История восьми Туровецких храмов

Мелентьева В.В.

 В записях о Туровце в «Вологодских Епархиальных Ведомостях» за 1889 год (№23, стр.399, статья «О городках и городищах») говорится: «…Еще далее вниз по реке Северной Двине, на левой стороне по течению, в Туровецком приходе, построен был когда-то «Городок» со стенами и башнями» [2].

О существовании городка упоминается в дошедшей до настоящего времени рукописи 1806 года – «Сказании об иконе Богоматери на Туровецком погосте», что является списком с неизвестной летописи, охватывающей период с 1532 по 1688 годы, опубликованной в 1879 году (далее Сказание) [1]. В этом Сказании говорится: «Во времена и лета Великаго князя Иоанна Васильевича Московскаго и всея России, в лето 7040 (1532) егда были на Двине неверные люди казанские, именуемы черемиса, и по указу Великаго князя и по приказу Устюга Великаго Тиуна, на том Туровецком погосте, на крутой прекрасной круглой горе построен был городок деревянной, рубленой, в середине же поставлен был единодневный храм во имя Богоявления Господня. Стены и башни построены были на уготовление брани от безбожных» [1].

Такое время пришло. В повествовании говорится, что во времена царствования Иоанна Васильевича Грозного произошло первое чудо: защита Туровецкого погоста от племён черемисов, приходивших из Казани. Они в заливе реки Двины стояли и хотели разорить место святое.

«Тогда православный народ стал слезно молиться Пресвятой Богородице и, взяв чудотворную икону «Одигитрии», в надежде на ее помощь и заступничество поднял ее на стену «городка». Множество стрел обрушились на стены и икону. Одна стрела попала в бровь правого глаза чудотворного  образа, и произошло чудо: из глаза сухого дерева образа Пресвятой Богоматери выкатилась слеза. И новое чудо: сразу же все нападавшие были ослеплены за необычайное свое дерзновение. Началось у них смятение, каждый стал искать себе «вождя». Когда пришли в себя, испытав христианское чудо, стали просить прощения, обещали впредь не нападать на чудотворное место.

При получении прощения Божией Матерью они быстро отступили от Туровца. Когда вернулись к себе на родину, написали икону Пресвятой Богородицы Одигитрии и прислали ее из Казани на Туровец «в дар чюдотворному образу и во свидетельство истинно бывшаго чюдесе в память христианскому народу» [1].

Первый храм Богоявления Господня просуществовал более 200 лет и был разобран по ветхости в период между 1743 и 1769 годами, как показывают местные церковные описи тех лет. В дальнейшем на том месте стали строить часовни [3].

На святой Руси всегда вблизи церкви устраивалось кладбище, а так как гора, где явился образ Пресвятой Богородицы, мала и лесиста, то кладбищу было быть неудобно, поэтому рядом на другом месте появляются два деревянных храма – во имя Успения Божией Матери и Святителя Христова Николая, построенные неизвестно когда [3]. О том, что Успенский храм существовал уже в 1600 году, можно сделать вывод, читая в Сказании о случившемся там пожаре: «… грех ради наше во 153 (1645) году и своим небрежением та церковь згорела со всеми со иконами и книгами и чюдотворная икона, о ней Бог весть, и написанныя чюдеса – все згорело при священнике Димитрие. Служил он во храме Пресвятыя Богородицы 45 лет» [1].

Затем сообщается, что на следующий год «…на том погорелом месте основан храм 21 мая 154 (1646) года во имя Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения, прилежанием же и радением соливычегоцкой именитого рода Матроны Ивановны и сына ея Феодора Петровича Строгановых» [1].

Значит, это был второй храм в честь Успения Божией Матери, который спустя 40 лет тоже сгорел. Об этом повествует запись: «Во 194 (1686) году генваря на 6 число згорел храм со всем и ничто не вынесено – и вскоре построен храм и образ написан» [1]. Следовательно, речь идет о строительстве третьего храма Успения Божией Матери. Существовал он почти полвека до июня 1735 года, когда сгорел от удара молнии [3].

Но говорит пословица: «Свято место пусто не бывает». 14 августа 1736 года была освящена четвертая деревянная церковь во имя Успения Божией Матери. Церковь перевезена была уже готовой из Устюжской Филипповской пустыни. Просуществовала эта церковь на Туровце до 1808 года, то есть 72 года. Состарилась, из-за ветхости ее было позволено строить новую (уже пятую по счету) Успенскую церковь, но уже каменную одноэтажную. Закончено строительство в 1815 году, стоит она и теперь [3].

Николаевский храм, 1645 года, оставшийся неповрежденным от пожара, существовал до 1776 года, в котором был за ветхостью разобран. Вместо него, спустя четыре года был возведен ныне существующий деревянный храм [3].

В Клировой ведомости Туровецкого прихода за 1890 год есть описание: «Церквей две: одна деревянная, холодная, построена и освящена в 1780 году, а другая, каменная, теплая, построена и освящена в 1815 году. На обоих церквах по одной главе, а при каменной – каменная же колокольня в связи с церковью; обе церкви – одноэтажные, без всяких  внутренних и внешних особенностей… В холодной деревянной церкви престолов два: первый – во имя Богоявления Господня, второй – во имя Николая Мир Ликийских Чудотворца, в теплой каменной – во имя Успения Божией Матери» [2].

О судьбе этих двух храмов есть еще одна запись в архивных документах (Великоустюжский центральный архив, фонд 364 дело 8269 от 1916 года):  «Обе церкви одноэтажные. Каменная теплая церковь крепкая. Деревянная же церковь от давнего ее существования имела значительные наклонности в южную сторону, но в 1908 году выправлена – под основание подведен каменный фундамент и положена железная крыша. В 1912 году церковь эта с наружной стороны  обита тесом и окрашена белилами, а внутри украшены стены живописью… При церкви изба просфорни и изба для церковных сторожей. При церкви одна часовня находится на месте первоначального основания церкви, именуемом «Городок». Копии метрических книг хранятся с 1780 года» [2].

Выдающийся русский художник В.В. Верещагин, побывавший на Туровце в 1894 году, признал деревянную церковь «довольно оригинальной», так как она относится к очень редкому типу храмов, завершающихся в виде малого восьмерика [4].

Подведя итог, можно сказать, что на Туровце, начиная с 1532 года, было возведено восемь храмов: семь деревянных и один каменный. Пять храмов было построено в честь Успения Божией Матери, по одному в честь Богоявления и Николая Чудотворца и еще один, ныне существующий деревянный храм, построен вместо двух вышеназванных храмов, поэтому и имеет два престола: Богоявления Христова и Николая Чудотворца. Три храма были разобраны из-за ветхости, три храма сгорели по разным причинам, а два существуют до сих пор. Как же складывалась их судьба в послереволюционный период?

Видимо, благодаря своему географическому положению, отдаленности, как говорится, «не на глазах», туровецкие храмы избежали разрушения. Они не были использованы под складские помещения или механические мастерские, как другие храмы.

Даже есть информация о том, что в 1938 году купола храмов расписывал художник-декоратор Мариинского театра г. Ленинграда – Дмитрий Иванович Раздобурдин, уроженец здешних мест [6]. Значит, проводились ремонтные работы.

В военное время была снята часть колоколов со звонницы (сданы на переплавку). В послевоенное время гонения на церковь усилились и инокиня Евгения, жившая на Туровце, рассказывала:  «Народу стало ходить мало, но службы в храме не прекращались. В 1960 году райисполкомом было дано указание закрыть одну церковь. Так как деревянная летняя церковь (Богоявления) требовала большого ремонта, решили служить в каменной. В деревянную церковь был разрешен только вход вниз, в кладовую. Поэтому Дарья Андреевна и Анна Ивановна, жившие при церкви, хранили ключи, прятали их, не отдавали никому». Церковь была закрыта почти 30 лет. За это время не только прохудилась крыша, но и выпали стекла. От сквозняков, дождей и залетавших птиц была повреждена роспись стен, алтаря, внутреннее убранство [5].

Судя по фотографиям, сделанным в 60-х годах прошлого столетия, на верхнем ярусе деревянной церкви была икона Покрова Божией Матери, символизирующая защиту этих мест.  Дожди и сильные ветры за долгие годы сделали свое дело. Поэтому по причине ветхости икона была снята [7].

В деревянном храме планировали организовать дом отдыха на выходные и праздничные дни, но это решение так и не воплотилось в жизнь [5].

Затем все изменилось. После празднования 1000-летия крещения Руси разрешили открыть деревянную церковь. В 1988-1989 годах был сделан ремонт: перестроена входная лестница, покрашено внутри и снаружи, приведено в порядок внутренне убранство [5].

Почти через 20 лет, в 2007 году начался новый капитальный ремонт храма: поменяны кресты, железные крыши, установлены новые железные двери. Каменную Успенскую церковь очистили от многослойной шелухи краски и побелили известью. Начали красить белой краской и деревянную церковь. Так что после окончания ремонта туровецкие храмы полностью изменят свой облик, но красоты и привлекательности не потеряют.

 

Письменные источники:

 

  1. Сказание об иконе Богоматери на Туровецком погосте.// Памятники древней письменности. – СПб., 1879. –  Вып. 3. – С. 96-104.

 

Литература:

 

  1. Кудрин Н.М. Поклон земле моих предков. / Н.М. Кудрин. – Великий Устюг, 1998.
  2. Лебедев В. «Св. икона Одигитрии Божией Матери Туровецкой, в связи с историей построения храмов в селе Туровце Вологодской губ., Устюжского уезда», //ЧОЛДП.− 1911. − №10. − С.672-677.
  3. Шкаредный Н.Н. Христофорова пустынь / Н.Н. Шкаредный. − Котлас, 2006.

 

Устные источники:

 

  1. Евгения (Анастасия Степановна Зиновьева), инокиня, с. Туровец Котласского района, 2003.
  2. Раздобурдин Леонид Иванович, житель С.-Петербурга, с. Туровец, 2008.
  3. Рассадникова Ираида Петровна, пенсионерка, д. Уртомаж Котласского района, 2006.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>