Великий краевед Русского Севера

                                                                             Мамонова Надежда Андреевна

                           научный сотрудник МУК «Устьянский краеведческий музей»

В феврале 2011 года исполнилось 125 лет со дня  рождения Почётного гражданина России, устьянского учителя-краеведа, автора книги «История одного северного захолустья» и многих научных статей Михаила Ивановича Романова.

Михаил Иванович Романов – патриот родного края, человек необыкновенной судьбы. Родился он в с. Дмитриевское, одном из старейших устьянских поселений. Отец, Иван Михайлович Романов, сын потомственного священника, в прошлом народник, сосланный под надзор полиции на родину. Мать, Клавдия Вениаминовна, тоже дочь потомственного священника, гласного депутата Земского собрания Вениамина Жаворонкова, окончила прогимназию и курсы народных учительниц.

Михаил Иванович Романов в семье получил хорошее образование. В его родовом доме  была большая библиотека. Уже в пять лет он умеет читать и писать, поступает в церковно-приходскую школу.

«До пяти лет я уже читал порядочно, потому пяти лет был определён в первый класс нашей церковно-приходской школы, где учительствовал молодой и умелый учитель Алексей Мартемьянович Сергеев, из воспитанников Тотемской учительской семинарии, учитель талантливый и любящий своё дело…» (1).

Продолжает образование  в  духовном училище, но вскоре оставляет его и поступает в Городское училище в Великом Устюге. Сдаёт экстерном экзамены за Пежемское сельское училище и это даёт ему право в 1904 году поступить в Тотемскую учительскую семинарию. В этот период он много размышляет о жизни, начинает писать стихи.

Когда  революция дошла до Тотьмы, в Учительской семинарии был создан комитет студентов, а Михаил Романов стал его руководителем. Студенты требуют демократизации обучения. Трёх студентов, в их числе и Романова, отчисляют из семинарии.

Он возвращается домой и здесь активно включается в работу коммуны, которую организовал его отец. От тюрьмы его спасает призыв в армию. В 1908 году во время службы в Кронштадте он дезертировал из армии в знак протеста против царивших там порядков.  Не прожив и года в Финляндии, он сдаётся как дезертир. Жизнь на чужбине не для него. Наказание – два года тюрьмы.

В 1914 году он добровольцем уходит на фронт, попадает в немецкий плен, бежит, живёт в Дании в лагере для беженцев, затем добирается до Мурманска. В 1920 году он был одним из организаторов восстания против белых, чтобы отстоять Советскую власть в Мурманске. Получает  ранение и ему ампутируют ногу выше колена. На родину вернулся инвалидом в июне 1920 года.

Михаил Иванович работает сначала кузнецом, потом учителем, директором школы. Во время организации колхозов Михаил Иванович Романов выступает против насильственного вовлечения крестьян в колхозы. Это было расценено тоже как вредительство. Его увольняют с работы. Затем после расследования почти через год восстанавливают.

В 1933 году Михаил Иванович поступает на заочное отделение Северного краевого педагогического института, затем в 1937 году попутно оканчивает экстерном Государственный центральный институт заочного обучения иностранным языкам, получив дипломы по трём специальностям:  учителя русского языка, переводчика высшей квалификации немецкого и английского языков.

В этот период он ведёт переписку с издательствами, готовит к публикации рукописи. Он полон творческих замыслов и новых идей, но неожиданно 21 декабря 1937 года  его  арестовывают. Предъявлено обвинение – «контрреволюционная деятельность».

Десять долгих лет он провёл в тюрьме. Когда вернулся, переехал в Пежму, так как бывшему осуждённому в Вельске нельзя было жить. Здесь и прошли последние годы его жизни: в постоянной борьбе за реабилитацию, за пенсию, за право работать в архивах. Он вспоминает свою Устью, Дмитриево.

Когда в декабре 1955 года пришло долгожданное решение о его  реабилитации, жить ему оставалось меньше года. Михаил Иванович умер 17 июня 1956 года и похоронен на пежемском кладбище рядом с женой Елизаветой Яковлевной.

Революция, первая мировая, гражданская война, арест, репрессии, лагерь – всё это повлияло на  судьбу Романова и сыграло свою роль  в его жизни.

Активно интересоваться историей и культурой родного края он начинает во время своей педагогической деятельности. Романов по крупицам собирает богатейший материал, записывает былины и предания, производит археологические раскопки.

«Из 70 лет своей жизни 25 годов было отдано педагогической работе; из тех же 70 лет 33 года занято было краеведческой работой, причём та и другая работы сочетались между собой, проводились одновременно. Это сочетание я склонен был считать за особый, краеведческий метод педагогической работы, весьма продуктивный в обоих отношениях» (2).

Определяющую роль в формировании интереса М.И. Романова к истории и культуре родного края сыграл архив Дмитриевской волостной земской избы, который  хранился в родовом  доме Романовых. Главным итогом его работы с архивом стала книга: «История одного северного захолустья».

В предисловии Романов пишет: «Цель настоящей работы показать изнанку исторической жизни русского крестьянства, показать, как отзывались внешние исторические события в скрытых глубинах народной жизни, в захолустьях нашей обширной родины. Многие процессы жизни разных уголков одного и того же края, – в данном случае Северного, –  должны быть схожи между собой. История одного из таких уголков типична и для других углов того же края. Поэтому,  своей работе я даю несколько неопределённое заглавие – “История одного северного захолустья”» (3).

Книга была выпущена в 1925 году в Великом Устюге.

Большой интерес представляет и другая работа М.И. Романова: «Устьянские народные говоры Архангельской области». Над составлением словаря устьянских говоров, который включает в себя более 10 тысяч слов, он работал более 30 лет. Это – сборник диалектной лексики, он бесспорно является источником ценной информации о духовной культуре жителей Устьянского края.

Не менее интересен и составленный им «Список мужских и женских имён в народном произношении Устьянских волостей». А его работа «Фольклор Устьи» – это уникальнейшее собрание многих сотен песен, сказаний, причитаний.

М.И. Романов мечтал представить полную историю своего края, он постоянно искал, переписывал и корректировал свои записи – так появляется рукопись «История Устьянских волостей».

Ценность работ М.И. Романова несомненно заключается в том, что никто до него не занимался так глубоко и всесторонне историей устьянских волостей.

МУК «Устьянский краеведческий музей» проводит большую работу по изучению и сохранению наследия М.И. Романова.

Начиная с 2006 года, музей организует Межрегиональные общественно-научные, историко-краеведческие Романовские чтения, которые и  посвящаются памяти нашего земляка – патриота родного края.

Главная цель чтений – изучение жизни  М.И. Романова, исследование истории Устьянско-Важского края и сохранение его уникального историко-культурного  наследия.

Темы выступлений участников чтений очень разнообразны. Посвящаются они личности М.И. Романова, его семье, истории и культуре Поважья, развитию краеведения. С каждым годом увеличивается число участников чтений, расширяется их география: за пять лет в чтениях принимали участие докладчики из Москвы, Вологды, Архангельска., Вельска,  Шенкурска, Тарноги, Котласа. Особенно радует нас тот факт, что активное участие в чтениях принимают педагоги и учащиеся школ нашего района.

В 2007 году Устьянским краеведческим музеем при поддержке попечителей музея переиздана книга М.И. Романова «История одного северного захолустья» и издана книга «По ухабам жизни».

В 2007 году, благодаря финансовой поддержке администрации района и попечительского Совета музея, выкуплен архив Романова у Лидии Тимофеевны Романовой, супруги сына Михаила Ивановича – Льва. Ряд материалов был передан Лидией Тимофеевной в дар.

Архив М.И. Романова – это интереснейший, богатый материал, раскрывающий картину жизни в нашей северной деревне на протяжении столетий. Кроме перечисленных уже работ, он включает в себя такие документы, перечислим.

«Документы Дмитриевской земской волостной избы» – это исторические документы самого различного содержания, датировка идёт с первой половины 16-го века. Перевод был сделан лично М.И. Романовым. Здесь и протоколы выборов земской администрации Устьянской волости в 17 веке, и всевозможные прошения, крестьянские жалобы, инструкции.

Вот, например, «Отпускные записки рабочим из Петербурга» (два экз.) Читаем: «1703 года в 26 день поприказу губернатора Александра Даниловича Меньшикова отпущен из Петербурга сработы Устьянской волости крестьянин Федос Кошелев» (4).

«Летопись Дмитриевской Николаевской церкви Вельского уезда» – на первом листе имеется запись: «Куплена у церковного Совета в июне 1927 года вместе с “Епархиальными ведомостями” за 10 рублей» (5).Записи идут с января 1868 года. Они содержат разного рода исторический материал: описание церквей, запись численности населения по годам, количество дворов, самые важные события и природные явления.

Например, запись1869 года: «Апреля 25 дня – Пятница. Река Усья очистилась совершенно ото льда. Яровые посевы начались с 3 мая» (6). Или:  «В 1874 году родилось мужского пола 103 чел, женского – 83 чел, всего 186, умерло мужского пола: 43, женского пола: 33, всего 46» (7).

Списки населения Дмитриевской волости 1607-1609 гг. Встречается много интересных имён и фамилий. Например, имена: Оникей, Онорий, Никей и фамилии: Иринин, Кошель, Тепня.

Главный труд М.И. Романова – «История Устьянских волостей»  – состоит из отдельных очерков. Например, в очерке, охватывающем  период 16-17 веков, рассказывается о земской  организации Устьянских волостей. На право самоуправления была выдана особая уставная грамота. Ряд очерков посвящён 18-у веку («Провинциальная реформа» – о формировании нового административного аппарата на местах, о влиянии петровской эпохи на экономическое состояние Севера, «Годы застоя и экономического упадка северной деревни 1740-1753 гг» – о тяжёлом положении крестьян в Устьянских волостях, различных повинностях).

И многое другое. Например, в очерке о налогах и сборах, взимавшихся в Устьянских волостях в начале 18-го века, мы узнаём о разного рода оброках. Так, банный, т.е. владельцы бань облагались денежным оброком, в некоторых местах это привело к уничтожению бань, люди мылись в печах или вообще не мылись. Мельничный оброк тоже привёл к тому, что зерно стали перемалывать на ручных жерновах…

Несколько очерков отражают 19-й век: «Первая половина 19 века», «Административные и судебные органы», «Вторая пол. 19 века», «Земская реформа в Вельском уезде». Анализируя эти очерки, можно увидеть, как отразились на жизни крестьян в устьянских волостях реформы, проводившиеся в 19 веке, узнать о земской реформе 1864 года и проведении её в Вельском уезде. Здесь М.И. Романов использует доклады: о состоянии Устьянского врачебного участка, о народном образовании в пореформенный период.

Архив включает в себя и указы царствующих особ 18-го века, затрагивающие разные стороны жизни. Например, «Указ о переселении неугодных лиц в Сибирь от декабря 13 дня 1760 г». Читаем: «В Сибирской губернии, и Иркуцкой  провинции, в Нерчинском уезде. Состоят к поселению и хлебопашеству удобные места, которых к заселению государственный интерес требует. Того ради по указу ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Правительствующий Сенат Приказали: Публиковать во всём государстве печатными указами. Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян, также и женского пола, которые вместо должных по своим званиям услуг; воровством, пьянством, и прочими непристойными продерзностными поступками, многий вред, разорение, убытки и приключения причиняют, таковых за оные непотребства; однакож годных к крестьянской и другой работе, летами не старше сорока пяти лет, отдавать к объявленному поселению; коих для помянутого отправления в Сибирь…» (7). «Указ об уменьшении налога на соль в 1751 г. июня 5 дня 1751 года» и др.  Также  прошения, рапорты и приказы. Например: «Рапорт от желающих в Дмитриевской волости идти на работы в Архангельск, июня 13 дня 1768 года» (8).

Различные документы: переписка М.И. Романова с учреждениями, организациями, справки, свидетельства, удостоверения, рекомендации, уведомления, а также письма И.М. Романова.

Среди документов, например, в наличии копия петиции «Въ  Педагогический  Совiъет Тотемской Учительской Семинарiи воспитанниковъ I, II и III классовъ», в ней изложены требования учащихся.

Для примера несколько пунктов из этой петиции: «4. Присутствiя депутатовъ, выбранныхъ воспитанниками, на педагогическихъ совътах, хотя и безъ права подачи голоса.

5. Свободы собранiй воспитанниковъ въ зданiи Семинарiи.

8. Неприкосновенность корреспонденцiи» (9), всего 13 пунктов.

Собрав огромный материал по истории Устьянских волостей, Михаил Иванович обращался в разные институты, печатные издания, чтобы опубликовать эти материалы. Сохранились письма, ответы.

Например, письмо от секретаря Вологодского Обкома ВКП(б) Г. Куприянова в институт истории народов СССР Академии наук СССР академику Б.Д. Грекову  от 6 марта 1951 года следующего содержания:

«В Вологодский Обком ВКП(б) поступило предложение учителя семилетней школы г. Вельска, Архангельской области, Романова Мих. Иван. об издании его работы «История Устьянских волостей». Автор собирал и обрабатывал материалы, как он пишет, в течение трёх десятков лет. Нашей области издательство не компетентно издавать подобного рода исторических материалов. Мы рекомендуем автору обратиться к Вам в институт истории Академии Наук СССР как для рецензирования его работы, а также и для получения указаний о его дальнейшей работе. Товарищ Романов М.И. работает над материалом с большой настойчивостью. Он может оказаться полезным человеком для Академии Наук СССР» (10).

Историческое значение для нашего Устьянского края  имеет его рукопись: книга «Устья». Очень интересны книги, содержащие автобиографические сведения: «Педагогические мемуары учителя-краеведа», «Предки», «По ухабам жизни».

20-22 июля 2011 года пройдут шестые межрегиональные общественно-научные, историко-краеведческие Романовские чтения. Предполагаемые темы: 1.М.И. Романов: жизнь, научная и общественная деятельность. 2.Устьянско-Важский край: актуальные вопросы истории, культуры и православия. Участники чтений посетят с. Дмитриево, где родился наш земляк и библиотеку-музей им. М.И. Романова, села Пежма Вельского района, где он жил и работал последние годы, с. Бестужево.

Изучение малой родины было смыслом жизни Михаила Ивановича Романова. С этого года на страницах районных газет мы начали публикацию материалов, связанных с его именем. Пусть как можно больше людей узнает о жизни и творчестве этого замечательного человека, поистине настоящего  патриота, великого краеведа. Он достоин памяти и уважения.

__________

 

1. Романов М.И. «Педагогические мемуары».Часть первая. Глава третья. На путях к трудовой школе, стр. 33.

2. УКМ КП 1817/21. Рецензия М.И. Романова на свой очерк «История                              Устьянских волостей» на 12 л, лл 5,6

3. Романов М.И. «История одного северного захолустья», Вельск.2006. –192 стр,стр.3.

4. Там же, стр 111.

5. УКМ КП 3781/1 «Летопись Дмитриевской Николаевской церкви Вельского уезда», л. 1.

6. Там же, л. 16.

7. Там же, л. 47.

8. УКМ КП 3816/1-32 Указы.18 век, л1.

9. УКМ КП 3781/5. Документы семьи Романовых. На 86 л., документ 14.

10. Там же, документ 85.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>