Дороги, по которым ходили наши предки

  Дороги, по которым ходили наши предки.

 

Нам кажется, что дороги, по которым мы сейчас передвигаемся, проходили всегда по этим местам, как проходят сейчас. А как же могло быть иначе? Вот моя деревня, вон соседняя, а там город, куда мне нужно попасть.  Между ними дорога. Как будто, так было всегда. Нет, не всегда. Система дорог изменилась на рубеже 19-20 веков, когда в наши края пришла железная дорога с конечной станцией Котлас.  Немного позднее стали появляться автомобили, заменяя собой лошадку с телегой, которая много столетий исправно возила нам всякие  грузы. Замена лошадей на лошадиные силы в паровом двигателе и автомобильном моторе изменила и  дороги. Так, где же до 20 века пролегали дороги?

Давайте сначала разберемся, куда и как часто ездили наши предки крестьяне. Чаще всего ездили к себе на поле и пожню. В ближнюю деревню, через которую проходила дорога к своему полю. Еще на мельницу. В дальнюю деревню не ездили. Нечего было там делать. Реже ездили в село, где церковь стояла и волостные центры Ильинск и Никольск. Там бывали ярмарки. Дороги в такие места делали местные жители. Кому надо было, тот их и прокладывал. Где лес вырубит, где мостик грузоподъемностью в одну телегу построит. Дороги эти были плохие. Местность уж больно неподходящая для сооружения дорог. В долине реки Виледи сплошные старицы и болота. А дальше от реки были угоры, изрезанные ручьями и речушками с высокими крутыми берегами.  Еще реже ездили наши предки в уездные города Сольвычегодск и Устюг. Пару раз в год на большие ярмарки или по делам. Съездить туда было уже событием. Кроме крестьян по дорогам ездили купцы, почта, служивые люди. Этим путешественникам дорога нужна была круглогодично и в хорошем состоянии. Такие дороги поддерживали власти, выделяя на их содержание деньги и штат работников. Современным языком их назвали бы транспортные коридоры. Конечно же, с испокон веков транспортными магистралями были реки. В наших краях это были Вычегда и Двина.  Вверх по Двине с Сухоной можно было попасть в губернский город Вологду и в центр страны, в её столицы. Вниз по Двине к Архангельску и морю. Были и наземные транспортные магистрали. С северо-востока по правому берегу Вычегды шел старинный путь, который имел свое название «Дорога из зырян». Кончался он у переправы через Двину немного ниже Котласа у деревни Ускурье. Не далеко от Виледи проходила еще одна большая дорога Центр — Урал-Сибирь через Устюг, Лальск и далее вдоль реки Луза. Вот на эти реки и большие наземные дороги выходили наши местные дороги. По правому берегу Виледи дороги были от деревни к деревне. Практически не было дороги между Кошкиным и Горбачихой, а так же между Павловской и Дресвянкой. Вдоль Виледи основная дорога шла по левой стороне.  Вдали от реки по верху, по угорам. Видимо, потому, что там было удобнее, ровнее. Не нужно было преодолевать высокие и крутые склоны оврагов от ручьев, которые спускались к реке. Чтобы иметь представление о высоте угоров, приведу некоторые цифры. Наша местность представляет собой равнину, приподнятую над уровнем моря на 150-180 метров. Равнина изрезана долинами больших рек и их притоков. Собственно, в долинах народ и селился первоначально.  Превышение рек над уровнем моря, примерно, составляет 50-55 метров. То есть, чтобы подняться на угор от реки, нужно было подняться на высоту в 100 метров.

С верховьев Виледи от волостного центра Ильинск была прямая дорога на город Лальск. Она начиналась от деревень Столбовая и Слудка и вдоль речки Шетьяс шла в верховья реки Лала к деревням Стройково и Княжа. Далее вдоль Лалы до Лальска.  В этом богатом купеческом городе можно было закупить товары или ехать дальше на восток на Урал или на запад в Устюг и в губернский город Вологду. В свой уездный город Сольвычегодск ехали так. От Ильинска поднимались на угор  и спускались с него только у Островской, чтобы переправиться через речку Васина. Далее дорога шла к устью речки Городишна где и переходила её около деревни Боброва Горка (Тупичиха). Поднявшись на поле около деревни, дальше в бору дорога расходилась. Одна дорога уходила на переправу в районе волостного села Никольское, а там по правому берегу шла на Вычегду к устью Виледи через деревню Сосновская. Переправившись через Вычегду, уже по почтовому тракту можно было попасть в Сольвычегодск. Другая дорога шла в село Казаково. Впоследствии, этот участок спрямили. Дорогу сделали с Островской через деревню Голодиево с переходом за Городишну под Казаковым. Возможно, что на всем пути в этом месте были самые высокие и крутые спуск и подъем. Дальше дорога пролегала по склону в долину рек Вычегды и Малой Двины, но к рекам не подходила. Этот склон был довольно плотно заселен. Он являлся, как бы, вторым уровнем заселения в наших местах, в отличие от первого непосредственно по берегам. Деревни располагались на расстоянии 10-20 километров от рек.  Дорога шла, где-то спускаясь, где-то поднимаясь по склону от Казакова на Беляевскую, что около церкви Архистратига Михаила. Сюда же выходила дорога от деревень с левого берега Виледи, которые были ниже Никольска. Дальше на Чесноковскую, Починок Рохновский, Христофорову Пустынь. К Христофоровой Пустыни с низу подходила дорога от деревни Коряжемской. Там находился Коряжемский монастырь, который по церковной иерархии являлся центром местных, в том числе и Вилегодских приходов. Следующим пунктом после Пустыни была деревня Калтино. Собственно, здесь кончалась дорога с Виледи. Она выходила  на магистральный путь Сольвычегодск – Лальск – Великий Устюг. Тем, кому надо было в уездный город, поворачивали направо, спускались с горы  и через деревню Захарьевская подъезжали к погосту Кузьминской. Там была переправа через Вычегду в Сольвычегодск. От Калтина дорога проходила по горе через Чесноково, погост Пырский, Калчуг, пересекала речки Кальчуг и Ямскую, к погосту Ямскому и деревне Копытово. Далее довольно длинный перегон лесом без населенных пунктов до Стритенского погоста, что уже на речке Лале Залеской, и деревни Ельцова Гора, которая находилась на тракте Устюг – Лальск. На восток до Лальска было уже близко, а на запад до Кузина, где находилась переправа на Великий Устюг, было без малого сотня верст. А сейчас прикинем, какие это были расстояния. Примерно, конечно. От Ильинска до Лальска на прямую получалось 50 км, а до Устюга 150 километров. До Сольвычегодска через Калтино 80 км, а через Сосновскую 90 километров.  Почему именно так проходили дороги? Они определялись местами, куда стремились люди, рельефом местности, местами, удобными для переправ через реки и ручьи.  Все эти факторы в совокупности, влияя друг на друга, и определяли, где пройдет дорога. Далеко не во всех местах можно организовать переправу, пригодную для большого транспортного потока. Река являлась серьезным препятствием для движения.  Например, через Двину их было всего две. Около Устюга и ниже Котласа в Ускурье. Через Вычегду около Сольвычегодска и выше устья Виледи. Туда и выходили дороги. Приход железной дороги в Котлас привел к  необходимости прокладки дороги от Калтино вдоль речки Лименда через Макарово и Вершину к железнодорожной станции. Что же произошло с этими дорогами? К средине 20 века они полностью утратили значение, как магистральные. Древний путь «Из зырян» на участке Сольвычегодск – Яренск в летнее время для автотранспорта труднопроходим. Как транзитная дорога на всю длину используется только зимой.  Дольше всех продержались участки Ильинск – Лальск с конечным выходом на железнодорожную станцию Луза. До 70- х годов использовали дорогу Ильинск – Калтино – Вершина — Котлас для перегонки скота и автотехники в сухое время года. Теперь участки этой дороги  используются только для местных нужд. От Ильинска можно проехать до Ершихи – дальше нет. От прямой дороги Островская – Голодиево – Казаково даже следов не осталось. В хорошем состоянии поддерживается дорога Островская – Христофорова Пустынь – Коряжма. Дальше по горе на Калтино дороги практически нет, как нет дороги с Калтино на Сольвычегодск и Лальск.  Взамен старых, люди проложили новые дороги, по которым мы ездим сейчас.

 

В. Вилежаня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>