архидиакона…» 23

…и всякое церковное строение, книги и колокола, строить со всяким радением неоплошно, и в деревнях над половниками24 смотреть…»

1686, в августе Список с наказной памяти церковному старосте Николаевской Кодласской церкви. «Лета 7194 (1686), августа в … день, по указу преосвященного Александра архиепископа Великоустюжского и Тотемского, память Устюжского уезду, Вондокурской волости, кодласскому николаевскому церковному  старосте Сенке Иванову сыну Сабурову, в нынешнем во 194 (1686) году указал преосвященный архиепископ того Кодласского приходу приходцким людем ко 195 (1687) году в церковные старосты выбрать вновь иного старосту человека добраго и Бога боящегося, чтоб кому мочно верить, и учинить о том выбор за руками… К сей памяти духовных дел игумен Макарий печать свою приложил.»25

1696. 14 октября. Договорная память в трапезники Василия Евдокимова сына Болтинских в Николаевской церкви Кодласской волости. «Се аз Василей Евдокимов сын Болтинских дал есмь на себя сию договорную память кодласскому николаевскому церковному старосте Ивану Иванову Вебернову…того же приходу и всем крестьяном в том: нынешнем двести пятого году (1697) октября в 17 день, приговорили они, староста и крестьяне, меня Василия в церквам Божиим к Пресвятей Богородицы Владимирской и к Николаю Чюдотворцу в трапезники на два годы… Договорную память писал, по их трапезника и поручников велению, Федоско Иванов Пуляев лета 7205 (1697) году, октября в 17 день..26 В данном документе упоминается Кодласская волость, что в очередной раз доказывает о том, что Котлас был значительным населенным пунктом в конце XVII века.

В книге «Путешествие по Северу России в 1791 году» отставной секунд-майор Петр Иванович Челищев описывает Котлас и село Вондокурское. «…В осьми от станции Ускорья и погоста Падозера верстах, в левой стороне погост Котлас; в нем двухэтажная каменная церковь; в верху престол Николаю Чудотворцу, в низу священномученику архидиакону Стефану. 20 числа в субботу. (20 сентября 1791 г.)  В день торжества рождению его высочества Павла Петровича. Проехавши от погоста Котлас две версты, в седьмом по полуночи часу для ослушания литургии и молебна пристали к стоящему в правой стороне над небольшим Двинским проливом, Вонокуркою рекою называемым, Вонокурской волости погосту; в нем две церкви: одна каменная, другая деревянная; каменная во имя Живоначальной Троицы, деревянная – Успению Пресвятыя Богородицы.»27

Стефан Пермский начал свою миссионерскую деятельность, как гласит летопись, «на Пыросе» не «с» Пыроса, как населенного пункта а «на» Пыросе. В.О. Ключевский в книге «Древнерусские жития святых как исторический источник» пишет: «…Некоторые из упущенных подробностей (которых нет в «житии» записаны в летописях, например о поездке Стефана в Новгород в 1386 году «…6894 (1386 г.) Приезжал в Великий Новгород, в великое говенье, Стефан владыка Пермский, из Великой Перми, что крещал Пермич…»28

В 1390 году Стефан направляется в Москву для участия в Соборе против епископа Тверского Евфимия Вислена, обвиняемого в несоблюдении церковного устава. «…В лето 6898 (1390 г.) Позва князь великий Михайло на Тверь Киприана митрополита; прииха в Тверь по Петров дни, а с ним два митрополита еже си приидома из Цараграда, Матфей Андрей новопольский и Никандр Ганскый и Митрофан, владыка Смоленский и Стефан, владыка Перменьскый…»29 Другие уцелели в предании: таково известие, что проповедь свою Стефан начал с зырянского села Котласа, при слиянии Вычегды с Двиной.30

В те далекие времена Котлас уже был крупным поселением и объединял вокруг себя множество деревень. То, что именно здесь Стефан Пермский установил первую православную часовню в честь Николая Чудотворца, которая в последующем переросла в деревянную церковь в честь Стефана Архидиакона с приделом во имя Николая Чудотворца, говорит о том, что Стефан Пермский не стал бы устанавливать часовню и проводить обряд крещения в малолюдном месте. «…Из устных преданий должно полагать, что здесь начало церкви положено Святым Стефаном Епископом Пермским, просветителем Святой верою сего места…»31 Так из века в век пишется в церковных ведомостях Котласской Стефановской церкви.

Днем города Котласа, днем  празднования  основания города Котласа, считать с 1917 года – второе воскресенье июня. Летоисчисление производить с 1379 года, с момента основания на территории современного города первого поселения зырян – обращенных в православную веру Стефаном Пермским, «…просветителем Святой верою сего места…»
    Создание позитивного образа (бренда) города – один из путей для достижения поставленной цели. Бренд территории – это не прихоть и не новомодный атрибут. В условиях информационного общества и всепроникающей глобализации это настоятельная жизненная необходимость. Эффективный территориальный бренд является одним из определяющих факторов восприятия городов и регионов, формирования вокруг них дружественной общественной среды и лояльности со стороны различных целевых аудиторий.
Бренд территории – емкий образ территории, выделяющий ее в ряду других и определяющий ее восприятие, положительно влияющий на ее репутацию и служащий своеобразной гарантией ожидаемого качества взаимодействия с ней. Это те ценности и символы, с которыми территория ассоциируется в глазах потребителей. Бренд оказывает сильное влияние на общественные ценности. Успешный образ и позитивная идея моделируют сознание живущих в городе людей, наполняют их жизнь смыслом.
Заявленный и принимаемый образ города может изменить, уточнить или утвердить ценности людей и привлечь новых жителей, которые разделяют провозглашенные ценности и характеристики города. Он предоставляет человеку возможность отождествлять себя с местным сообществом, приносит ощущение сопричастности по отношению к событиям, происходящим на территории проживания.
В отличие от городов, которые вынуждены заниматься созданием бренда, Котлас на протяжении своего существования всегда имел свое собственное лицо на символической карте России. Котлас может использовать свое выгодное осевое положение на маршруте, находясь между Сольвычегодском – Великим Устюгом, городами с многовековой историей. Эти города используют историко-символические ресурсы, связанные с их «русскостью», которые удачно совмещаются с туристической инфраструктурой, акцентирующей внимание горожан и туристов на древность города.
Котлас существенно отличается от соседей, он не соответствует их древнерусским стандартам. В городе отсутствуют соответствующие объекты и символы, в большом количестве имеющиеся у наших туристических конкурентов как областного, так и провинциального масштаба. Для Котласа имидж территории неотъемлемо связан с началом миссионерской деятельности Стефана Пермского, который в 1379 году на территории нашего города установил первую православную часовню в честь Николая Чудотворца и начал свою проповедь по обращению зырян в христианскую веру.
Это очевидный несомненный исторический факт, который необходимо использовать. Для формирования бренда города необходимо использовать не только традиционные основания (архитектуру, историю города, природу и климат, географическое положение, ремесленные традиции, предприятия), но и не совсем традиционные источники – менталитет, особенности поведения горожан. Перспективная задача – создать в сознании, как у гостей так и жителей города, уникального, неповторимого образа Котласа.
Такое позиционирование значительно упростит процесс поиска «идеального места» для ведения бизнеса, увлекательного времяпрепровождения, создания новых туристических маршрутов и реализации сокровенных желаний.
Пусть история нашего края станет доступной не только специалистам-искусствоведам и историкам, а всем жителям. И если в каждом из нас останется хоть частичка «света веры и любви», то можно с уверенностью сказать, что он нашел пользу для души, ума и сердца.

Источники и пояснения:

1. Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись.

2. Э.А. Савельева и К.С. Королев  «По следам легендарной Чуди»

3. Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись.

4. Писцовые книги 1623-1626 гг. л.356 об.

5. История карты Российской империи. Атлас 1745 г. Ремезов. Брюс. Соймонов. Кирилов. Делиль. Великая Сибирская экспедиция. Нагаев.

6. Дощаник (или досчаник), дощаника. Плоскодонное речное судно небольшого размера. Дощаник, тяжело нагруженный бочками, мешками, ящиками, идет под парусом.

7. Павозок- (павозка)  лодка, обычно с парусом, для перевозки груза по мелководью, по перекатам, на мелких судах, перегружать клад временно с больших судов на малые, нагружая их снова за мелями.

8. Ярыжник — ярыжные люди — чернорабочие, грузчики, бурлаки, гребцы на речных и морских судах. Набирались из холопов, беглых и обедневших крестьян и посадских людей.

9. Носник — До XVIII века у поморов существовало два отдельных наименования для профессии лоцмана — «носниками» назывались артели речных лоцманов.

10. Кормщик — иначе «рулевой» или «правитель». Устаревшее производное от слова корма. Обозначает человека, стоящего «у руля».

11. Таможенные книги Московского государства XVII века т.2 стр. 76, л. 161 об.

12. Каюк — также каик, речное грузовое судно, род полубарки с двускатною крышей, загнутым носом и каюткою в корме; печорский подымает до 2 тыс. пудов, архангельский 5—9 тыс.

13. Таможенные книги Московского государства XVII века т.2 стр. 77, л. 164 об.

14. Таможенные книги Московского государства XVII века т.2 стр. 96, л. 217

15. Таможенные книги Московского государства XVII века т.2 стр. 97, л. 219.

16. Таможенные книги Московского государства XVII века т.2 стр. 98, л. 221.

17. Таможенные книги Московского государства XVII века т.2 стр. 210, л. 94 об.

18. Таможенные книги Московского государства XVII века т.2 стр. 222, л. 122 об.

19. Таможенные книги Московского государства XVII века т.2 стр. 223, л. 125

20. Акты Холмогорской и Устюжской епархий XVII века т.12 стр.895.

21. Акты Холмогорской и Устюжской епархий XVII века т.14 стр.336-353.

22. Акты Холмогорской и Устюжской епархий XVII века т.14 стр.430-433.

23. Акты Холмогорской и Устюжской епархий XVII века т.14 стр.1078.

24. Половник — крестьянин-издольщик. Половниками становились малоземельные крестьяне-общинники, а также отпущенные на волю холопы и обедневшие горожане. Они получали земельный участок в ссуду, заключив договор с землевладельцем и «половье» — срока работы, размере полученной ссуды, повинностях (доля урожая от половины до двух третей, полевые и строительные работы, деньги и др.) За выполнение государственного тягла отвечал землевладелец. Половники — распространённая на Руси категория зависимого населения в XIV — первой половине XIX вв.

25. Акты Холмогорской и Устюжской епархий XVII века т.14 стр.816-818.

26. Акты Холмогорской и Устюжской епархий XVII века т.14 стр.1328-1331.

27. «Путешествие по Северу России в 1791 г, дневник П.И.Челищева» С-Петербург 1886 г., стр. 157

28. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ) т. IV стр. 94.

29. ПСРЛ т. XV, стр. 445.

30. А.Соскин «История города Соли Вычегодской» Сыктывкар 1997 г., стр. 147-148.

31. Клировые ведомости  церкви Архидиакона Стефана за 1903 г.

 

КОТЛАС С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН: Один комментарий

  1. В Окологородном стане Сольвычегодского уезда в XVII веке была деревня Свининска при р. Осиевке. Ныне она существует?
    Интересуют писцовые книги по этой деревне за 1622-25 гг

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>