Котласские Межрегиональные Малые Стефановские чтения — опыт сотрудничества краеведов и органов образования

Шептяков Николай Васильевич,

писатель-краевед, журналист, 

издатель газеты «Двинской летописец»,

председатель Котласского общественного

движения краеведов «Северное трехречье»

 Одиннадцать лет (с 27 февраля 1999 года, в статусе юридического лица) успешно реализует уставные задачи Котласское историко-просветительское общественное движение краеведов (КИПОДК) «Северное трехречье».

Основная «визитная карточка» нашего НКО – проведение Межрегиональных общественно-научных историко-краеведческих Стефановских чтений (названы в честь великого просветителя святителя Стефана Пермского, начавшего свой миссионерский подвиг с котласской земли).

Чтения прошли шесть раз, собирают исследователей из Сыктывкара и Кирова, Петрозаводска и Вологды, Москвы и Санкт-Петербурга, Архангельска и многих населенных пунктов сопредельных областей Русского Севера (всегда более 40 докладчиков). По итогам форума при поддержке администраций города и района  выходят сборники «Двинская земля» – напечатано уже шесть выпусков.

Следующие седьмые чтения состоятся в Котласе в марте 2011 года и будут посвящены 300-летию со дня рождения великого ученого М.В. Ломоносова. Интерес к мероприятию ежегодно только усиливается.

Выстраивая систему работы, нарабатывая опыт взаимодействия с партнерами разного уровня, мы, активисты «Северного трехречья», пришли к выводу о создании «дочерних», малых Стефановских чтений – для юношества.

К этому подтолкнули и размышления о развитии движения краеведов, и ситуация в секции краеведения городских школьных Ломоносовских чтений (повсеместно традиционных в нашей Архангельской области). Работа секции была всегда спорной, якобы, предвзятой, некоторые педагоги, наставники юных докладчиков, апеллировали к нам, краеведам, прося независимых оценок.

Впервые публично о желании провести малые чтения мы известили общественность во вступительном слове на третьих Межрегиональных Стефановских чтениях в 2004 году: «Возникла идея по-особому втянуть в орбиту краеведения самые юные умы. Чтобы дать им практические исследовательские навыки, возможность попробовать себя в изысканиях, умении формулировать поисковые мысли, движение ”Северное трехречье” решило провести малые Стефановские чтения среди школьников»[1].

И пошла подготовительная работа. Она началась с разработки и утверждения Положения о чтениях, подбора членов независимого жюри, поиска в целом механизма чтений. Нашли такую схему.

В рамках ежегодных городских Ломоносовских чтений (исследовательской конференции) секцию краеведения подняли в статусе – до малых Стефановских чтений. Такой подход был одобрен отделом образования МО «Котлас».

Для лучшей подготовки педагогов и молодых докладчиков провели специальный обучающий семинар для них. Все детали (тематику чтений – история России и родного края во всех проявлениях, сроки, место, форму заявок, порядок награждения) прописали в Положении (с правилами оформления работ). Его подписывают (Положение ежегодно обновляется) руководитель отдела (с 2010 года – комитета) образования и лидер «Северного трехречья».

Какие цели ставим? Побудить молодых людей заниматься самостоятельными исследованиями, посвященными российской и местной истории. Патриотическое воспитание молодежи. Демонстрация и пропаганда лучших достижений учащихся, опыта работы учебных заведений по организации учебной исследовательской деятельности. Выявление способных и одаренных учащихся в области научно-исследовательской деятельности и их поддержка. Повышение профессионального уровня педагогов по организации учебной исследовательской деятельности.

В жюри (в нем пять человек) на общественных началах согласились работать местные профессиональные историки. Возглавил их нынешний ученый секретарь Котласского филиала Санкт-Петербургского университета водного транспорта к.и.н. С.А. Гладких (с 2010 года он передал председательство к.ф.н. А.Э. Гарвардту, заведующему кафедрой этого филиала). В текущем году проявил интерес к оценке работ молодых исследователей и д.и.н. Н.В. Упадышев (доцент Коряжемского филиала ПГУ).

Для упорядочения и координации действий заранее издается распоряжение по «Северному трехречью» – им создаем оргкомитет (на паритетных началах представители правления «Северного трехречья» и специалисты образования, традиционно возглавляет его председатель правления «Северного трехречья»), утверждаем состав оценочной комиссии.

После заявочной компании и поступления работ для прочтения и оценки их дается достаточное время. Каждый член экспертной комиссии выставляет оценки по десятибалльной системе, независимо друг от друга. Председатель жюри сводит их в единую ведомость, ее подписывают все члены жюри. Таким образом спокойно и заранее оценивается качество работ, главное, их содержание.

Предусматриваются публичные выступления участников по результатам собственной исследовательской деятельности, дискуссии.  Победитель выявляется по наибольшим баллам. Он и занявшие второе-третье места награждаются дипломами. А за лучшее ораторское выступление – отдельное поощрение. Как правило, члены жюри и оргкомитета присуждают призы симпатий – по самым различным номинациям. В итоге почти все участники (их обычно от 15 до 22) не остаются без внимания.

Каждый докладчик получает сертификат участия в чтениях. Особенность – победитель получает право выступить на очередных Межрегиональных чтениях, попадает со статьей в их итоговый сборник «Двинская земля».

Первые молодежные Стефановские чтения прошли 12 февраля 2005 года в седьмой (ставшей впоследствии базовой) котласской городской школе. На трибуну поднялись 17 юношей и девушек. Первое место занял Николай Маслюков, воспитанник одаренного учителя истории школы № 17 Милитины Клапиюк – члена правления «Северного трехречья». После он со своей прекрасной работой (об условиях службы и быта русского солдата – участника войны в Афганистане в 1979-89 гг), апробированной на малых чтениях, победил на областной школьной олимпиаде по истории. А занявшая второе место учащаяся второй школы Ксения Лобова вышла в финальную часть всероссийского конкурса школьных исторических работ «Человек в истории»[2].

И мы ясно увидели, что и в Котласе и среди гостей есть молодая поросль серьезных исследователей. Это окрылило продолжить чтения.  Вторые малые чтения, также успешные, прошли 18 февраля 2006 года – с 21-м участником. Первое место заняла Екатерина Перцева из Лальска Кировской области[3].   Далее уже появилась система проведения чтений – ежегодно в феврале.

Третьи чтения прошли 17 февраля 2007 года. На первое место вышла Анастасия Плюснина с работой об улицах поселка Шипицыно (Котласский район)[4].  Четвертые по счету чтения собрали 18 юных докладчиков 16 февраля 2008 года. Победила на них Анна Куликова – с исследованием о местном священнике[5].

В 2009 году (14 февраля) состоялись уже пятые малые чтения, первенствовала Анастасия Светлакова (поселок Октябрьский Кировской области) с размышлениями по истории своего населенного пункта в военное время (военнопленные немцы)[6].

Шестые традиционные чтения прошли совсем недавно – 25 февраля 2010 года (заявились 22 человека). На них победила котлашанка Ирина Ерофеева – десятиклассница котласской 17-й школы, она хорошо разработала историю улицы Устье в 1939-60 годах[7].

Тематика наших чтений – самая разнообразная. Юные исследователи выбирают темы такие: история рода и родословная семьи, народные промыслы на севере, топонимы окрестностей, история деревень, поселков и городков (древний Сольвычегодск), история учреждений культуры (библиотеки) и образования (училища, школы, пионерские лагеря), литературное краеведение, персоналии (священники, журналисты, председатели совхозов и исполкомов, почетные граждане, историки, земляки-адмиралы, учителя, художники), военно-патриотическая тематика, молодежь в «горячих точках», судьбы храмов, монастырская колонизация, толерантность, заключенные на строительстве железной дороги, репрессии на севере и другие. Как видим, интересы широкие. При этом особенно похвальны направления по деревням и персоналиям земляков.

Какие отличительные черты малых наших чтений? Торжественная пленарная часть (совместное мероприятие Ломоносовских и Стефановских чтений). На ней всегда присутствуют и выступают с поддержкой первые лица города. Пленарная часть неоднократно посвящалась Дню российской науки. Мы, активисты «Северного трехречья» выступаем здесь с докладами для юношества, тяготеющего к исследованиям.

Так, председатель оргкомитета автор этих строк размышлял на темы: «Ломоносовские и малые Стефановские чтения – путь в большую науку»[8], «Ломоносов и историческое познание»[9], «Юношеское краеведение – шаг в большую науку»[10].

Член правления «Северного трехречья» писатель-краевед и заслуженный учитель РФ  Галина Сергеева говорила по теме «Ты судьба моя, Котлас»[11]. Наш соратник к.и.н. Сергей Гладких выступал о роли истории в системе научных знаний и роли Котласа в российской истории[12].

В феврале 2010 года непосредственно на шестых чтениях  впервые выступили прихожане Свято-Стефановского храма в городе Котласе: рассказали о судьбе просветителя епископа Стефана Пермского, пропели тропари в его честь, благословили чтения, исполнили духовное песнопение[13].

Важнейшая характеристика малых чтений – их межрегиональный характер. С первого молодежного форума в 2005 году в гости на гостеприимную котласскую трибуну стали приезжать участники не только близлежащих районов Архангельской области, но и также из населенных пунктов Кировской области, заявлялись курсанты речного училища из Великого Устюга (Вологодская область). В связи с этим возникла поначалу даже непредвиденная проблема: боязнь котласских городских педагогов готовить школьников, настолько оказалась сильная конкуренция с приезжими, они, несмотря что с сельской глубинки, очень подготовленные, но сейчас ситуация выправляется.

Дважды (в 2009-10 годах) после чтений были организованы «круглые столы»[14]. Эта дополнительная форма общения очень обогащает участников – оргкомитет, жюри, педагогов и учащихся. Чтения коллективно анализируются, выдвигаются предложения.

Можно сказать, гордость наша – издание сборников по итогам чтений, «дочек» «Двинской земли»[15]. Эти скромные на вид, они на скрепке, книжки от 100 до 120 страниц имеют тем не менее богатое содержание – обобщают в печатном виде каждые чтения. Главное, дают молодежи возможность публиковаться, а это особо ценный этап в исследовательской работе.

Первый сборник (после вторых чтений) был назван просто «Малые Стефановские чтения», второй уже получил более «говорящее» название «Двинские горизонты (исследования молодых летописцев Севера)», напечатаны три выпуска, четвертый в производстве.

Эти сборники очень востребованы в школьных библиотеках городов и сел, деревень, куда они и направлены в первую очередь. Финансирование книжек (максимальный тираж – 150 экземпляров) – от комитета по образованию, опеке и попечительству. В 2010 году помогла и ИП Т.В. Шиловская, она десять лет на рынке учебной литературы (имеет книжный киоск при одной из школ), до этого предприниматель постоянно выделяла книги для поощрения докладчиков.

Опыт чтений и краткие сообщения о них постоянно попадает в различные краеведческие издания, вплоть до столичных[16], и местные СМИ, например, в «Двинскую правду»[17]. Информационными спонсорами выступают местные газеты «Двинской Летописец от Николая Шептякова», «Котласский Курьер».

Подводя итог, можно сказать: найдена действенная форма содружества общественников-краеведов с комитетом по образованию, опеке и попечительству Управления по социальным вопросам администрации МО «Котлас». К слову, лидер движения, председатель оргкомитета чтений, автор этих строк – член коллегии комитета образования, участвует в выработке коллективных решений в системе муниципального образования.

В сотрудничестве заинтересованы обе стороны, выгода у тех и других. Краеведы получают административный ресурс (от помещения до печатания программы чтений и другое), специалисты образования – мощный живой труд общественников в организации чтений, подведении их итогов. Год от года шлифуются детали взаимодействия, выстраивается система взаимоотношений.

В этом направлении  сделан уже и очередной важный шаг. Давно хотелось поставить общую работу на новый уровень. После обсуждения, прикидок нашли совершенно новую форму воспитания и обучения юных исследователей – с сентября 2009 года функционирует Котласская школа юного историка.

Для этого снова разработано Положение (подписано руководителем образования и председателем «Северного трехречья») и издан приказ по комитету образования. Школа существует как элективный курс, получая очень скромную, но важную бюджетную подпитку.

Руководителем назначена учитель истории школы № 17 упомянутая М.В. Клапиюк. Программу школы (очень насыщенную на теорию и практику) разработал историк С.А. Гладких, он же и основной преподаватель в школе, всего их – до пяти человек.

Программа – двухгодичная. Сейчас, в конце первого года обучения, изучены многие исторические дисциплины, слушатели школы выбирают себе руководителя и тему и для углубленной разработки на втором году обучения. Кстати, по Положению основное условие – выступить с докладом по теме на малых чтениях.

Начинали учебу почти 30 человек, отсев, конечно, произошел, но костяк остался. Слушатели съездили в Великий Устюг (древний город в соседней Вологодской области) – в музеи и на экскурсию, встречались с сотрудниками Котласского краеведческого музея и отдельно – с активистами «Северного трехречья».

На июнь спланирована экспедиция – по ближней нашей округе, в частности, по родовым местам выдающихся земляков-котлашан: землепроходца Ерофея Хабарова, Адмирала Флота СССР Николая Кузнецова, министра речного флота СССР Зосимы Шашкова и контр-адмирала Бориса Зинина (они сосредоточены практически на одной территории!)

«В настоящее время, когда система образования должна быть открытой для общества, необходимость сотрудничества с некоммерческими организациями имеет первостепенное значение, – прокомментировала в апреле 2010 года руководитель комитета по образованию, опеке и попечительству Управления по социальным вопросам администрации МО «Котлас» победитель VII Всероссийского конкурса на звание «Лучший муниципальный служащий» (с вручением Диплома Российской муниципальной Академии) О.А. Титова. – И, как и в некоторых других НКО, в движении краеведов «Северное трехречье» мы нашли надежного социального партнера. Благодаря нашему сотрудничеству мы формируем у подрастающего поколения духовные, нравственные, самое главное, патриотические основы, чувства, знания. Мы просто должны быть вместе, только совместными усилиями мы вырастим из школьника настоящего патриота, любящего свою малую родину. И работы, защищаемые на малых чтениях молодыми исследователями, – тому подтверждение. Важно, после системной совместной работы по малым чтениям – пошли дальше, углубляем совместные акции и мероприятия. В рамках муниципальной сети предпрофильной подготовки для обучающихся восьмых классов на элективных началах теперь функционирует и Котласская школа юного историка, аналогов ей нет пока в нашей Архангельской области. И малые чтения, и деятельность школы хорошо вписываются в дополнительные меры по реализации основных направлений модернизации российского образования на муниципальном уровне, конкретно нашем местном. Мы приветствуем стремление общественников помогать нам, да и сами многое получаем, словом, взаимно обогащаемся, выстаивая очень продуктивные отношения»[18]. 

«Самые сильные работы для малых чтений в прошедшие годы написаны на основе неопубликованных материалов, собранных в архивах и музеях. Отрадно, имеются элементы полемики. Самой перспективной  для изучения темой остается история погибших деревень. Взято верное направление в организации поисковых работ школьников – не без успеха изучаются «белые пятна» местной истории»[19], – так комментировал с точки зрения историка практику чтений к.и.н. С. Гладких. Он также считает, что сохраняется жесткая конкуренция за первенство и появляются новаторские междисциплинарные исследования[20].

Нельзя умолчать и проблемы в проведении малых чтений. Очень мало юношей участвуют в исследованиях – преобладают девушки. Ребята страдают главной «болезнью» своего становления, как исследователей – это неумение обобщать. Материал и собран, а выводы по нему не сделаны. Определенные трудности возникают и в том, что заявляется много участников – выслушать более 20 человек действительно сложно. Не успевают (не хотят? не научены?) молодые авторы и освоить библиографию по ГОСТ.

В своей заглавной статье в итоговом сборнике первых Всероссийских краеведческих чтений академик РАО, профессор РГГУ, почетный председатель «Союза краеведов России» С.О. Шмидт глубоко размышляет о возрождении краеведения в новой России, подчеркивает заметный подъем краеведения как отрасли научных знаний, и как общественно-просветительской деятельности, называет в числе главенствующих тенденций преобладание интереса к особенностям локальной истории и микроистории, из опыта всероссийских конкурсов утверждает, что «преобладает интерес к тематике именно местной истории. Веление времени!»[21].

Это «веление времени» мы зримо видим на примере проведения регулярного юношеского краеведческого форума в северной глубинке. Наш малый ручек опыта – малые Стефановские чтения в Котласе – вливается в полноводную реку всероссийских краеведных знаний.

Взаимодействуя с мощной системой муниципального образования, краеведы из «Северного трехречья» удачно вписываются в современные тенденции процесса развития краеведения в России и по мере сил намереваются углублять начатую работу.

Именно в школьном образовании и в общении юных исследователей с краеведами старшего поколения, историками-краеведами и воспитываются пытливые умы будущей России, молодые люди с острым чувством патриотизма, овладевающие алгоритмами исследования.

Главной заслугой студента (обучающегося) выдающийся ученый, выходец с Севера М.В. Ломоносов считал самобытность мышления, способность критически оценивать полученные знания, не брать их на веру. Без этого не может состояться ученый и специалист своего дела. Необходимо прививать вкус к самообразованию, это главный источник творческого потенциала исследователя. Именно в науке видел Ломоносов основу умственного и нравственного совершенствования молодого поколения.

Он считал, что «леность всего вреднее учащимся; того ради всячески должен преодолевать оную послушанием, воздержанием, бдением, терпением». К слову, сам он после учебы в Германии получил прекрасный отзыв ученого-энциклопедиста Христина Вольфа: «Молодой человек, преимущественного остроумия…безмерно любил основательное учение»[22].

По возможности мы в Котласе стремимся следовать этим заветам светила науки, поощряя молодежь на исследования, помогая ей теорию соединять с практикой жизни, выстраивая работу – системно.

 

 



 

[1] Двинская земля. Вып. 3. Вельск, 2004. С. 6.

[2] Двинская земля. Вып. 4. Вельск. 2005. С. 5.

[3] Малые Стефановские чтения. Котлас. 2007. С. 103.

[4] Двинские горизонты (исследования молодых летописцев Севера). Котлас. 2008. С. 121.

[5] Двинские горизонты (исследования молодых летописцев Севера). Вып. 2. Котлас. 2009. С. 3.

[6] Двинские горизонты (исследования молодых летописцев Севера). Вып. 3. Котлас. 2009. С. 93.

[7] Шептяков Н. В Котласе прошли шестые Малые Стефановские чтения. Котласский курьер. 2010. 11 марта.

[8] Малые Стефановские чтения. Котлас. 2007. С. 6-8.

[9] Двинские горизонты (исследования молодых летописцев Севера). Котлас. 2008. С. 4-8.

[10] Двинские горизонты (исследования молодых летописцев Севера). Вып. 3. Котлас. 2009. С. 4-6.

[11] «Северное трехречье»: летопись десяти лет. Котлас. 2009. С. 20.

[12] Там же. С. 17,20.

[13] Шептяков Н. В Котласе прошли шестые Малые Стефановские чтения. Котласский курьер. 2010. 11 марта.

[14] Двинские горизонты (исследования молодых летописцев Севера). Вып. 3. Котлас. 2009. С. 94-96.

[15] Двинская земля. Вып. 5. Котлас. С. 4-5

[16] Первые Всероссийские краеведческие чтения. Москва. 2009. С. 393.

[17] Десяткин О. Любовь к родному пепелищу. Двинская правда. 2006. 17 марта.

[18] Интервью с О.А. Титовой, 7 апр. 2010. Архив автора.

[19] Малые Стефановские чтения. Котлас. 2007. С. 102-103.

[20] Двинские горизонты. Вып. 3. Котлас. С. 97.

[21] Первые Всероссийские краеведческие чтения. Москва. 2009. С. 8-9.

[22] Памятники Отечества. Альманах ВООПИиК. 1987, № 1. С. 70.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>