Исходный пункт — деревня Котлас (А.Н. Кузнецов — автор идеи железной дороги до Котласа)

Жаравин В.С. (г. Киров)

Почти 150 лет назад, в марте 1858 года, в газете «Вятские губернские ведомости» появилась статья «О соединении рек Вятки и Северной Двины железной дорогой». Ее автор, Александр Кузнецов, откликнулся на принятие правительством России программы строительства железных дорог в стране. «Какое русское сердце не забьется от радости при вести о Высочайшем утверждении условий, предложенных обществом капиталистов для устройства в нашем отечестве железных дорог на протяжении 4 тысяч верст! Весть истинно радостная, предприятие громадное, достойное  земли Русской. Какой шаг, какой переворот готовит она отечественной промышленности! … Счастливы места, прилегающие к предположенной линии железных дорог, будущность их невообразимо отрадная. А что же тогда станет с нашим северным портом, прадедом всех портов русских? Что станет с Вятским краем, произведениям которого он с издавна служит почти единственным проводником?» 1

И далее Кузнецов пишет, что когда железные дороги будут построены на юге и западе России, изменится движение товаропотоков и это приведет к упадку и захирению как Вятского края, так и Архангельска.

Единственный способ избежать этого – постройка железной дороги. И далее А.Н. Кузнецов пишет: «Определить исходные пункты дороги можно без затруднений. …  Главные неудобства в доставке товаров начинаются с городов, в которых производится закупка и первоначальная складка товаров, и кончаются с достижением вод Северной Двины. Города, производящие таковые закупки, стоят все по течению реки Вятки, — средоточием путей к ним служит город Орлов. Удобнейший же путь по Двине начинается с деревни  Котлас при впадении реки Вычегды. Расстояние между двумя этими пунктами не простирается более 300 верст, местность же не представляет естественных препятствий к проложению железной дороги, — лес и необходимые материалы для ее сооружения в изобилии».2

По существу в данной статье содержится  первый проект будущей Пермь — Котласской железной дороги. Естественно возникает вопрос, а кто же он, этот автор проекта. Александр Назарович Кузнецов родился в городе Архангельске в 1830 году, учился в Архангельской гимназии, позднее переехал в г. Орлов Вятской губернии, где и жил до конца жизни. Занимался торговлей, в 1860 – 1870-х  годах был купцом 1 гильдии, позднее – 2 гильдии. На запрос Орловской уездной управы в 1869 году он ответил, что предмет его торговли – рожь, мука ржаная, овес, крупа овсяная, льняное семя и рогожи мочальные. Все это «отправляется по зимнему пути на пристани Ношульскую до 80 тысяч и Подосиновскую до 40 тысяч пудов и сплавляется по рекам Лузе, Югу, Двине к Архангельскому порту. Мука и крупа продаются в Архангельской губернии приморским жителям Кемского уезда, имеющим морские суда и торгующих с Норвегией, преимущественно в обмен на рыбу (треска, а также семга и сельдь), моржей и др. Прочий же товар поступает на Архангельские торговые конторы, ведущие торговлю с Англией и Голландией». 3

Об объёмах торговли говорят цифры: в зиму 1868-1869 годов из Орлова отправили в Архангельск товаров 962 тыс. пудов, в т. ч. А. Н. Кузнецовым 133 тыс. пудов. 4

Знавший состояние торговли, как никто другой, и испытывавший все трудности торговых путей между Вяткой и Архангельском, Александр Назарович написал об этом целый ряд статей.  Например, в статье «Причины, препятствующие распространению торговли в «Вятском крае» он подробно описал дороги до Архангельска: и зимний путь и сплав по рекам – в полной зависимости от погодных условий.5  В работе «О необходимости улучшений в ходе торговли вятскими товарами по Северо-Двинскому бассейну» он писал : «Сама торговая операция большинства местных купцов в последнее десятилетие уже не может назваться в строгом смысле торговлей. Потерпевшие от частых мелководий и несчастий в сплаве, вятские купцы, как и требовало благоразумие, должны были сделаться комиссионерами купцов архангельских, имеющих уже непосредственное сношение с иностранным купечеством». 6  «Нельзя упрекнуть торгующих в здешнем крае в равнодушии к необходимым улучшением. Стремление к таким улучшениям есть, мысли об улучшении зимних путей, о расчистке сплавных рек, о железной дороге, о пароходстве давно уже существуют на Вятке; исполнение этих мыслей будет, бесспорно, служить оживлению как торговой, так и других отраслей промышленности. Но дело за средствами».7  Дальше он писал, что строительство железной дороги потребует больших затрат, поэтому надо объединять капитал всех купцов, торгующих в крае. «Не обязанность ли нас, живущих в малоизвестных сторонах обширной России, говорить о местных нуждах, недостатках и промышленных видах в будущем?  Не наш ли долг по мере возможности трудится на пользу общую?»8  Чуть позже А.Н. Кузнецов углубил свою мысль: «Край наш недостаточно богат, чтобы собственными средствами строить железную дорогу, развивать пароходство в требуемых местностью размерах. Надежда в будущем – на плоды развивающегося духа предприимчивости в массе русского общества».9

Через несколько лет А.Н. Кузнецов пришёл к мысли, что нужна государственная поддержка в строительстве железной дороги к Архангельску. «Совершенно устраняющим все препятствия по извозу и сплаву было бы дело устройства железной дороги, например, из Орлова через Быковскую пристань до селения Котлас на устье реки Вычегды.  … Устройство предлагаемой железной дороги без помощи правительства немыслимо, что. В свою очередь, при настоящих финансовых потребностях даёт также мало надежды на осуществление. Остаётся желать единственно возможного и крайне нужного для развития друг друга промышленности, торговли и земледелия. Это – устройство железно-конной дороги. …Такого рода путь более доступен по сравнительной дешевизне против железной дороги».

В 1867 году в Вятской губернии было создано земство. Первым председателем губернской земской управы был избран М.М. Синцов, врач из Орлова, разделявший взгляды А.Н. Кузнецова о перспективах развития Вятского края.  На одном из первых заседаний земства он выступил с докладом по строительству железной дороги до Архангельска.  М.М. Синцова поддержал вятский губернатор Н.В. Компанейщиков.  Земское собрание решило приступить к изучению этого вопроса и обратилось в Архангельск с предложением о взаимной работе. Архангельское губернское собрание также выступило за Вятско-Двинскую железную дорогу.  Но архангельские купцы пошли дальше. Они собрали по подписке 5000 рублей для проведения изыскательских работ. И с этой целью пригласили инженеров Министерства путей сообщения Шмидта и Генстена.  В ноябре 1867 года инженеры прибыли в Вятку.  В вятской губернской управе при участии торгующего с Архангельском купечества было проведено совещание о начальном пункте, от которого должны отправиться инженеры. Собравшиеся единодушно решили, что это должен быть город Орлов, чтобы не  строить мост через реку Вятку. В пути инженеров должен был сопровождать служащий орловской уездной управы, на непредвиденные расходы которому А.Н. Кузнецов пожертвовал 50 рублей.  Земский техник Семён Моралёв позднее описал, как проводились изыскательские работы, как по глубокому снегу они пришли 300 вёрст от Двины, нанося на карту линию будущей дороги, везде встречая радостные ожидания местных жителей и их помощь.

Результатом деятельности губернского земского собрания первого созыва стало опубликованное в «Вятских губернских ведомостях» в 1870 году «Правительственное сообщение «О Высочайше утверждённых линиях железных дорог», где в числе прочих было запланировано строительство в 1870-х годах железной дороги между реками Вяткою и Двиною.

Так идея А.Н. Кузнецова казалось бы начала воплощаться в жизнь. Однако практическое её осуществление началось только в 1895 году с началом строительства Пермь-Котласской железной дороги.

Сам Александр Назарович Кузнецов активно занялся земской деятельностью. С самого начала, с 1867 года, он постоянно избирался гласным уездного земского собрания, 2 срока был мировым судьёй, несколько раз членом ревизионной комиссии, гласным губернского земства. На 8 собраниях уездных земских сессий он был председателем. Об отношении А.Н. Кузнецова к своим обязанностям говорит такая запись в журнале собраний: «Собрание единодушно выразило благодарность своему председателю А.Н. Кузнецову за его труды и истинно земское направление нынешнего собрания». 13

С 28 декабря 1870 года и до самой смерти в течение 25 лет Александр Назарович был орловским городским головой.  Он очень много сделал для города, особенно же преуспел на ниве просвещения. В 1874 году он организовал в городе библиотеку, которая с 1 января 1878 года называлась Орловской городской публичной библиотекой.  Бессменным председателем её совета управления был сам А. Н. Кузнецов. В одном из отчётов он писал: «Важность библиотеки бесспорна и очевидна без доказательств. Книга всегда и везде была лучшим другом человека, научая его добрым началам и отвлекая от дрязг будничной жизни. … Открытием библиотеки орловское общество было обязано заботам орловского земства. Затрата последнего на библиотеку в течение 10 лет исчисляется в 3700 рублей, отпущенных в виде каждодневной субсидии.  Вне сомнения, что это самая крупная помощь, самый крупный источник дохода. Но библиотека счастлива мыслью, что имела возможность возвращать эти затраты в виде даровых абонементов служащим земства, составляющим более 2/3 всех её подписчиков. …Расход на библиотеку есть простое позаимствование на потребности умственной жизни общества».14 Современные исследователи считают, что Орловская библиотека при А.Н. Кузнецове была лучшей библиотекой в уездах Вятской губернии. 15  Александр Назарович был большим книголюбом, о нём вспоминали: «Свою, тоже очень богатую библиотеку, он всегда предоставлял в пользование публики, особенно в то время, когда город не имел своей».16  К сожалению, эта библиотека не сохранилась. Известный литературовед Е.Д. Петряев писал, что книги с овальной печаткой «А.Н. Кузнецов в г. Орлове» он встречал у томских букинистов.17

А.Н. Кузнецов беспокоился и о грамотности населения. В сентябре 1873 года он подал в уездное земское собрание «Записку об учреждении подвижной школы с применением к учению наглядной азбуки Н.Н. Блинова».18  Фактически это было новаторское предложение. А.Н. Кузнецов рекомендовал метод самообучения грамоте детей школьного возраста, по которому 1 учитель мог в течение года обучить около 150 человек. Учитель в то время обычно учил грамоте 15 человек в год. Орловское земство поддержало эту идею.19   А.Н Кузнецов активно внедрял обучение школьников навыкам ведения сельского хозяйства. По его предложению было создано «Опытное поле» при Орловском народном училище, где учащиеся проводили опыты с сельхозкультурами.

В 1890 году А.Н. Кузнецов опубликовал в «Русской старине» 2 очерка о М.Е. Салтыкове-Щедрине.20  В них он дал воспоминание о пребывании писателя в вятской ссылке, написанные на основании встреч с очевидцами.

Александр Назарович Кузнецов запомнился всем и как меценат, постоянно помогавший учебным заведениям, библиотекам и Вятскому музею деньгами и книгами, поэтому не случайно он входил в попечительные комитеты Вятской Мариинской женской гимназии, Вятского реального училища, орловской прогимназии.  За заслуги перед орловским обществом он был награждён орденами Св. Станислава 2-й степени и Св. Анны 3-й степени.

А.Н. Кузнецов умер 31 мая 1895 года. Сообщая о смерти орловского городского головы, губернская газета писала: «Около четверти века подвизался он на поприще разнообразной общественной деятельности и ей посвящал все свои силы. Это был образованный, стойкий и прямодушный человек, во всю жизнь свою не изменивший своим прогрессивным убеждениям. В лице г. Кузнецова город лишился достойнейшего своего представителя, принёсшего ему немало пользы как образцовый хозяин и как горячий защитник городских интересов». 21  Городская дума постановила «в честь заслуг А.Н. Кузнецова перед городом отчислить из запасного капитала 6000 рублей в особый фонд имени А.Н. Кузнецова на устройство в г. Орлове детского приюта.  Кроме того, ассигновано 150 рублей на портрет умершего головы, который должен находится в библиотеке, устроенной при городской управе благодаря заботам Кузнецова». 22

Александр Назарович Кузнецов не забыт сегодня. Орловская городская библиотека с 2001 года носит его имя. В доме, где жил А.Н. Кузнецов, располагается Орловский районный краеведческий музей, в котором хранится портрет этого замечательного человека.

 

Примечания

1 Кузнецов А., О соединении рек Вятки и Северной Двины железной дорогой //Вятские губернские ведомости (далее – ВГВ), 1858, № 9, ч. неоф., с.160-161.

2 Там же, с.162.

3 Государственный архив Кировской области (далее – ГАКО), Ф.616.    Оп. 1. Ед. хр.430. Л.л 155-156.

4 Наумов П.; Материалы для истории торговли Вятской губернии//Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1903 год. – Вятка, 1902, разд.2, с. 159.

5 Кузнецов А., Причины, препятствующие распространению торговли в Вятском крае // ВГВ, 1858, №11, ч. неоф., с.78-81.

6 Кузнецов А., О необходимости улучшений в ходе торговли вятскими товарами по северодвинскому бассейну // ВГВ, 1858, № 7, ч. неоф., с. 50.

7 Там же № 8, ч. неоф., с.56.

8 Там же, с. 58.

9 Кузнецов А., Местная причина упадка некоторых уездных городов Вятской губернии // ВГВ, 1859, № 9, ч. неоф., с. 64.

10 Кузнецов А., О торговле Вятской губернии с Архангельском // Труды Имп. Вольного Экон. Об–ва. – Спб, 1867, т. 1, с. 584.

11 ГАКО. Ф. 16. Оп. 1. Ед. хр. 351, Лл. 110-113.

12 ВГВ, 1870, № 32-33.

13 Журналы Орловского уездного земского собрания в Вятской губернии 7 очередной сессии 1873 года. – Вятка, 1874, ч. 2, с.50.

14 То же 21 очередной сессии 1887 года. – Вятка, 1888, ч.1, с. 158.

15 Колупаева В.Н., Сергеев В.Д., Из истории Вятских библиотек //Энциклопедия Земли Вятской в 10 т. «Откуда мы родом?» — т. 9. Культура и искусство. – Киров, 1999, с. 237.

16 Корреспонденция . г. Орлов // Вятский край, 1895, 3 июня (№39), с. 2.

17 Петряев Е.Д., Вятские книголюбы. – Киров, 1986, с. 96-97.

18 Журналы Орловского уездного земского собрания в Вятской губернии 7 очередной сессии 1873 года. – Вятка, 1874, ч. 2, с. 99-108.

19 Там же, ч.1, с. 36.

20 Кузнецов А.Н. , Михаил Евграфович Салтыков. Эпизод из пребывания его в Вятке // Русская старина, 1890, №6, с. 713-714.

Кузнецов А.Н., К «Губернским очеркам» М.Е. Салтыкова // Русская старина, 1890, №11, с. 466-468.

21 Корреспонденция . г. Орлов // Вятский край, 1895, 3 июня (№ 39), с. 2.

22 Там же.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>