КНЯЗЕВ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ. Инициатор, организатор и первый начальник Великоустюжского речного училища

Боева Л.А., Ковригина О.А.

Василий Николаевич Князев – выдающийся работник речного судоходства. Всю свою трудовую деятельность (стаж 48 лет: с 1902 по 1949 гг.) посвятил речному судоходству. Родившись на реке Оке, в старинном городе Муроме, он полюбил реку на всю жизнь и остался верен ей до конца. Был знающим и редким профессионалом своего дела.

Начал свой жизненный путь с должности практиканта и матроса  ещё в начале ХХ века, а закончил в должности  начальника водных перевозок в Министерстве  заготовок СССР.  Ходил  капитаном на реках: Ока, Волга, Москва, Сев. Двина, Сухона, Дон. Был начальником экспедиции по обследованию р. Или (Средняя Азия). Организовал судоходство на р. Рион (Грузия) в 1928 г. и был первым начальником Рионского речного агентства.

Василий Николаевич Князев родился 19 января 1886 г. в Муроме, в семье служащих. Отец его работал фельдшером в Муромской земской больнице, мать была домохозяйкой. В большой и дружной семье было семеро детей.

Василий, второй сын в семье, поступил в 1897 г. в Муромское  городское училище, которое успешно окончил в 1901 г.  Завершив обучение,  в том же году поступил в Нижегородское речное училище, которое окончил экстерном лишь в 1906 г. (в 1905 г. исключали из училища за участие в забастовке).

В феврале 1907 г. успешно сдал экзамены в Муромском реальном училище на  звание  учителя  начального  училища.

С 1903 по осень 1907 гг. в период навигаций работал практикантом, а затем помощником  капитана на пароходе «Надежда»  в акционерном обществе  «Ока» на Волге, Оке и Москва реках.

С 1908 по 1910 гг. был на военной службе: матрос на Черноморском флоте (Севастополь).

С 1911 по 1912 гг. ходил помощником капитана в том же акционерном обществе «Ока» по реке Ока. В навигацию 1912 г. ходил капитаном на пассажирском пароходе «Отважный» по р. Оке в пароходстве Зворыкиных в г. Муром.

С 1913 г.  по август  1914 г.  работал в г. Великий Устюг помощником капитана парохода «Пушкин» в акционерном обществе «Архангельск-Котлас-Мурманск» по р. Сев. Двине. Здесь же он получает  диплом за № 873 на звание капитана 1-ого разряда речного и озерного флота (удостоверение В.-Устюгского Райкомвода).

В связи с началом  мировой войны  летом 1914 г. был мобилизован на фронт. Всю войну служил матросом на Черноморском флоте.

Возвратясь по демобилизации в феврале 1918 г. в Великий Устюг, стал работать в Северном Речном пароходстве, которое было создано в связи с национализацией речного флота частных водных компаний. С открытия навигации ходил капитаном парохода «Яренск». Одновременно был назначен заведующим буксирным движением Северного областного управления водного транспорта.  В 1918 г. на первом съезде профсоюзов Северо-Двинской губернии избран заместителем председателя  Губпрофсоюза 1-го созыва.

В годы гражданской войны Князеву В.Н., как знающему Волгу, Оку и Москва реки, штабом шестой армии Красной Армии было поручено доставить из Москвы на Сев. Двину ремонтные материалы для военного флота. Вступив в командование пароходом «Забияка», отправился с двумя баржами в Москву, где погрузил обе баржи всем необходимым и уже со льдом, в тяжелых погодных условиях, благополучно доставил ремонтные материалы в г. Великий Устюг к месту зимовки военного флота. Такой же рейс в сложных условиях удалось совершить и осенью 1919 г. Это позволило отремонтировать военный флот для отражения английских мониторов, наседавших из Архангельска по р. Сев. Двина к Котласу на помощь Колчаку.

После окончания гражданской войны назначается помощником начальника эксплуатационной службы в  Северном областном управлении водного транспорта.   В 1920 г. он стал одним из инициаторов  создания профессионально-технической школы речников в г. В. Устюг.  С августа 1920 по февраль 1923 г., совмещая работу в Управлении,  принял самое активное и деятельное участие в непосредственной организации  Профессионально-технической школы Водников в В. Устюге. Был начальником школы, реорганизованной в 1922 г. в водный техникум, а также  преподавателем по судовой практике и такелажным работам.

В навигации 1923 и 1924 гг. был капитаном речных судов на Сев. Двине и р. Сухоне. После окончания навигации его, как наиболее опытного и знающего организатора речного судоходства,  направляют в Москву. Он с семьей  переезжает в Москву и поступает на работу в Центральное Управление речных пароходств. В Центрореке  проработал до осени 1927 г. в должности архивариуса, а затем  инструктором эксплуатации.  По заданию руководства Центрореки  в  1926 г. был направлен в должности капитана в экспедицию в Среднюю Азию по обследованию р. Или на предмет организации там пароходства.

В связи с реорганизацией Центрореки  в 1927-1928 гг. командируется г. Поти    (Грузия).  Он   организовал пароходства на р. Рион  и был первым  его начальником.

В 1929 был переведен  на работу в г. Ростов-на-Дону, в Доно-Кубанское пароходство. Работал в должностях: запасного капитана, заместителем заведующего эксплуатацией, ст. диспетчером, помощником начальника Ростовской пристани до августа 1932 г.

В конце 1932 г.  по семейным обстоятельствам возвращается в Москву. Приглашается  на работу во Всесоюзное объединение Заготзерно.  Данное объединение меняло свое название и в последующие годы называлось Наркоматом, а далее Министерством заготовок СССР.  Здесь он занимал должности инспектора, руководителя водной группы, начальника сектора водных перевозок и представителя Министерства  при Московско-Окском пароходстве.

В конце 1930-х гг. он руководил водными речными перевозками  хлеба и знал бассейны рек очень многих  регионов страны, и, в первую очередь, тех рек, которые были задействованы в данном процессе. Проблемы речных перевозок хлеба  стали главным смыслом его профессиональной жизни. Он хотел довести этот процесс до совершенства, многое изменив в его организации.

Об этом писал в профессиональных газетах и журналах. Вот только некоторые из них. Газета «Водный транспорт» № 56 от 22.04.1938: «Больше зерна на воду». Газета «Советский заготовитель» № 15 от 27.05.1938: «Водные перевозки хлебных грузов». Журнал «Заготовитель сельскохозяйственных продуктов»  № 2, 1938: «В/О Заготзерно и Главмука игнорируют водный транспорт». Газета «Водный транспорт» № 69 от 22.05.1939: «Всемерно улучшать перевозки хлеба». Журнал «Мукомолье и элеваторное хозяйство» № 5, май 1939, газета «На Вахте» № 34 от 15.07.1939: «Немедленно  преодолеем узковедомственные настроения». Журнал «Советский заготовитель» № 18,   август 1939: «Больше внимания водным перевозкам хлеба». Газета «Водный транспорт» № 158  от 22.11.1939: «Новые требования». Газета «Водный транспорт» № 83 (1796) от 20.06.1940: «Муку  с Волги в Москву возить в баркасах». Газета «Речной транспорт» № 4 от 13.07.1940: «Перед  новым урожаем». Газета «Речной транспорт» № 9 от 25.07.1940: «Оперативное планирование водных перевозок». Газета «Речной транспорт» № 18 (1821) от 15.08.1940: «Некоторые вопросы хлебоперевозок». Газета «Речной транспорт»,   1940: «Несколько советов о перевозках хлеба».

Желая придать особый государственный статус данной проблеме,  19 октября 1939 г. он пишет письмо  на имя И.В. Сталина по вопросу оптимизации перевозок хлеба речным путем. Текст письма отражает глубокий профессионализм, точный экономический расчет всех предложений, а самое главное, искренние переживания, огромную заинтересованность в наилучших результатах того дела, которое ему было поручено.

Это письмо имело значительный резонанс. По поручению А.И. Микояна проводились  совещания всесоюзного значения 26 мая 1940 г. и 1 сентября 1940 г. по вопросу «О максимальном использовании водного транспорта для хлебных грузов, как по освоенным бассейнам, так и еще неосвоенным»  на базе предложений, изложенных в письме Князева В.Н. на имя Сталина. Большинство предложений было поддержано  и  принято к исполнению.

Шестнадцать лет своей жизни Князев В.Н.   отдал   организации речных хлебных перевозок. К сожалению,  тяжелая, ответственная, порой изнуряющая работа требовала от него на протяжении всей жизни крайнего напряжения сил, работы без выходных, в навигации по 18  часов в сутки,  часто без отпусков. Всё это сказалась на состоянии его здоровья. Оно уже не позволяло такое напряжение на  работе и  длительные тяжелые командировки. В   августе 1948 г.  он оставляет эту должность.

Но привыкнув всегда «быть в строю», он не смог оставаться без дела. Заканчивает он свой трудовой и жизненный путь, работая в должности экономиста в Министерстве государственных продовольственных и материальных резервов СССР в должности экономиста (с 19 августа 1948 по 12 июля 1949 гг.)

Выполняя свой профессиональный долг, он меньше всего думал о каких-то наградах: работал всегда не за страх, а за совесть. Любил и знал свое дело. Был человеком слова, чести и долга. Куда бы его не забрасывала судьба, на какие бы участки  не направляло его государство:  везде и всегда он оставался честным, принципиальным, ответственным, знающим профессионалом, мудрым  и чутким руководителем. Через всю жизнь он пронес особую любовь к реке, флоту и  профессии.

Князев В.Н. был награжден значком «Отличник Заготовок» за своевременную подготовку техбазы к приему хлеба нового урожая и организацию бесперебойной приемки хлеба в 1939 г. В 1946 г. награжден медалью за доблестный труд в Великой Отечественной войне.

Князев Василий Николаевич умер 12 июля 1949 г. и похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>