Илья Иванович Томский — основатель и первый директор Сольвычегодского музея

Власов А.Н., Мехреньгина З.Н.

     Забытой страницей истории Русского Севера оказалась история Северо-Двинской губернии, образованной в 1918 году по решению I Вологодского губернского съезда советов и ликвидированной в 1929 году. Забыты имена и деятельность людей, которые проводили в жизнь решения Вологодского съезда. Впрочем, до конца неясной осталась и сама идея этого образования.

С точки зрения культурной, подобное образование кажется вполне оправданным – Великий Устюг и Сольвычегодск издавна являлись теми центрами, которые  формировали культурный облик огромного Северо-Двинского региона между Вологдой и Архангельском. Образование новой губернии на заре новой эры в жизни российского общества, очевидно, диктовалось импульсами культурно-психологического характера и амбициями жителей этого края. Однако в экономическом и политическом отношении они оказались совершенно несостоятельными. В 1922 году выделяется из состава губернии Коми автономная область,  а затем республика, территория которой сложилась большей частью из восточных уездов Северо-Двинской губернии, а также Архангельской и Кировской областей.

Несмотря на короткий период своего существования, в Северо-Двинской губернии произошли  довольно значительные события, в том числе в области культурной жизни. Достаточно назвать такие факты, как образование Северо-Двинского государственного университета в 1920 году  в Великом Устюге и музея Сольвычегодского края в 1919 году. Складывается впечатление, что в деятельность администрации Северо-Двинской губернии наиболее существенным оказался вклад работников народного образования и культуры.

К числу таких деятельных людей Северо-Двинской губернии следует отнести Илью Ивановича Томского (родился 21.06.1893), первого директора музея Сольвычегодского края. Биографические данные о нем достаточно скудны. Из официальных анкетных данных известно, что был он уроженцем местного края, в период  работы в  Сольвычегодске проживал со своей матерью Юлией (1859 г.р.). До Сольвычегодска И.И. Томский обучался в Петербургской духовной академии и Археологическом институте, работал в Новгородском церковно-археологическом обществе (примерно в 1915-1916 годах). В 1916 г. попадает в Петергофскую школу прапорщиков военного времени 2. Очевидно, в студенческие годы И.И. Томский постигает основы своей будущей профессиональной деятельности. По документам Уездного комитета народного образования, до вступления в должность заведующего Подотделом по музейным делам и охране памятников искусства и старины, инициатором создания которого был сам И.И. Томский, он числился как археолог-любитель. За год работы Подотдела Томскому удается   организовать ряд мероприятий, направленных на охрану и учет памятников старины в городе и уезде, и создать в 1919 году музей в уездном центре.

Действия по организации работы Подотдела, а затем и музея, позволяют судить об  И.И. Томском как энергичном и профессионально опытном человеке, несмотря на его молодой возраст. Следует отметить, что среди сотрудников Подотдела и  уездной интеллигенции в Сольвычегодске не было специалистов по музейному делу, искусствоведов. Тем не менее, усилиями одного человека начинается учет памятников старины не только в городе, но и уезде, занимавшем огромную территорию.

Фотографируются и зарисовываются памятники деревянного и каменного зодчества, подлежащие уничтожению и разрушающиеся; перевозятся в каменное здание архивы города (Городской управы, бывшего Духовного правления, казначейства) и тем самым избегают уничтожения; ведется реставрация выдающихся памятников архитектуры (например,  Введенского и Благовещенского соборов, построенных в Сольвычегодске Строгановыми); организуются художественная двухнедельная выставка картин любителей и работ учащихся, библиотека справочного характера по вопросам искусства, истории, археологии края; учет и регистрация музыкальных инструментов в городе и уезде и многое другое.

Среди этих мероприятий, несомненно, исключительно важное значение для сохранения художественного наследия края имели так называемые охранные грамоты, которые от имени Подотдела были выданы  церковно- приходским общинам и владельцам особо ценных памятников культуры. По этим охранным грамотам в последующие годы уничтожения и разрушения храмов многие художественные ценности удалось сохранить. Взяты на учет и под охрану правительства почти все известные архитектурные памятники в Сольвычегодском уезде, многие из которых не сохранились до настоящего времени, а дошли до нас на фотоснимках и рисунках (например, Ильинская шатровая церковь на Вые, деревянная шатровая церковь в д. Романов Остров и др.)

Осознавая научную и художественную значимость музейной работы, И.И. Томский практически за один год деятельности Подотдела по охране памятников сумел обосновать необходимость создания в Сольвычегодске музея, первого в Северо-Двинской губернии.

Факт создания музея явился закономерным итогом деятельности Томского на посту заведующего Подотделом. Достаточно привести его «Докладную записку о сохранении памятников искусства и старины в г. Сольвычегодске и его уезде», направленную в адрес исполнительных властей губернии, чтобы в полной мере осознать глубину его гражданских чувств: «На долю гор. Сольвычегодска  и его уезда выпала честь быть хранителем ценных памятников  художественной старины: в городе архитектурных – собора, монастыря и зданий бывших присутственных мест, памятников церковной живописи и прикладного искусства, заключенных в первых двух, и богатейших архивов Городской Управы, духовного правления и полиции; в уезде – памятников деревянного зодчества, старинных домов, церквей, заброшенных в самые далекие уголки, которые часто таят в себе величайшее проявление человеческого духа, статуй, книг, часто созданных много веков тому назад. Художественная и историческая ценность выше перечисленных памятников подтверждается тем, что нет ни одного издания о Севере, в котором не было бы упомянуто о сольвычегодских сокровищах, нет ни одного туриста, который, путешествуя по Северу, объехал бы Сольвычегодск…Гибель каждого из этих памятников есть тяжелая потеря общечеловеческой культуры. И если наши памятники погибнут по нашему нерадению, то на нас и русскую демократию ляжет тяжелое сознание, что мы могли спасти эти сокровища человеческого духа, но не спасли их. Да не будет этого. (Составил И. Томский. 1918 г.)»

Эмоциональный тон «записки» не мешает понять актуальные до настоящего времени основные направления работы музея: сохранение, изучение исторических памятников края и их воспитательную роль в формировании культуры и исторического сознания местных жителей. Нельзя упрекнуть Томского в «квасном патриотизме». Его обширные связи с научными учреждениями: переписка с Археографической комиссией, Комитетом по изучению Севера России при Русском Географическом обществе, Центральным бюро Краеведения при Российской Академии наук, Ученым советом центрального географического музея, — позволяют говорить о нем как  о человеке, обладающем поистине «государственным умом и размахом».

По его инициативе в Сольвычегодске создается Общество изучения местного края, отдел Сольвычегодского музея в селе Черевково, организуется перевозка экспонатов для Вятского губернского музея искусств, преподавание краеведения на педагогических курсах и старших классах школ.

29 июля 1919 года он выступает с обращением  к школьным работникам уезда о помощи музею в деле сохранения и собирания памятников старины. В обращении содержится просьба  предоставить «в музей каждому школьному работнику хоть один экспонат, записать песню, предание – вообще поддерживать живую связь с музейными работниками». В настоящее время в архиве музея хранятся переданные местными корреспондентами записи заговоров, частушек, лирических песен.

О бескорыстии и преданности музейному делу первого директора свидетельствует любопытный  факт.  29 января 1920 года Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины обращается в Горпродукт уезда с просьбой «не отказать выдать ордер на право приобретения костюма и пальто заведующему Сольвычегодским подотделом по охране памятников искусства и старины И.И. Томскому, так как по роду своей службы т. Томский находится в частых и продолжительных служебных командировках, а единственный костюм и пальто т. Томского пришли в крайнюю ветхость, а посему отказ в получении ордера поставит т. Томского в критическое положение и лишит возможности производить полезную и ответственную работу, возложенную на него центральным органом рабоче-крестьянского правительства (подпись зав. отделом Н.Троцкой)»

Несмотря на тяжелое военное положение, огромную административную работу в связи со становлением музейного дела в уезде,  в 1921 году Томский организует научную экспедицию в самые отдаленные и труднодоступные уголки Сольвычегодского уезда на Малую Пинегу и Выю. В результате этой поездки были выявлены и взяты на учет первоклассные памятники старины. Впечатления и наблюдения о Малопинежском крае  были подробно изложены в двух его очерках «Эскизы из природы и жизни Малопинежья» (1921), «Малая Пинежка и Выя (топографо-исторический очерк)» (1922). Экспедиционные наблюдения характеризуют И.И. Томского как опытного полевого исследователя, материалы которого до настоящего времени являются востребованными и уникальными.

Издание Синодиков Сольвычегодского Благовещенского собора в 1919 году – первый опыт молодого исследователя и директора музея по введению в научный оборот новых источников по истории края. В 1924 году выходит иллюстрированный альбом «Народное искусство Севера России», подготовленный И.И. Томским совместно с С.Ф. Соколовым с предисловием И.Э. Грабаря.

Среди работ И.И. Томского следует назвать еще две публикации: «Памятка о достопримечательностях г. Сольвычегодска» (1918 г.), «Путеводитель по Северу России» (1920 г.), в которых дана общая характеристика исторических памятников Вологды, Тотьмы, Великого Устюга, Сольвычегодска, Яренска. Научной ценности эти публикации не имеют, но чрезвычайно интересны  для массового читателя и экскурсанта.

Экспедиционные поездки и издательские проекты Томского позволяют оценивать их как попытку поставить музейное дело в провинции на уровень академической науки.

Деятельность И.И. Томского в Сольвычегодском уезде, к сожалению, была прервана в 1924 году. Истинные  причины смещения его с должности директора остаются пока не выясненными. Официально Томский уволился  «по  мотивам личного характера». Известно, что  летом  1924 года он переехал в Ленинград.  Дальнейшая его судьба неизвестна.

В целом оценивая деятельность первого директора Сольвычегодского музея, следует отметить, что собранные Томским памятники Сольвычегодской старины составляют основу собрания Сольвычегодского историко-художественного музея, а заложенные им принципы работы и этики сотрудников музея остаются до настоящего времени профессиональным «кредо» современных представителей музейного дела.

Деятельность И.И. Томского по организации Сольвычегодского музея определила основные константы исторической памяти провинциальной культуры на ближайшее столетие.

 



1 Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 02 – 04 – 00049а.

2 В «Списке бывших офицеров, состоящих на службе Отдела Просвещения» 1919 года  имеется запись: «Илья Иванович Томский. Пехота, прапорщик, младший офицер, завед. полковой школой. От военной службы освобожден вовсе». ГААО, ф. 1084, о. 2, д. 3. с.1.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>