ИСТОРИЯ ЧАСОВНИ ДЕРЕВНИ УСТЬЕ В XX ВЕКЕ

Заборская А.Е.,

 В начале июля 2010 года нас, слушателей школы юного историка, пригласили к участию в экспедиции «По святым местам Котласского района», организованной для студентов Котласским филиалом СПГУВК. Экспедиция оставила неизгладимые впечатления. За два дня мы познакомились с несколькими храмами западной части Котласского района.

Мощь кирпичной кладки, красота фресок вызывали чувство гордости историей своего края.  Но это всё в районе.  У нас возник вопрос, а в Котласе есть здания с интересной историей?  Учитель истории ответила, что такое здание есть даже в нашем микрорайоне. Мы ничего интересного вспомнить не могли, и учитель назвала нам адрес: улица Чехова, дом № 141.

Здесь мы обнаружили ветхий  двухэтажный  дом, каких много в нашем городе (Приложение  № 1) Чем может быть интересна его история? Нам предложили познакомиться с фотографией деревни Устье в 1930 году (Приложение № 2) На фоне вытянувшейся кривой линией деревни мы видим белую красавицу часовню. Учитель пояснила, что ветхий дом – это и есть бывшая часовня. Нам стала интересна история этого здания. М.В. Ломоносов говорил: «Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг». Мы бы добавили: ещё с помощью рассказов тех, кто был очевидцем событий.

Объект исследования – здание  по адресу:  г. Котлас, ул. Чехова, 141. Предмет исследования – история здания бывшей часовни деревни Устье. Цель – написание истории здания   бывшей часовни деревни Устье. Задачи: собрать письменную и устную информацию по истории здания бывшей часовни деревни Устье;  собранный материал подвергнуть критическому анализу; на основе собранного материала написать историю здания бывшей часовни деревни Устье. Методы: описательный; критического анализа; интервьюирование; наблюдение.

О бывшей часовне нашли упоминание в работе котласского краеведа  Д. Горынцева «Провинция, глубинка, глубина» [1].  Основную информацию дают источники устной истории. В январе 2011 года на 102-ом году ушёл из жизни старейший житель улицы Устье Анатолий Васильевич Паламодов. С 1935 года он работал редактором в «Лимендском рабочем», после – литсотрудником и заместителем редактора в «Речнике Севера». В войну редактировал газеты «Северная вахта» и «Залп» – в Беломорской флотилии [2]. Анатолий Васильевич до конца жизни обладал прекрасной памятью, по именам и отчествам помнил людей, живших в деревне Устье в начале ХХ века. Как человек пишущий, он умел отделить реальность от вымысла. Мы можем полагаться на его информацию. Он оставил информацию о событиях, связанных с появлением часовни в деревне Устье. На улице Устье живут люди, рождённые ещё в бытность её деревней. Михаил Петрович Елсаков родился в 1917 году, Александр Петрович Елсаков – в 1927 году, Валентина Александровна Витущенко (Паламодова) – 1925 года рождения, Георгий Николаевич Елсаков – 1929 год рождения и другие. Это даёт нам возможность на основе традиционной памяти и рассказов очевидцев получить нужную информацию. Мы думаем, что наличие письменных и устных источников позволит нам успешно справиться с поставленными задачами.

Котласский краевед Дмитрий Горынцев  в своей работе пишет, что в 1913 году  в деревне Устье была построена деревянная часовня, в которой исполняли свои духовные «требы» жители всех соседних деревень.  Он работал с архивными документами и на их основе делает вывод о причине появления часовни в деревне Устье: в Метлинской волости, к которой в то время относилась деревня Устье,  «…деревни в период весеннего половодья и осенней распутицы оказывались отрезанными друг от друга и от духовного центра речкой Немяндой и лесными болотами. Особенно это относилось к деревням Антоново, Антоновский Починок…» [3].

Но эта причина появления часовни в деревне Устье вызывает сомнение. Обратимся к карте – схеме «Старого Котласа в середине ХIХ века». Деревня Устье и деревни Антоново и Антоновский Починок расположены по разным берегам реки Лименды (Няменды). (Приложение № 3) То есть проблему в половодье это не решало. Деревни были далеки не только от Стефановского храма, но и между собой. Устная история донесла до нас другую версию.

Строительство часовни в деревне Устье связано с иконой Божьей Матери Троеручицы. Большинство информантов помнят это по рассказам своих родителей. А.В. Паламодов, в отличие от других, помнит даже семью, в которой находилась икона до строительства часовни. Источники  устной истории рассказывают, что во время половодья, когда воды Вычегды затопили по берегам протоки, где сейчас озёра,  все прибрежные  кусты, плывущие на лодке женщины, увидели на воде икону. Одна женщина пыталась её взять, но икона ей в руки не давалась. Попыталась другая женщина. Старожилы рассказывают: «Икона пошла к ней в  руки».

Конечно, мы признаём, что в этой истории возможна доля вымысла. Но то, что сам факт появления в деревне Устье иконы таким чудесным образом – реальность, доказывает отношение к ней как к чудотворной всех жителей деревни. Анатолий Васильевич даже помнит эту женщину. Он говорит, что это была «Сергея Петровича Слотина мать» [4]. История появления иконы поразила всех. Сначала помолиться на неё приходили жители деревни Устье. Но молва о чудотворной иконе распространилась по всем соседним деревням Метлинской и Удимской волостей.

Например, Мария Васильевна Долгополова, 1917 года рождения, юность которой прошла в Удимской волости, тоже слышала историю появления этой иконы  [5]. В честь иконы Божьей Матери Троеручицы решили построить часовню (строила Стефановская церковь, местное население тоже собирало деньги). Здание было самым высоким в деревне, самым красивым. Светлое, высотой с современный двухэтажный дом. Большие окна во всю высоту здания, полукруглые вверху, высокое крыльцо. В пролетах между окнами были размещены иконы [6]. С северо-запада  примыкала четырёхгранная звонница.

Михаил Петрович Елсаков вспоминал: «В ней был один большой колокол и малые колокола» [7]. Анатолий Васильевич Паламодов рассказывал: «В колокола звонил местный крестьянин Прокопий Паламодов»  [8]. Валентина Александровна Витущенко (Паламодова) рассказывает: «Часовня была очень красивая. Большой иконостас. Вокруг часовни была железная чёрная ограда» [9].

Священнослужители Стефановского храма убедили крестьянскую семью Слотиных передать чудотворную икону в Стефановский храм. Но один раз в год, в канун праздника Петра и Павла, 11 июля, икона возвращалась в часовню деревни Устье. В  часовне в этот день проводился крупнейший молебен в честь Петра и Павла.

Анатолий Васильевич Паламодов рассказывал: «Народу собиралось очень много, приезжали издалека. Шли крестным ходом с хоругвями от Стефановского собора до часовни. Образовывалась такая большая колонна, что голова ее уже к часовне подходила, а хвост только еще к Макарихе приближался, а ширина колонны во все деревенскую улицу. Во время молебна народ даже в пределы ограды не вмещался, стояли далеко за оградой» [10]. Михаил Петрович Елсаков вспоминал: «Народу было так много, что выпивали всю воду из колодцев, которые  были  рядом с часовней»  [11].

На этот праздник приезжало много торговых людей. Одни устанавливали палатки, другие торговали  прямо на улице. Продавали конфеты, пряники, ленты  [12]. Таким образом, с 1913 года до начала 30-х годов ХХ века деревня Устье являлась одним из духовных центров для всех ближайших деревень.

До начала 30-х годов ХХ века часовня в деревне Устье продолжала действовать. Как и до революции, 11 июля совершался крестный ход.  Валентина Ивановна Витущенко (родилась в 1925 году) вспоминает: «Между деревней и железной дорогой было большое поле ржи. От железной дороги к часовне через поле шла тропинка. По ней идёт очень много народа, конца колонны не видно.  Впереди колонны – священники, одетые в чёрное»  [13].

В начале 30-х годов часовня в деревне Устье, как и большинство церквей,  была закрыта. В.И. Витущенко помнит, что это сделали комсомольцы, в разгроме часовни принимал участие её дядя, Борис Анатольевич Паламодов, 1917 года рождения. Михаил Петрович  Елсаков рассказывал об этом погроме следующее:  «Ночью сбрасывали колокола, увезли куда-то.  Иконы валялись на земле, были большие, примерно полтора метра. Потом их тоже увезли» [14].

Это был настоящий погром, а не просто закрытие часовни. В.А. Витущенко вспоминает, что они, маленькие дети, после этих событий «собирали золотые обломки иконостаса, которые повсюду валялись» [15].   Здесь уместно вспомнить изъятие церковных ценностей из Комарицкого храма. Александр Васильевич  Заматаев, который в 20-е годы был  секретарём волкомов комсомола Удимской и Забелинской волостей, пишет в своих воспоминаниях: «Это было нелёгким делом. Нам приходилось проводить эту работу ночью, вопреки угрозам верующих» [16].

Мы видим, что часовня в деревне  Устье была «закрыта» ночью, как храм в Комарице. Методом аналогии можно сделать вывод, что комсомольцы ночью громили часовню, так как население было против её закрытия.

После закрытия комсомольцы превратили часовню в клуб. Какие мероприятия они проводили в этом клубе?  В.И. Витущенко вспоминает: «Мой дядя, Паламодов Борис Анатольевич, ходил с девушкой с Большой Слободки, Ниной Копосовой. Вот он, обычно, со своей барышней открывал танцы»  [17]. Таким образом,  часовня, почитаемая   жителями всех соседних с Устьем деревень, превратилась в место для увеселения комсомольцев.

Летом в бывшей часовне организовали ясли.  Большинство мужчин  из деревни Устье в начале 30-х годов работали  на Лимендском заводе, а женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей. Но рядом на Макарихе было организовано подсобное хозяйство Лимендского завода. В основном в подсобном хозяйстве работали крестьяне – спецпереселенцы, раскулаченные и отправленные в пересыльный лагерь на Макарихе [18].

Некоторые из них были признаны комиссией неправильно раскулаченными. Домой их не отпустили, но не отправили и дальше. Они остались работать на Макарихе. Но в летнюю страду рабочих рук не хватало, и тогда хозяйство на Макарихе обращалось за помощью к женщинам деревни Устье. Но вставал вопрос о совсем маленьких детях, которые были у многих женщин. Тогда и было принято решение: организовать ясли для маленьких детей, матери которых были заняты на работах в подсобном хозяйстве на Макарихе [19].

В.А. Витущенко вспоминает, что ясли действовали только один летний сезон. Девочки постарше, 6-8 лет, в это время тоже работали в яслях, помогали няням. Валентина Александровна рассказывает, что «это было до школы, а в школу я пошла в 8 лет» [20].

В 1935-1936 годах на Новую Ветку привезли много рабочих из Кинешмы (Ивановская область). Они были заняты на погрузке судов на Новой Ветке (в нескольких бригадах). Жили они  в деревнях Слободка,  Антоново,  на Бору, и на Устье. Для них в часовне и открыли столовую. С восточной стороны к часовне была сделана пристройка – кухня. В самом здании бывшей часовни – столовая  [21]. А.В. Паламодов рассказывал, что  «за три года до войны рабочие разъехались. Часовню передали в ведомство совхоза «Макариха»  [22].

В годы Великой Отечественно войны часовня была разделена на два этажа и заселена рабочими совхоза «Макариха».  Поэтому местные жители  говорят, что «на часовне жили высланные». Сюда же поселили эвакуированных  из Ленинграда [23].

После войны на Макарихе появилась новая рабочая сила. Зимой 1946 года на станцию Котлас-Северный прибыл состав с репатриированными немцами. Некоторых оставили на Макарихе. Сначала они жили в бывшем свинарнике. После их  стали расселять. Гильда Шильман вспоминает: «Дали комнату в часовне. На одной из стен – сцена ада» [24].

Во времена Хрущёва, в конце 50-х годов, в Котласе расселяли цыган. А.В. Паламодов рассказывает: «Привезли целый табор. Часть из них поселили в часовне» [25].

Здание бывшей часовни сохранилось до наших дней. Его и сейчас называют «часовня». В нём даже живут. Но оно теперь убогое и ветхое. В нём невозможно узнать прежнюю красавицу часовню, восхищавшую красотой всю округу.

Россия – это наша Родина, единственная для каждого человека, данная ему судьбой, завещанная ему предками. У каждого человека есть уголок, который кажется ему особенно близким – это край, где он родился, называется он «Малая Родина». Для многих из нас такой Родиной стал Котлас. Хотя наш город молодой, но мы сумели показать, что у него есть свои святыни. Их история тесно связана с историей нашего края.  Одна из них – чудотворная икона Божьей Матери Троеручицы.

В процессе работы мы пришли к следующим выводам:

  1. жилое здание  в городе Котласе на улице Чехова является бывшей часовней, построенной в 1913 году в деревне Устье;
  2. часовня в деревне Устье была построена в честь иконы Божьей Матери Троеручицы;
  3. с 1913 года до момента закрытия часовни в начале 30-х годов ХХ века деревня Устье являлась духовным центром для населения всех ближайших деревень;
  4. в  начале 30-х годов ХХ века часовня была подвергнута разгрому комсомольцами;
  5. разгром часовни осуществлялся ночью, так как возможно было сопротивление местного населения;
  6. после разгрома часовня использовалась как клуб, ясли, столовая, жилой дом;
  7. в 30-40-е годы ХХ века здание бывшей часовни было существенно перестроено;
  8. история часовни – это история нашей страны в ХХ веке: погромы церквей, репрессии против крестьян, депортация немцев, принуждение цыган к оседлой жизни;
  9. население Устья гордилось своей часовней, все старожилы сохранили о ней восторженные воспоминания.

Икона Божьей Матери Троеручицы находится в Стефановском храме, её почитают как чудотворную. В годы, когда храм не действовал, её сохраняли жители Устья. В наши дни 11 июля совершается в честь неё крестный ход вокруг храма. Это праздник иконы Божьей Матери Троеручицы. Мы думаем, что не только написали историю часовни, но приоткрыли историю городской святыни – чудотворной иконы.

Сноски

[1] Горынцев Д. Провинция, глубинка, глубина. – Котлас. Очерки истории. Архангельск. Изд-во «Правда Севера». 2001, С.8.

[2] Шептяков Н. Уроки века Анатолия Паламодова. – Двинская правда. 2007. 17 апр.

[3] Горынцев Д. Провинция, глубинка, глубина. – Котлас. Очерки истории. Архангельск. Изд-во «Правда Севера». 2001, С.8.

[4] Интервью с Паламодовым А.В. от 8. 8. 2010. – Архив музея «Макариха».

[5] Воспоминания  Долгополовой М.В. – Архив музея «Макариха».

[6] Интервью с Паламодовым А.В. от 8. 8. 2010. – Архив музея «Макариха».

[7] Воспоминания Елсакова М.П. – Архив музея «Макариха».

[8] Интервью с Паламодовым А.В. от 8. 8. 2010. – Архив музея «Макариха»

[9] Интервью с Витущенко В.А. от 23. 01. 2011. – Архив музея «Макариха».

[10] Интервью с Паламодовым А.В. от 8. 8. 2010. – Архив музея «Макариха».

[11] Воспоминания Елсакова М.П. – Архив музея «Макариха».

[12] Интервью с Паламодовым А.В. от 8. 8. 2010. – Архив музея «Макариха».

[13] Интервью с Витущенко В.А. от 23. 01. 2011. – Архив музея «Макариха».

[14] Воспоминания Елсакова М.П. – Архив музея «Макариха».

[15] Интервью с Витущенко В.А. от 23. 01. 2011. – Архив музея «Макариха».

[16] Заматаев А.В. Воспоминания: Рукопись. Фонд 2 – 7, Опись 1, Д. 2, С. 59 – Архив  Котласского краеведческого музея.

[17] Интервью с Витущенко В.А. от 23. 01. 2011. – Архив музея «Макариха».

[18] Интервью с Елсаковым Г.Н. от 5. 08. 2010. — Архив музея «Макариха».

[19] Интервью с Елсаковым Г.Н. от 5. 08. 2010. — Архив музея «Макариха».

[20] Интервью с Витущенко В.А. от 23. 01. 2011. – Архив музея «Макариха».

[21] Интервью с  Елсаковым А.П. от 10. О6. 2010. —   Архив музея «Макариха».

[22] Интервью с Паламодовым А.В. от 8. 8. 2010. – Архив музея «Макариха».

[23] Интервью с  Елсаковым А.П. от 10. О6. 2010. —   Архив музея «Макариха».

[24] Интервью с Шильман Г.О. от 9. 10. 2010. —  Архив музея «Макариха».

[25] Интервью с Паламодовым А.В. от 8. 8. 2010. – Архив музея «Макариха».

 

Список источников и литературы

Источники:

  1. Воспоминания  Долгополовой М.В. – Архив музея «Макариха».
  2. Воспоминания Елсакова М.П. – Архив музея «Макариха».
  3.  Воспоминания  Заматаева А.В. Рукопись. Фонд 2-7, Опись 1, Д. 2 . – Котласский       краеведческий музей.
  4. Интервью с Витущенко В.А. от 23. 01. 2011. – Архив музея «Макариха».
  5. Интервью с  Елсаковым А.П. от 10. О6. 2010. –   Архив музея «Макариха».
  6. Интервью с Елсаковым Г.Н. от 5. 08. 2010. – Архив музея «Макариха».
  7. Интервью с Паламодовым А.В. от 8. 8. 2010. – Архив музея «Макариха».
  8. Интервью с Шильман Г.О. от 9. 10. 2010. –  Архив музея «Макариха».
  9. Карта – схема Котласа в середине ХIХ века. –  Котлас. Очерки истории. Архангельск. Изд-во «Правда Севера», 2001.
  10. Фотография деревни Устье в 1930 году. Фонд П-9, Опись 1, Д. 3. – Котласский       краеведческий музей.

 

 

Литература:

 

  1. Горынцев Д. Провинция, глубинка, глубина. – Котлас. Очерки истории. Архангельск. Изд-во «Правда Севера», 2001.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>