Историческое прошлое Котласского края

Хрусталев А.Н.


                                                                     «Если бы мы знали свою
историю, мы бы ей гордились!»

М.В. Ломоносов.                                                                                                                                    

       «…Мы должны помнить, что и старое не  устаревает,

если к нему обращаться с поправкой на время»

Д.С. Лихачев.

Листая исторические документы о Северной земле, невольно задаешь себе вопрос: как жили наши предки? Хочется погрузиться в прошлое на многие века назад и докопаться до истины. Документов о нашем крае сохранилось крайне мало. Но даже из не достаточной информации можно сделать определенные выводы.

В VIII-XI в.в. территорию Котласского района преимущественно заселяли финно-угорские племена «чудь заволоцкая», коми «пермь вычегодская», коми-зыряне «пермь великая». В XII-XIII в.в. наша территория входила в состав Новгородской феодальной республики с административным центром в Матигорах, позднее в Холмогорах и состояла из Обонежского ряда (позднее пятина) и отдельных волостей «земель»: Тре, Заволочье, Югра, Печера, Пермь, Вологда. Две последние составляли Великопермское и Вологодское удельные княжества. Волости делились на погосты. С 1398 года на Двину назначались два посадника. Территория называлась Заволочьем.

XV век характеризуется образованием уездов («Земли»): Двинская Земля (Кеврольский и Мезенский станы), Важская Земля (Устьянские сохи), Каргопольская Земля и Устюжская Земля (она соответственно трем главным рекам делилась на три: Южскую, Сухонскую и Двинскую с центром в Устюге, волости, станы, четверти, волостки).

В 1504 году Иоанн III перед кончиною своею писал в духовном завещании «… да сыну же своему Василью даю Заволотцкую землю всю… город Устюг и со всеми волостьми, и с пути, и з селы, и со всеми пошлинами…» Так Устюжский уезд с конца XV века вошел в состав княжества Московского. Оно после присоединения ряда других русских земель на рубеже этого и следующего столетия превратилось в единое государство. Административно-территориальное деление начало складываться в конце XV и определилось в  XVI веке. Страна делилась на уезды, границы которых восходили к рубежам бывших княжеств.

Северная Двина, одна из главных артерий русского Севера, когда-то была красавицей. Полноводная, чистая, оживленная, богатая рыбой, с дивными памятниками северного зодчества по берегам. Была она воспета многими русскими художниками: И.Э. Грабарем, К.А. Коровиным, И.Я. Билибиным, В.В. Верещагиным. С конца XI — начала XII вв. начинается процесс оседания славян в чудской среде, так раньше назывался народ,  населявший западную часть Северной Двины.

В XII веке в месте слияния рек Сухоны и Юга был основан г. Устюг, распространивший свое влияние на земли верхнего течения Двины, в состав которых входила и территория современного Котласского района. В начале XIII века Устюжская земля вошла в состав Ростовского княжества. По территории нынешнего Котласского района в 1386 году проходили устюжские отряды против Новгорода. Особенно обострилась борьба с Новгородом в княжение Василия I Дмитриевича (1389-1425).  В 1425 году Устюжские рати столкнулись с войсками двинян и новгородцев. «… В лето 6933 (1425) воевали устюжана Двинускую землю, новогородцы же з двиняны ходили противо их и, не дошедшее города, примирилися Вондокурье, дали двиняном за разорение 8 000 белки да два сорока соболей и разехалися восвояси мирно…». Это первое упоминание в летописях Вондокурья.

В 1475 году Заволочье, Двинская земля, в числе прочих новгородских владений испытало на себе все ужасы варварства московских войск. Ратные люди убивали, полонили беззащитных и безоружных двинян. Княжеские междоусобицы продолжались вплоть до 1478 года, когда Новгород окончательно потерял самостоятельность и вошел в состав Московского княжества.

С 13 по 15 января 1478 г. все жители Новгорода были приведены к присяге Ивану III. Новгородское вече прекратило свое существование, а вечевой колокол был отправлен в Москву. Присоединение к Москве новгородских, вятских и пермских земель с проживающими здесь нерусскими народами севера и северо-востока расширило многонациональный состав Российского государства.

В XIV-XVI  вв. вся жизнь крестьян была пронизана общением с Богом. Без церковного благословения невозможно было ни родиться, ни умереть, ни обзавестись семьей, ни окрестить детей, ни похоронить родителей. Да и все хозяйствование на земле было теснейшим образом увязано с церковным календарем. Освоение новых пахотных земель и рост численности населения привели к необходимости создания новых церковных приходов, а значит и строительства новых храмов. Жизнь вне церкви была немыслима.

Располагаясь при слиянии крупных водных артерий Русского Севера и границе двух княжеств: Московского и Новгородского, Котлас издревле находился в эпицентре событий.

Осенью 1379 года у слияния рек Двины и Вычегды начал свою миссионерскую деятельность Стефан Пермский. Согласно историческим документам Стефан рукопожалован в священники в период между 12 февраля 1378 и двадцатыми числами июля 1379 года. Получив благословение главы православной церкви Герасима и поддержку великого князя Дмитрия (через год прозванного Донским за победу над татарами в Куликовской битве у берегов Дона), Стефан «…взяв с собой мощи святых, антиминсы и прочее потребное, что нужно для освящения святой церкви, пошел в путь с большой смелостью, устремился к шествию в прежде названном образе и обратил лицо свое к земле Пермской, ибо было направлено лицо его, когда он шел, к вышеназванной земле…Пошел он в землю, где не ходили ногами святые апостолы, ученики Господа, где не звучала речь и проповедь святых апостолов, где не было ни следа благочестия и богоразумия, где имя Божие никогда не называлось, где находятся так называемые невегласы, обманутые, некрещеные люди».

Так образно и красочно описал начало просветительской деятельности Стефана Пермского один из лучших писателей Древней Руси Епифаний Премудрый в книге «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом», датируемой 90-ми годами XIV века. Всего известно более 50 списков «Жития Стефана Пермского». Старейший из списков датируется 1490 годом.

Стефан взял с собой собственноручно изготовленный посох из лиственницы, до сих пор бережно хранимый в Пермском областном музее. По размерам посоха (длина его 125 см) можно предположительно сказать, что ростом Стефан был не менее 170 см.

Сопровождаемый обозом, он начал свою проповедническую деятельность в первом на его пути зырянском селении Котлас, при устье реки Вычегды, где для крещения обратившихся идолопоклонников построил на высоком правом берегу Двины первую часовню и установил крест. До сих пор в «Клировых ведомостях» церкви архидиакона Стефана в Котласе XIX–XX веков можно прочитать: «…Из устных преданий должно полагать, что здесь начало церкви положено Святым Стефаном Епископом Пермским. Просветителем Св. верою сего места». Епифаний Премудрый с точностью отмечает: «…ниже града Устюга на 40 верст».

В отличие от равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, Стефан не имел могущественной власти для достижения своей проповеднической деятельности по обращению язычников в православную веру. Сын простого устюжского причетника, он не был княжеских кровей и от рождения не предназначался для государственного управления. Тем не менее, он столь почитался Дмитрием Донским и другими князьями, что после смерти был похоронен в родовой великокняжеской усыпальнице. Событие по тем временам небывалое.

В разных списках «Жития» расстояние от Устюга до устья Вычегды приводится то в верстах, то в поприщах. Эти понятия идентичны, о чем свидетельствуют различные источники: в Ипатьевской летописи сообщается, что в 1167 году смоляне начали встречать князя Ростислава за 300 поприщ, а в Воскресенском списке летописи – за 300 верст. 40 верст – это 40 поприщ или 30 000 саженей. Одна сажень (до 1835 года) составляла 217,6 см. Соответственно, расстояние равно 65 км 280 метров, что и соответствует расстоянию от Устюга до устья Вычегды в районе современного города Котласа. В «Летописце о граде Сольвычегодске», составленном в XVI–XVII веках, сказано: «От града Устюга Великого вниз по Двине реке до устья реки Вычегды 45 верст, от устья по Вычегде рекою вверх до града Соль Вычегодская 15 верст». Древнерусский текст «Жития» под редакцией Г.М. Прохорова и О.Б. Рыбаковой 1995 года совсем искажает исторический перевод: «…ниже града Устюга на четырнадцать поприщ». Где потерялись 26 поприщ (верст), одному Богу известно.

Что же говорить о Пыросе? А был ли он? Да, был, только не в качестве населенного пункта, почему-то отождествляемого с Котласом, а как обширная территория, объединяющая множество населенных пунктов от Двины по Вычегде до Виледи. В переводе с коми-пермяцкого языка Пырос означает «вход», т.е. вход в Пермскую землю. Утверждение, что Пырос как населенный пункт упоминается в документах XIV века, полная дезинформация.

В летописи, найденной в Константинопольской епархии, упоминается, что в Куликовской битве (1380 год) участвовали новокрещенные пермяне. По всей видимости, именно епископ Стефан благословил пыросского князя Аликея собрать «600 воев» и помочь Дмитрию Донскому спасти нарождающуюся Россию. В XIV веке князья  управляли большой территорией, и не мог князь Аликей носить титул пыросского по названию небольшого населенного пункта. Возможно, именно князя Аликея народные предания превратили в Перу-богатыря, известного сказочного персонажа коми-зырян, отправившегося «на лыжах» помогать русскому народу в битве против степняков.

Впервые топоним Пырос появляется в Вычегодско-Вымской летописи, ведение которой началось спустя 200 лет, в конце XVI столетия: «…Лета 6887 (1379 год) иеромонах Стефан по прозванию Храп благословением епискупа Герасима идее в землю Пермскую на Вычегду на проповедь слова Божия среди нечестивые племени пермян. Того лета начал Стефан у пермян на Пыросе и на Виляде и крести их святей вере…» Летопись начал вести основатель Усть-Вымской Архангельской пустыни Мисаил. После его смерти она была продолжена священником Благовещенской церкви Евтихием. По их именам летопись получила свое второе название – Мисаило-Евтихиевская. А первое название – Вычегодско-Вымская – связано с древним наименованием Коми края – Вычегодская и Вымская земля. Изложение событий доведено летописцами до 1619 года: в этом году вологодский архиепископ Макарий запретил вести летописи «малым попам», то есть священнослужителям низких рангов. Летописание стало привилегией только Вологды как центра епархии.

Авторам, чтобы описать события, происходившие задолго до их жизни, нужно было пользоваться какими-то документами. Некоторые из них создатели летописи назвали сами: это «жития» пермских епископов Стефана и других, различные великокняжеские и царские грамоты. Далее многие историки в своих научных трудах интерпретируют Житие Стефана Пермского с указанием Пыроса как места, откуда осенью 1379 года Стефан начал проповедовать зырянам о ложности их богов.

В те времена главными божествами зырян были Войпель («Ночное ухо» – повелитель холода и непогоды) и Йомала. Также поклонялись они солнцу, огню, воде, деревьям и животным. Знали они и Великого Духа, называемого Ен. Особым почетом в среде зырян пользовались туны – волхвы. На счастье Стефана местные жители при всей своей дикой грубости отличались простотой и боязнью пред великим князем Московским и его охранной грамотой. У коми осталось предание, что эту грамоту миссионер носил на груди в кошелке, сделанной из двух металлических пластинок. Зыряне радушно принимали доброго инока и внимали его наставлениям, пока об этом не узнали волхвы. Они стали чинить препятствия, но Стефан успел просветить многих в селении. Немало времени потребовалось ему, чтобы научить местное население христианской вере. И в благодарность Богу за первый успех проповеди построил он деревянную часовню во имя святого Николая Чудотворца. Очевидно, что место это не было малолюдным.

С Пыроса святой Стефан и его спутники по правому, высокому, берегу Вычегды отправились вглубь Пермской земли. Более 200 верст от Пыроса шел Стефан и на всем этом пути проповедовал, крестил людей, ставил в деревнях часовни и кресты, основывал монастыри. На протяжении 17 лет, с 1379 по 1396 годы, Стефан Пермский шесть раз останавливался на Котласской земле.

На языке разных народностей (шорцы, кеты, самодийцы, коми и др.) топоним Пырос переводится как «кедровая река», «желтая река», «вход». Известно, что в древности Вычегда называлась Эжва, на языке коми это значит «желтая вода». Действительно, от наносов вода в реке всегда мутная, похожая по цвету на чай с молоком. Вычегда со своим песчаным дном и бурными водами в течение многих веков меняла русло, образуя отмели и песчаные пляжи. Как раз во времена Стефана Пермского она впадала в Двину в районе правого, высокого, берега, вблизи современного речного вокзала в Котласе.

Возможно, слово «Пырос» является собирательным понятием и означает название местности около впадения Вычегды в Северную Двину. В Древней Руси очень часто большие территории с множеством населенных пунктов назывались однозначно: Шеломя, Виледь, Слобода, Городище, Заволочье. О том, что Пырос охватывает большую территория говорят следующие доказательства.

Пыроса нет ни на одной из сохранившихся древних карт XVII-XIX веков. На карте Руссии, составленной по оригиналу царевича Федора Борисовича Гесселем Герритсом в 1611-1613 годах, у места слияния Вычегды и Северной Двины отмечен погост Стефана Архидиакона. На более поздних картах, датируемых 1634 годом, сделанных гравюрой на меди, отмечен населенный пункт Котлас с буквой «т». На карте 1660 года отмечен погост Стефана Архидиакона, а на карте 1692 года – вновь Котлас.

В писцовых книгах Устюжского уезда за 1623–1626 годы (л. 356 об.) имеется запись: «…Логинко Кипреянов Низовецъ (Вондокурский стан, дер. Котлас…) Перепись 1710 года: Архангелогородская губерния: Переписная книга города Соливычегодска переписи стольника Ивана Романовича Цымерманова, записано: «Деревня Кодлас а Выставок тож крестьянин Паламудов крестьянин Мелентьевых». На карте 1814 года отмечено два населенных пункта: Котлас на берегу Северной Двины и дер. Кодлас на речке Нимянда.

В 1677 году в Амстердаме вышла в свет книга «Исторический рассказ, или Описание путешествия, совершенного в свите господина Кунраада фан Кленка, чрезвычайного посла Высокомощных Господ Генеральных Штатов и его высочества господина принца Оранского к Его Величеству царю Московии» с обстоятельным описанием означенного государства, его обитателей, нравов, обычаев, законов, богослужебных обрядов и многих замечательных происшествий, встретившихся на пути в 1675 году. Автор книги Бальтазар Койэтт – богатый нидерландский купец из дворян – красочно описал путь от Архангельска до Вологды по рекам Северной Двине и Сухоне. На составленной им карте отмечены Николо-Комарицкий погост, Туровец, погост Стефана Архидиакона, село Вондокурское, село Вотложемское-Пречистенское.

«…Когда мы проехали мимо Комарицы и Туровецкой 11 октября 1675 года, здесь нам подул сносный ветер, который помог нам через большую часть мелей у Poerasse, некоего места, лежащего верстах 30 или 40, т.е. 7 миль от Устюга (что соответствует современному расстоянию до Котласа. – А.Х.). Вечером пришли мы к селу Стефана Архидиакона – Вондокурскому, где дождались трех или четырех наших лодок, которые отстали». Далее описывается, что «…12 октября пришли к разным деревням, лежавшим по обе стороны пути. По левую сторону лежало очень большое село Вотложемское-Пречистенское, где мы простояли весь день и следующую ночь. Дело было в том, что смотритель лодки с лошадьми пришел утром к его превосходительству и сообщил, что лодка с лошадьми засела на Poerasse, где глубина воды была не более 4 пяденей…»

У Бальтазара Койэтта Poerasse – это участок суши, обращенный рогами в противоположную реке сторону. Из этого можно сделать вывод, что Пырос – понятие собирательное, означающее местность слияния рек, отмелей, на территории которого, согласно древним картам, и была деревня Котлас с погостом Стефана Архидиакона. На карте 1634 года отмечены населенные пункты Котлас и Пирой.

В январе 2008 года на страницах интернет-газеты «Православие на Северной земле» появилась статья «Архангельские ученые подтвердили подлинность Жития святителя Стефана Великопермского». В ней рассказывается, что летом 2007 года в бассейне реки Старая Вычегда архангельские археологи обнаружили остатки керамики XIV-XV веков, относящиеся к Пермской археологической культуре. Доктор исторических наук, профессор Сыктывкарского госуниверситета В.А. Семенов сообщил, что вблизи места раскопок расположена станция Пырас (это и дало ученым основание предположить, что поселение, в котором в прошлом проживали предки нынешних коми, в XIV–XV веках находилось рядом со станцией), и назвал эти исследования открытием века. Так ли это?

Во-первых, в статье очень много исторически грубых неточностей. Станции Пырас как таковой просто не существует, а если речь идет о станции Пырский, чему соответствуют координаты раскопок, то Пырская слобода упоминается в исторических документах с начала XVI века как крупный населенный пункт и уж тем более не имеет никакого отношения к вышеописанному Пырасу.

Во-вторых, Пырская слобода вовсе не расположена на берегу Вычегды и находится на приличном расстоянии от Котласа, что не соответствует описанию Жития Стефана Пермского и книги Бальтазара Койэтта.

В-третьих, по историческим документам видно, что к концу XVII столетия нынешняя территория Котласского района была густонаселенной. Утверждение, что найдено Пырасское городище – это попытка в очередной раз выдать желаемое за действительное и поставить точку.

Так с удивительной легкостью поселение Пирой одним росчерком пера превращается в Пырас. А этого делать как раз и нельзя. Многие древние населенные пункты, а также реки и озера имеют названия «пермского» типа, связанные с пермянами вычегодскими, с древним коми языком: деревни Пермяцкая, Куимиха, Кушево, села Пермас, Пермогорье, Пырское, реки Перемка, Пермас, Пермовка, Вотча, Корва.

Наш котласский край должен гордиться тем, что его история уходит глубоко в века и непосредственно связана с именем Стефана Пермского. Почитание церковью святого Стефана как местночтимого святого началось практически сразу после его кончины. Позже, в 1472 году, Пахомий Серб составил службу святому Стефану. А в 1547 году  святого Стефана причислили к лику общероссийских святых.

Каждый уважающий себя населенный пункт отсчитывает свое рождение с первого упоминания в летописных источниках независимо от того, был ли он городом или нет. Так, Великий Устюг как город (городище) упоминается в летописи в 1207 году. Для того чтобы город смог так вырасти, нужно, по меньшей мере, 50–60 лет. И поэтому возникновение Устюга относят к середине XII века. Официальной датой его основания принято считать 1147 год.

Из некогда небольшого зырянского поселения Котлас за шесть столетий превратился в крупный промышленный и сельский центр на юге Архангельской области. Но до сих пор исчисляет свое рождение с 1917 года, а мог бы в 2009 году отмечать 630 летний юбилей!

Прошлое нашего Отечества таит в себе немало загадок, несмотря на огромное количество исторических исследований. История доромановской Руси во многом мифологизирована в силу нехватки достоверных письменных источников. Копии древних рукописей при каждом новом правителе подвергались переписыванию и правке, и за их достоверность ручаться сложно. Тем не менее, не все так плохо, и историческая память нашего народа до конца не стерта. О прошлом Руси сведений сохранилось, возможно, даже больше чем это предполагалось.

 

Источники:

 

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв.
Бахрушин С.В. (отв.ред.), Черепнин Л.В. АН СССР 1950 г.

История города Соли-вычегодской А. Соскин

О Св. Стефане Пермском. Просвещение севера Вологодского края. 2.

История Соловьева.

Церковные летописи, губернские и епархиальные ведомости, памятные книжки для Вологодск. губ., и дела и документы местных учреждений, клировые ведомости.

История Карамзина изд. Эйнерлинга.

Устюжский летописец.

Двинской летописец.

Степановский И.К. Вологодская старина (историко-археологический сборник). Вологда, 1890.

Сольвычегодский уезд: 1710: Переписная книга города Сольвычегодска и Сольвычегодского уезда переписи стольника И.Р.Цимерманова. Печ. оп. № 3379 (РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.1083).

Бальтазар Койэтт «Исторический рассказ, или Описание путешествия, совершенного в свите господина Кунраада фан Кленка, чрезвычайного посла Высокомощных Господ Генеральных Штатов и его высочества господина принца Оранского к Его Величеству царю Московии» 1677 год Амстердам.

Трубачева М. С., Иконы строгановских вотчин XVI-XVII веков. Каталог-альбом, Трубачева М.С. — сост. 2004 г.

Святитель Стефан Пермский «Глаголъ» С-Петербург 1995 г.

Красноборский район Архангельской области «Энциклопедический словарь» Котлас 2009 г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>