ВЕЧНАЯ КРАСОТА ЛАЛЬСКА. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО СЕВЕРА.

Л.Ю. Горячевская, зав. лальской городской

Библиотекой им. И.С.Пономарева.

      Нет на свете человека, который равнодушно относился бы к своей малой родине, месту , где он родился и рос.

Мне же посчастливилось родиться в Лальске, на Вятском Севере. И мне кажется, что культурное наследие, создававшееся в наших маленьких городах на протяжении многих веков, наследие яркое, своеобразное, оно сохранилось в провинции лучше, чем в крупных городах. Здесь еще помнят о старинных народных традициях, давно забытых в центре.

Именно здесь, в Лальске была создана своеобразная народная художественная культура края. Ведь наши места были и остаются преимущественно сельскими.

В Вятской губернии, в конце XIX века, городского населения насчитывалось 3%, остальные жили в селах, деревнях, починках. Наиболее распространены были деревни от 6 до 15 – ти дворов. И все это в единении, в гармонии с природой. Деревянные постройки совершенно удивительным образом вписываются в окружающую среду. Умение вятского крестьянина найти оптимальное место для своей деревни – это безошибочное художественное чутье, выработанное столетиями.

А какова сила и строгость красоты северных деревень!

Вот так когда – то и зарождался наш Лальск. Легенда называет  его основателями новгородцев, пришедших сюда после разгрома их родного города войском Ивана Грозного.

« Оставившие жительство свое Великий Новгород, странствовали по лесам, пустыням  и непроходимым местам дотоле, до нележе достигли…реки Лалы и тут поселились» Годом основания Лальска считается 1570 год. И сегодня, несмотря на прошедшие 437 лет, в облике Лальска есть своя особинка. Он является памятником культуры  XIX  века., обладает художественным единством, передает неуловимый аромат старины, облик России XIX  века – «страны  уездной», по выражению М.Е. Салтыкова – Щедрина.

Мы просто обязаны все это сберечь, сохранять накопленный предками культурный потенциал. Сегодня это еще в наших силах. А сейчас поговорим о том, как создавались в нашем крае культурные ценности, накапливались веками традиции.

Народная художественная культура. Проявилась в архитектуре, искусстве, народных промыслах и крестьянском быте.

В XVI  веке « на реке на лале по осыпи стоит городок Ботище, а в осыпи церковь Михаила Архангела, верх шатровый.

В начале XVII  века городок был уже заброшен « на старом городище в осыпи стоял небольшой монастырек». В 1700 году « осыпь подмыло водой, монастырь перенесли на один километр ниже по течению Лалы. Как видно из летописей, предки наши строили в первую очередь храмы. Украшали их реликвиями, некоторые из них удалось сохранить до наших дней. В городище Ботище храмовой реликвией церкви Михаила Архангела была икона, созданная великоустюжским художником на рубеже XV –XVI  веков. Это древнейшая из сохранившихся местных икон. Сейчас она находится в Московском музее имени А. Рублева. Это Икона « Михаила Архангела». Описывается она так: «Стройная фигура небожителя, одетого в узорчатые латы и поднявшего меч, окутана ярким алым плащом и осенена перистыми темно – красными крыльями. В облике изящного юноши с удлиненными чертами большеглазого лица нет и тени воинственности. « Божий воевода и божий хранитель человеков» — из этих двух черт Михаила Архангела, как их понимали в древней Руси, художник подчеркнул лишь вторую.

Многие же реликвии к сожаленью, нами утрачены безвозвратно. Разрушились от времени деревянные храмы. Нет больше Михайло —  Архангельского монастыря,только сосновый борок на его месте шуршит игольчатыми ветками.

Сохранились лишь каменные постройки. Каменное строительство в Лальске началось в 1698 году. Первым каменным сооружением стал Воскресенский собор ( 1698 – 1717 гг.) Но за 6 лет до окончания всегго строительства был освящен северный придел собора – Никольский, посвященный Николаю Чудотворцу- покровителю всех торгующих и путешествующих, необычайно популярному в центре торговли, каким и был Лальск того времени. Оно объясняется также тем, что Никольский придел заменил собой древнейший на Лальском погосте Никольский храм, давший  в XVII веке имя погосту и потому наиболее здесь почитаемый. Деревянная церковь Николая Чудотворца имела вид восьмигранного столпообразного храма « верх шатровый». Впоследствии останки церкви сгорели во время большого пожара.

Какие – то отзвуки этой традиционной формы древнего зодчества прослеживаются и в каменной постройке, словно прилепившийся к основному четверику Воскресенского собора своим невысоким  восьмериком с низкой скатной кровлей наподобие плоского шатрика. Собор имел богатый иконостас. Настенная роспись с изображением Христа, Богоматери, ангелов, пророков, мучеников, отцов церкви, евангельских и ветхозаветных сцен была типичной для своего времени.

Воскресенский собор входит в соборный комплекс, состоящий кроме него из Благовещенской церкви, построенной в 1732 – 1762 годах и колокольни ( 1728- 1743гг.), построенной на деньги купцов Норицыных.

Прекрасный вид открывается на Соборный комплекс со стороны реки Лалы. К сожаленью, не удалось сохранить внутренне убранство Воскресенского собора, который внутри был оштукатурен и расписан живописно с легким орнаментом и позолотой. Работа была выполнена Великоустюжскими иконописцами Иваном и Виталием Березиными.

Строили собор мастера из Солигалического уезда. История сохранила для нас имена некоторых строителей собора: кирпичи делали Иван Мошнин, Панкрат Лихачев, стены клали Андрей Бросановых, Илья Новожиловых, Михайло Серкин, Яков Амосов со товарищи. Они же строили и другие церкви в Лальске и каменные дома.

И, хотя в 1974 году храм был признан памятником архитектуры республиканского значения, вернуть прежнюю красоту храмового убранства уже невозможно

Благовещенская же церковь является и ныне действующей Очень красивый, как бы воздушный, храм. Зодчие здесь нашли всевозможные великолепные пропорциональные соотношения объемов. Четверик церкви выше обычного, что придает храму стройность, выразительность, запоминающийся силуэт. К четверику пристроены два яруса. Внизу находились лабазы купцов, на верхнем – проводилась служба. Очень выразителен западный фасад храма, имеющий роскошное парадное крыльцо с двумя боковыми входами.  В Благовещенской церкви отчетливо проступает личность заказчиков постройки – торговых людей, приспособивших подклеты для личных нужд. Они разместили здесь целый 2 гостиный двор» с цепочкой выходов, изолированных друг от друга лабазов и по боковому фасаду и со стороны алтаря. Очевидно они сливались с торговыми рядами, образуя единый архитектурный комплекс, теперь уже разрозненный.

Дополняет соборный комплекс колокольня, которая гармонично в него вписывается. Построена в 1729 году на средства купцов Норициных. Колокольня сильно пострадала от пожара и в 1763 году была полностью перестроена. Богато украшена овалами,  розетками, гирляндами в стиле рококо, приобрела изящные формы. Особенно украшена  звонница. К ней ведет  внутри столпа каменная лесенка. Был когда – то и купол, венчающий колокольню. И была она самым высоким сооружением в Лальске.

У Ивана Степановича Пономарева в его книге « Сборник документов и материалов для истории Лальска» говорится: «В нынешнем 1726 году, минувшего сентября, 16 числа горел Лальский посад и в оный пожар загорело Воскресенского собору у каменной церкви главы, кровля, да у колокольни деревянный шатер и в том шатре згорели часы». В той же книге уже более поздняя запись: « В этом же году устроены на колокольне Лальского собора большие башенные часы с боем – об этом на часовом валу имеется следующая надпись:» 1765 г. сии часы построены стараниями и иждивением Лальским посадским Иваном Рысевым и всего гражданства. Работал того же посаду Nikolai Popov». Эти часы около  170 лет служили жителям Лальска, отбивая время каждые 15 минут. К 30 – м. годам ХХ века часы износились, их не смогли исправить. Все, что осталось – это сведения об удивительном часовом мастере из Лальска – Николае Григорьевиче Попове.

Колокольня сейчас бездействует, колокола сняты давно. В 1935 году  она была реконструирована в парашютную вышку, а сейчас не используется совсем.

Стоит же выбраться из Лальска в сторону Лузы, или Верхне – Лалья – а соборный комплекс перед тобой во всей своей красе, как и многие годы назад.

Храмы Лальска это лучшие образцы северной русской школы каменного зодчества. К  сожалению, не все они сохранили свою внешнюю красоту. Есть немало строений, полуразрушенных, перестроенных.

Именно такой является Богоявленская церковь ( 1711 – 1715гг.), построенный « против осыпи, где было старое городище». От церкви остались лишь несколько сводчатых помещений первого  этажа. В то же время доподлинно известно, что церковь имела более сложную композицию, чем Воскресенский собор и была как бы следующим этапом развития каменного  искусства. Известно, что строили её те же мастера, что и Воскресенский собор. Вблизи Богоявленской церкви, одновременно с ней в 1712 – 1714 годах на средства посадского человека Ивана Федоровича Бобровского было выстроено еще одно каменное здание – воспитательный дом для подкидышей и богадельная изба с церковью в честь Иоанна Предтечи с колокольней при ней « на деревянных столбах». Они имели очень скромный строгий вид, что вообще — то  соответствовало назначению сооружений. Но строгие формы были очень выразительны, а кирпичная кладка – оригинальна.

Здания в настоящее время тоже реконструированы и трудно даже угадать в них былое величие.

Чуть позднее, в 1726 году невдалеке, вместо деревянной обветшалой, была заложена каменная церковь Спаса « на княщине».  Достраивалась она чуть ли не до конца XVIII века. К 1732 году была окончена « низменная» церковь, 1750 – верхний храм Троицы и колокольня. В 1780 – приделы храма. Здание неплохо сохранилось, хотя тоже реконструировано и используется как Дом культуры. Существует легенда о том, что Спасский храм построен Лальским купцом, который на ярмарке, чтобы скорее продать свой товар, снизил цены, несмотря на уговор с другими купцами. За что ему был объявлен бойкот, на ярмарки его не допускали больше, и в искупление греха он – де и построил Спас, который его от разорения спас, и еще для изготовления раствора использовали свежие куриные яйца, для чего был построен специальный птичник (сведения от В.Д. Сухановой, бывшего директора ЛСШ).

И закрывает последнюю страницу каменной летописи древнего Лальска — архитектурный ансамбль кладбища – каменные ворота, ограда и церковь Успения, постройки 1791 – 1796. В ней нет броскости. В очертаниях – крайняя сдержанность, скромная отделка фасадов. Такой и подобает быть церкви в обстановке тихого кладбища. Эта церковь сохранилась, в теплое время года здесь совершаются отпевания усопших.

Ворота и ограда кладбища отреставрированы. Не менее уникальные, чем храмы, и рядовые застройки Лальска ушедших веков.

В отличие от многих других городов в Лальске не стерт лик древнего города. Здесь, почти в первозданном виде, сохранились торговые ряды, немало домов, по сию пору привлекающих внимание. Это дом Сергея Михайловича Прянишникова, инженера Лальской бумажной Фабрики ( ныне это здание Лальского историко — краеведческого музея), дом купцов Шестаковых, купца Сумкина, дом И.С.Пономарева , лальского головы, городская управа и немало других уникальных с своем роде построек. Атмосфера старины будто – бы разлита в воздухе.

И в то же время древний Лальск построен по всем правилам современной архитектуры, он имеет регулярную планировку улиц. Они идут перпендикулярно друг другу. Вдоль реки Лалы – три основные, все остальные – перпендикулярно к ним.

Лальск и сегодня, своим обликом, способен растревожить любого, чуткого к красоте человека, болеющего за судьбу  отечества. Недаром древние мастера говорили, что строили они « на радость себе и во славу, а детям и правнукам – во изумление».

Хотелось бы еще добавить, что в мечтах мне видится Лальск в будущем: по берегу речки Лалы – вереница восстановленных церквей: великолепный соборный комплекс: Воскресенский собор, Благовещенская церковь, колокольня с куполом и восстановленными  на колокольне часами, дальше по зеленому бульвару над рекой тмы подходим к церквям Богоявленской, Иоанно Предтеченский, затем, чуть ниже по течению, Михайло – Архангельский монастырь. Великолепная панорама, способная привести в восторг любое  русское сердце.

А в центре города – удивительный по красоте отреставрированное здание земской управы, дом И.С.Пономарева, торговые ряды – по словам вятского писателя В.Н. Крупина: « как в Ростове Великом», а еще дом Прянишникова, Шестакова, Сумкина, часовня на перекрестке улицы Большой, дальше – дом торговца Бологова (теперь это Лальская городская библиотека им. И.С. Пономарева), и булыжная мостовая.

А в воздухе – тишина и разлитый дух времени в перезвоне колоколов на звонницах.

Ведь когда – то же все это будет. Иначе быть не может. Ведь только у того, кто помнит прошлое, есть будущее.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>